I.Создание учебной ситуации. -Установите закономерность в расположении ряда чисел и найдите следующие числа: а)1, 3, 9, 27, ? б)1, 4, 12, 15, ? в)1, 3, 2, 5, 4, 8, ? (На доске даны числа: 81457, 45781, 78145, 14578.) -Как можно назвать эту группу чисел? -Эти числа одинаковые? -Почему? -Чем похожи? -Какие математические действия мы можем выполнять? -Скажите, всё мы знаем о числах? -Найдите сумму любых двух чисел из данных. Как будем записывать числа? II.Создание ситуации непонимания. -Прочитайте числа. 17405, 1/6, 160004, 2/3, 49104, 5/8. -Разделите числа на две группы. -Какие математические действия мы можем выполнять с многозначными числами? -Как вы думаете, а с дробными числами, какие математические действия можно выполнить? -Почему числа назвали дробными? -Назовите наименьшее дробное число. -Назовите наибольшее дробное число. -Сравнивать умеем? -Все мы знаем о числах? -С какими числами мы познакомились? -Поставьте учебную задачу урока. III.Решение задач для проверки гипотез. -Какую долю составляет закрашенная часть фигуры? -Прочитайте эту дробь. ( Учитель показывает дробь на доске.) -На сколько равных частей разделили круг? -Какую долю круга составляет каждая часть? -Сколько таких долей закрасили? -Прочитайте эту дробь. (Учитель показывает дробь на доске.) Как будете читать: сверху вниз или снизу вверх? -Прочитайте следующую дробь. -Прочитайте дроби, записанные на доске. -Мы научились читать дроби? -А теперь будем учиться записывать дробь. Сколько клеточек мы будем использовать для записи дроби? -Пишем вертикально или горизонтально? Сравните. -Расскажите, как будете писать дробь? -Что обозначает черта в дроби? -Что показывает число под чертой? -Кто знает, как называется число под чертой? (Учитель прикрепляет на доску карточку.) -Что показывает число под чертой? -Как называется число под чертой? (Учитель прикрепляет карточку на доску.) -Запишите дробью пять седьмых, семь тридцать шестых, одиннадцать сороковых. -Научились писать дроби? (Даны фигуры.) (Прямоугольник, треугольник.) -Запишите дробью, какая часть фигуры закрашена. -Какая часть фигуры не закрашена? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. 567, 8301, 4/5, 93014, 7/15? 8/19. -Если я назову целое число, то вы шагаете на месте, а если дробное – то присаживаетесь на корточки. IV. Новый способ выхода из ситуации непонимания (частичного понимания). Самостоятельная работа (работа в командах). (На столе лежат ножницы и рисунок пиццы, поделённой на 8 частей.) -На ваших партах лежат пиццы. Вы меня можете угостить своих соседей по парте. Дайте, пожалуйста, вашему соседу 2/8 пиццы. Узнайте, какая часть пиццы осталась у вас? -Что показывает число под чертой? -Как называется это число? -Что показывает число над чертой? -Как оно называется? -Назовите числитель и знаменатель дроби. V. Расширение понимания. Коллективное обсуждение: - выявление разных версий - поиск – решение учебной задачи -На ваших партах лежат листочки с прямоугольниками. Положите перед собой меньшие по размеру. Закрасьте 2/5 прямоугольника. -Запишите в тетради, какую часть вы закрасили, и какая часть осталась не- закрашенной. -Положите перед собой листочки, на которых изображены два прямоугольника. Листочки разместите вертикально так, чтобы прямоугольник под № 1 оказался вверху. Закрасьте на первом рисунке 2/7 прямоугольника, а на втором – 5/12 прямоугольника. -Поменяйтесь листочками, проверьте друг друга. Образец на доске. -Верните листочки. Посмотрите, были ли у вас ошибки. Поднимите руку, кто выполнил работу правильно. -Запишите в тетради, какая часть каждого прямоугольника осталась не закрашенной. -Прочитайте дроби, назовите числитель и знаменатель каждой из них. -Что показывает число над чертой? -Как оно называется? -Что показывает число под чертой? - Как оно называется? VI.Рефлексия способа. 1.Зафиксировать ситуацию непонимания. Вопрос | Гипотеза | Ответ | | читать | | | + | писать | | | + | сравнивать | | | + | 2.Постановка вопросов. 3.Формулирование гипотез (предположений). Работа у доски. К1 – К2 К3 – К4 4.Проверка гипотез через решение задач: а) прочитайте: 4/7; 3/12; 4/16 б) запишите: 2/8; 3/6; 7/9 (под диктовку). - Нашли выход из ситуации непонимания? VII. Выставление отметок за урок. VIII. Домашнее задание: стр. 88 №7, №8 (1). | -Каждое последующее число умножается на 3. Следующее число 81. -К первому числу прибавляется 3, второе число умножается на 3 и т.д. Следующее число 45. - 1+2=3, 3-1=2, 2+3=5, 5-1=4, 4+4=8 , 8-1=7. Следующее число 7. -Многозначные, пятизначные, … -Разные. -Использованы одни и те же цифры. -Сложение, вычитание, умножение, деление. -Да. -В столбик. (Дети читают целые числа, дробные числа прочитать затрудняются.) -Целые и дробные. -Многозначные и дроби. - Сложение, вычитание, умножение, деление. -Сложение, вычитание, умножение, деление. -Целое разделили на равные части и взяли часть. -От слова «дробь». Дети не могут назвать. Дети не могут ответить. -Нет. -Нет. -С дробными числами. Вопрос | Гипотеза | Ответ | -читать дробные числа -писать дробные числа -что обозначает число над чертой -что обозначает число под чертой -что обозначает черта | сверху вниз – снизу вверх | | - 1/6. - 1/6. -Круг разделили на 3 равные части. -Каждая часть составляет 1/3 долю круга. -Две такие доли закрасили. -Я буду читать дробь сверху вниз: две третьих. -5/8. -2/5, 4/7, 3/9, 4/6. -Мы научились читать дроби. -2. -Вертикально. -Отступаю 2 клетки слева, сверху – 2 клетки, одну цифру пишу вверху, другую – внизу. 1/6, 2/3, 5/8, 3/5. -Деление. -Знак деления. -На сколько равных долей разделили целое. -Знаменатель. -Сколько долей взяли. -Числитель. 5/7; 7/36; 11/40. -Да. -3/4, 3/10, 4/6. -1/4, 7/10, 2/6. Дети отрезают 2/8 части пиццы и отдают соседу по парте. На листочках записывают оставшуюся часть 6/8. -На сколько равных частей разделили. -Знаменатель. -Сколько частей взяли. -Числитель. -Числитель – 6, знаменатель -8. (Учащиеся закрашивают 2/5.) -2/5, 3/5. (Учащиеся закрашивают 2/7 и 5/12.) (Учащиеся проверяют работу друг друга.) -5/7 (числитель – 5, знаменатель – 7), 7/12 (числитель –7, знаменатель – 12). -Сколько частей взяли. -Числитель. -На сколько частей разделили. -Знаменатель. -Да. |