Тема урока: Письменное умножение чисел, оканчивающихся нулями
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: создание условий для формирования представлений о том, как умножать многозначные числа, оканчивающиеся нулями
Задачи:
Предметные:
Личностные:
Метапредметные:
Регулятивные:
учить контролю и коррекции своей деятельности, прогнозированию результата и уровня усвоения материала;
формировать умение сохранять учебную задачу, контролировать процесс и результат своей деятельности, умение адекватно воспринимать оценки;
учить оценивать то, что усвоено, осознанию качества и уровня усвоения.
Познавательные:
формировать умение структурировать знания;
совершенствовать операции анализа, синтеза, сравнения;
развивать умение формировать цели;
учить формулировать проблему;
учить поиску и выделению необходимой информации;
формировать умение строить логические цепи рассуждений;
формировать самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера
Коммуникативные:
учить сотрудничать с учителем и со сверстниками;
развивать умение контролировать, корректировать и оценивать действия партнера;
формировать умение выражать свои мысли;
учить сотрудничать с учителем и со сверстниками;
формировать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем
Планируемый результат: уметь самостоятельно решать письменно примеры с числами оканчивающимися нулями
Методы обучения: частично- поисковый, упражнения
Средства обучения: учебник, компьютер, раздаточный материал
I. Организационный момент.
Сегодня у нас на уроке находятся гости. Мы покажем им нашу активность, внимательность и сосредоточенность. Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок математики.
И пусть прохлада в окна дышит.
Нам будет здесь уютно – ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
И сейчас я проверю, как вы умеете внимательно слушать и слышать.
Запишите в тетрадях число, классная работа.
II. Устный счет.
Мы начинаем урок с устного счета. Одна хорошая минута сделала одно хорошее дело. Десять минут сделали 10 хороших дел. А сколько хороших дел можно сделать за урок? (45) Итак, ребята, я желаю вам сегодня на уроке сделать много хороших дел, получить положительные эмоции от своих результатов, от результата урока. Девиз нашего урока: «Не стыдно не знать – стыдно не учиться».
- Я буду читать вам задачи, а вы постарайтесь быстро решить их и найти ответы на доске.
Туристы ехали на автобусе 2 ч со скоростью 70 км/ч. Какое расстояние они преодолели за это время? (140 км)
Потом шли 3ч со скоростью 6 км/ч. Найдите расстояние, которое они прошли за 3 часа? (180 км)
А теперь сосчитайте, какое расстояние прошли туристы всего? (320 км)
Молодцы! Справились с заданием.
III. Самоопределение к деятельности
- Ребята, у вас на партах лежат карточки с заданием.
Предлагаю, прежде чем вы назовёте произведение, соединить стрелками приемы умножения.
1) 6·9= 54 2) 26·3=78 3) 139·0=0 4) 264·10=2640 5) 92· 100=9200 6) 532·300= ? | - внетабличное умножение - умножение на ноль - увеличение числа в 10, - увеличение числа в 100 раз - табличное умножение |
- Почему не смогли назвать последний приём умножения? (С этим приемом мы не знакомы)
- Можем ли мы сразу его решить? (Нет)
- Что нам для этого необходимо? (Новые знания)
- Давайте определим тему нашего урока. (Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями).
- Какие цели ставим перед собой? (Мы должны научиться письменно умножать многозначные числа в столбик на числа, которые оканчиваются нулями).
IV. Целеполагание
- Посмотрите на слайд. Прочитайте выражение 320*40=
Сегодня мы должны научиться их умножать. Тема нашего урока
«Письменное умножение двух многозначных чисел, оканчивающихся нулями»
- Сколько в числе 320 десятков? (32 дес)
Так и запишем, а число 40 разложим на множители:
32дес *(4*10)=
- Умножим 32дес *4=128дес *10=12800
- Можно ещё этот пример решить, записав в столбик, т.е. письменно.
320
* 40
12800
Алгоритм: Чтобы найти произведение круглых чисел, надо выполнить умножение, не глядя на нули, а затем приписать столько нулей, сколько в обоих множителях. Запишите этот выражение в тетрадь. - Молодцы!
VI. Работа по теме урока по учебнику.
Открываем тетради и записываем «14 февраля. Классная работа.» и учебник на с. 15. Рассмотрим еще раз принцип умножения многозначных чисел в столбик на числа, которые оканчиваются нулями.
Прочитайте примеры первого столбика. Сколько сотен содержит число 7600? (76). Сколько десятков в числе 40? (4). Умножаем 76 на 4 и получаем 304. А три нуля приписываем справа. Получилось число 304 000.
Письменно выполним деление второго и третьего столбика, используя правильную запись. (Дети работают, комментируя запись).
VII. Закрепление изученного материала.
Великий Сократ говорил, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Как вы понимаете его слова?
Закрепим полученные знания, выполнив письменное умножение с объяснением на доске.
Работа в тетрадях и по учебнику на с.15 №54 (1 строчка)
-Понятен ли вам этот приём умножения?
№55.
Ф/М
№56. Прочитайте задачу. Запишем задачу в таблицу.
Скорость | Время | Расстояние |
1 т. 36км/ч | 4 ч одинак. | ? км |
2 т. ? | ? км, в 3 раза м. |
36*4=144 (км)- прошел 1 теплоход.
144: 3 =48 (км)- прошел 2 теплоход.
48:4 = 12 (км/ч)- скорость 2 теплохода.

№58.
Оля Бабушка Маша
63 г 65 л
73 г
73-63=10 л. - Оле
65-10=55 л. - Бабушке
63-55=8 л. - Маше
№59 (№1) х*9 =120 – 66 Х = 6
IX. Рефлексия и подведение итогов урока.
Какой вычислительный прием мы закрепляли сегодня на уроке?
У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, вы раставьте пошаговые действия в нужном порядке.
Работа в парах
1.Записываю множители так, чтобы нули остались в стороне.
2.Умножаю многозначное число на число, не обращая внимания на нули.
3.К полученному результату приписываю нули.
4.Читаю ответ.
- Прочитайте то, что у вас получилось на парте с правильным ответом на слайде.
Пользуясь алгоритмом выполните примеры под . Проверим результаты. (80 000; 150 000; 74 196)
-Что нового узнали?
Ребята, я буду называть утверждение, а вы поднимите руки, кому оно соответствует.
Урок полезен, всё понятно.
2. Мне кое-что чуть-чуть неясно.
3. А мне придётся потрудиться.
4. Да, трудно всё-таки учиться!
X. Домашнее задание с. 15 №54 (2 строчка) №60 (преобразования).