5 класс Математика Урок № 6
Тема: Десятичная система записи натуральных чисел.
Цель: рассмотреть позиционную систему счисления; познакомиться с классами
многозначных чисел; разобрать представление числа в виде суммы разрядных
слагаемых.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель и ученики приветствуют друг друга, выявляются отсутствующие.
II. Проверка домашнего задания
Учитель берёт тетради у 2 – 3 учащихся для проверки домашней работы.
III. Актуализация опорных знаний учащихся
Учитель проводит устный опрос:
– Какие числа называют натуральными?
– Есть ли конец у натурального ряда чисел?
– Есть ли начало у натурального ряда чисел?
– Является ли 0 натуральным числом?
– Сколько чисел в натуральном ряду между числами 23 и 30?
IV. Постановка темы и целей урока
Тропинка к истине сложна,
И потому в мышленье чистом
Отвага дерзкая нужна
Не менее, чем альпинистам.
– Это четверостишие не просто так подобрано к нашему уроку. Сегодня мы вспомним, из чего состоят числа и какую систему счисления мы используем.
– Откройте тетрадь, запишите дату и тему урока: «Десятичная система записи натуральных чисел».
V. Изучение нового материала
В настоящее время принята десятичная система записи чисел (десятичная система счисления), в которой числа записываются при помощи десяти знаков:
0, 1,2,3,4,5,6,7,8,9 – они называются цифрами.
Одна и та же цифра может иметь различное значение в зависимости от позиции, где она расположена в записи числа.
Например, в записи числа 555 первая справа цифра «5» означает 5 единиц, вторая – пять десятков, третья – пять сотен.
5 55
Сотни Единицы
Десятки
Поэтому, десятичную систему счисления называют позиционной.
Натуральные числа, записанные одной цифрой, называют однозначными, а записанные несколькими цифрами – многозначными.
Н
1, 6, 8 – однозначные числа
10, 57, 98 – двузначные числа
111, 267 – трёхзначные числа
234567 – шестизначное число
апример,
Для чтения многозначных чисел их разбивают, начиная справа, на группы, по три цифры в каждой (самая левая группа может состоять из одной или двух цифр). Эти группы называют классами.
Класс миллиардов Класс тысяч
1 23 456 789 123
Класс миллионов Класс единиц
–Например, запишем заданное число 15 388 001 286 в таблицу, начиная с класса единиц.
Классы | Миллиарды | Миллионы | Тысячи | Единицы |
Разряды | с о т н и | Д е с я т к и | Е д и н и ц ы | с о т н и | Д е с я т к и | Е д и н и ц ы | с о т н и | Д е с я т к и | Е д и н и ц ы | с о т н и | Д е с я т к и | Е д и н и ц ы |
Число | 1 5 3 8 8 0 0 1 2 8 6 |
Т.е. записываем в таблицу число справа налево, начиная с цифры 6. Это число имеет 286 единиц в классе единиц, 1 единицу в классе тысяч, 388 единиц в классе миллионов, 15 единиц в классе миллиардов. Наше число: 15 миллиардов 388 миллионов 1 тысяча 286.
Чтобы прочитать число, называют слева по очереди число единиц каждого класса и добавляют название класса.
Заметим, что каждое натуральное число можно записать в виде суммы разрядных слагаемых. Например, число 6789 состоит из шести тысяч, семи сотен, восьми десятков и девяти единиц, поэтому это число мы можем представить в виде суммы разрядных слагаемых.
6789 = 6 ∙ 1000 + 7 ∙ 100 + 8 ∙ 10 + 9 ∙ 1.
VI. Решение упражнений
№ 9 - № 12 – решается устно;
№ 13 – решается письменно учениками возле доски;
№ 14 – решается письменно учениками возле доски;
№ 17 – решается устно.
VII. Закрепление изученного материала
– Что называют десятичной системой записи чисел?
– Почему десятичную систему счисления называют позиционной?
– Какие числа называют однозначными?
– Какие числа называют многозначными?
– Какие группы называют классами?
– Запишите число 2879 в виде суммы разрядных слагаемых.
Игра «Кто быстрее?»
Кто быстрее решит № 18, тот должен поднять руки вверх. Учитель подходит к ученику и проверяет выполнение задания.
VIII. Анонс домашнего задания
IX. Рефлексия. Подведение итогов урока
– На сегодняшнем уроке мы повторили, что такое натуральные числа, узнали о десятичной записи натуральных чисел и о разрядности натуральных чисел.
– Оцените свою работу на уроке по десятибалльной шкале.
– Понравилась ли вам работа на уроке?
Учитель выставляет оценки, тем самым подводит итоги урока.