Тема урока:
Прием письменного деления многозначного числа на однозначное.
Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся о делении, формировать общие учебные умения в условиях решения учебных задач.
Задачи:
Образовательная:
-познакомить с приёмом письменного деления многозначных чисел на однозначное число;
-отработать арифметические навыки.
Развивающая:
-развивать аналитические способности учащихся, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательная:
воспитывать трудолюбие, активность, умение работать в группах, ответственность за команду.
Оборудование:
учебник, рабочая тетрадь, презентация, проектор, индивидуальная карта«Рефлексивная мишень».
Ход урока
I.Организационный момент.(слайд №1)
-Здравствуйте, ребята. На столах у вас лежит учебник "Математика", тетрадь, ручка, карта"Рефлексивная мишень".
Сегодня мы в путь за наукой пойдем.
Смекалку, фантазию нашу возьмем.
Дорогой с пути никуда не свернем.
И знания новые точно найдем!
-Над какой темой работали на прошлом уроке? (Повторяли все, что знаем о делении)
-Сегодня мы продолжим работу по теме, но узнаем что-то новое. Вы готовы к новым открытиям? (Да)
-Тогда в путь!
II.Актуализация знаний.
-Проведем зарядку для ума – арифметический диктант. Постарайтесь считать быстро и правильно.
-Запишите в тетради ответы в строчку, через запятую.
Арифметический диктант.
-Запишите числа: 209д.(2090), 40с.8д.(4080), 6т.5с.2д.7ед.(6527), 6т.7д.(6070).
-Среди полученных чисел найдите лишнее и зачеркните его(это число 6527, т.к. у всех остальных отсутствуют единицы в разряде сотен и единиц).
-Найдите закономерность в ряду оставшихся чисел. Запишите следующее число (8060).
-Найдите девятую часть от 810 (90).
-Найдите частное чисел 72 и 4 (18), 90 и 6 (15).
-Найдите произведение чисел 73 и 2 (146), 7д. и 0 (0).
Работа в парах. (слайд №2 )
-Проверим арифметический диктант (работаем в парах). Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа. Ответы вы увидите на слайде (дети проверяют работы).
2090,4080, 6527, 6070, 8060, 90, 18, 15, 146, 0.
- Обменяйтесь тетрадями и оцените свою работу, поставив оценку на полях. Критерии оценок вы видите на слайде.
(Слайд №3)
-Кто выполнил работу на "5", поднимите руки. На "4"? На "3"? Остальным надо заниматься дополнительно по этой теме.
- Молодцы ребята, хорошо потрудились!
III.Постановка темы и цели урока. (Слайд№4)
-Прочтите тему сегодняшнего урока.( Прием письменного деления многозначного числа на однозначное.)
- Какую цель ставите перед собой? (Научиться без ошибок делить многозначное число на однозначное)
IV.Изучение нового материала.
- Что нужно сделать, прежде чем узнать новое? (Повторить старое.)
(Слайд №5)
360:12 800:4 972:4 600:10
-Выберите среди выражений те, значение которых вы будете находить письменным приемом деления.(972:4)
Решим этот пример с комментированием.
-Первое неполное делимое 9сотен, в частном будет трехзначное число. Найдем, сколько сотен получится в частном: разделим 9 на 4, получим 2, пишем 2 на месте сотен. Узнаем, сколько сотен разделили: умножим 2 на 4, получится 8. Узнаем, сколько сотен не разделили: вычтем 8 из 9, получится 1; остаток 1 меньше, чем делитель 4, значит, цифру сотен нашли правильно.
-Будем делить десятки. Одна сотня да 7десятков, всего17 десятков. Второе неполное делимое - 17.Узнаем, сколько десятков будет в частном: 17 разделить на 4, получится 4, пишем в частном 4 на месте десятков. Узнаем, сколько десятков разделили: 4 умножим на 4 получится 16. Узнаем, сколько десятков не разделили: 16 вычтем из 17 получится 1; 1 меньше, чем 4, значит, цифру десятков в частном нашли правильно.
-Будем делить единицы. 1 десяток да 2 единицы, всего 12единиц. Третье неполное делимое - 12. Узнаем, сколько единиц будет в частном: 12 разделить на 4 получится 3, пишем в частном 3 на месте единиц. Узнаем, сколько единиц разделили: умножим 3 на 4 получится 12. Разделили все единицы, остаток равен 0, пишем под чертой 0. Частное равно 243.
-Молодцы, вы правильно нашли частное. Подумайте теперь, как разделить четырехзначное или любое многозначное число на однозначное? (Аналогично)
-Попробуйте сами решить пример 7395:3, используя в рассуждении алгоритм деления на однозначное число. Алгоритм деления вы видите на слайде.
(Слайд №6)
Алгоритм деления многозначного числа на однозначное число.
1. Найти первое неполное делимое.
2. Определить количество цифр в частном.
3. Разделить первое неполное делимое, записать первую цифру частного.
4. Найти остаток (меньше делителя).
5. Остаток сложить с единицами следующего разряда (второе неполное делимое).
6. Разделить полученное число, записать следующую цифру частного.
7. Найти остаток (меньше делителя).
8. Если найдена последняя цифра частного, перейти к пункту 9, а если нет – к пункту 5.
9. Назвать ответ.
(Дети решают пример самостоятельно в тетрадях. Учитель при необходимости оказывает индивидуальную помощь.)
Работа с учебником.
-Откройте учебник стр. 78, проверьте свое решение. Прочтите правило. (Дети читают правило.)
-В какой последовательности выполняется деление многозначного числа на однозначное? (Делю тысячи, сотни, десятки, единицы.)
Физкультминутка (дети выполняют движения, о которых говорится в стихотворении.) (Слайд №7).
Мы потопаем ногами - раз, два, три!
И помашем мы руками - раз, два, три!
Мы по кругу повернемся - раз, два, три!
И друг другу улыбнемся – посмотри!
Мы подпрыгнем с поворотом - раз, два, три!
И забьем мы гол в ворота – посмотри!
Мы обратно повернулись - раз, два, три!
И за парты мы вернулись – посмотри!
V.Закрепление и систематизация опорных знаний.
Работа в группе.
-Ребята, а сейчас закрепим изученный материал. Будем работать в группах. (4 группы по 5 человек).
-Выполните № 389 и №392(1столбик). Каждый из вас должен прокомментировать один пример, а группа проверяет, исправляет ошибки.
(Учитель оказывает помощь)
-Проверим решенные примеры.(Представитель от каждой группы сообщает ответ одного примера, остальные ребята выражают свое согласие или несогласие с ним.)
-Молодцы, ребята. В группах работали дружно и каждый с пользой для себя.
Самостоятельная работа.
- В самостоятельной работе у вас есть возможность проверить себя, насколько хорошо вы усвоили тему сегодняшнего урока.
(Слайд №8)
1 вариант | 2 вариант |
1.Реши примеры. 8457:3 9384:8 2.Найди и исправь ошибку. _9`896 ë8 8 12217 _1 8 1 6 _29 16 _13 8 _56 56 0 | 1.Реши примеры. 9562:7 8352:6 2.Найди и исправь ошибку. _5`276 ë2 4 25138 _12 10 _2 2 _ 7 6 _16 16 0 |
(Дети решают самостоятельно примеры)
-Проверьте свои работы. Образец для самопроверки вы видите на слайде.
(Слайд №9)
(Дети проверяют каждый свою работу.)
VI Работа над пройденным материалом.
Работа над задачей №391.
-Ребята, прочтите условие задачи №391.
- Сделайте краткую запись к задаче. (Ученик делает краткую запись на доске, остальные самостоятельно в тетради.)
Было - 280 кг
2
Продали - ? 7
- Правильно ли выполнена краткая запись? (Да)
-Поставьте вопрос, чтобы задача решалась в одно действие.(Сколько кг зерна продали за день?)
-Поставьте вопрос, чтобы задача решалась в два действия.(Сколько кг зерна осталось в магазине?)
Было - 280 кг
2
Продали - ? 7
?
Осталось - ?
-Решите задачу самостоятельно.
(Учитель проверяет 2-3 работы, выставляет оценки.)
Задание на логику.(Слайд №10)
-Сосчитайте, ребята, сколько всего треугольников?(2) Четырехугольников?(13)
VII.Подведение итогов. Рефлексия.(Слайд №11)
-Ребята, что нового узнали на уроке? (Как делить многозначное число на однозначное)
-Как разделить многозначное число на однозначное? ( Делим тысячи, сотни, десятки, единицы.)
"Урока подошёл конец.
Пусть каждый скажет про себя:
Какой я –молодец!"
-Ребята, вот наш урок приблизился к своему логическому завершению. И мне бы очень хотелось знать как чувствовали вы себя в процессе учения: было ли вам комфортно, было ли интересно, было ли понятно, хорошо ли усвоили новую тему? Я прошу вас оценить себя и сдать свои индивидуальные карты.
(Учитель выставляет оценки за работу на уроке.)
Домашнее задание (Слайд №12)
На оценку «4»- стр. 78, № 392(2-3ст.), решая эти примеры, вы закрепите письменные случаи сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел; з.390.
На оценку «5»- это же задание, да еще на стр. 80 задача на смекалку.
-Вы хорошо сегодня потрудились. Спасибо за урок. (Слайд №13)