Коноплинский филиал МБОУ Павловской СШ
План-конспект открытого урока математики в 4 классе.
Тема: «Прямоугольный параллелепипед. Куб»
Цели: 1.Узнать, какие фигуры называют прямоугольным параллелепипедом и кубом
2.Выяснить, из каких элементов они состоят.
3.Научиться изготавливать фигуры, используя развертку
Оборудование: карточки №1, карточки №2, карточки №3 (разного уровня сложности), модели фигур, развертки.
Ход урока.
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
- Прозвенел звонок – начинаем наш урок математики.
Актуализация знаний.
- Сегодня я приглашаю вас совершить небольшое путешествие в страну Геометрии и побывать в гостях у различных геометрических фигур. А вот к каким именно геометрическим фигурам мы отправимся в гости, вы узнаете тогда, когда примите участие в игре и угадаете зашифрованное слово.
-Карточка №1
______________________________________________________________________
Игра «Угадай зашифрованное слово»
200 : 5 * 4 | Г |
15 * 3 : 5 | М |
845-315 | А |
20 * 8 : 40 | Н |
1000 :100 * 3 | И |
900 : 100 * 4 | О |
(80 – 50) : 2 | Р |
(17 + 13) * 30 | К |
9 | 4 | 36 | 160 | 36 | 160 | 15 | 530 | 4 | 4 | 30 | 900 |
| | | | | | | | | | | |
_________________________________________________________________
- Кто справился?
Сверка ответов, исправление ошибок.
- С какими геометрическими фигурами мы сегодня будем работать?
(с многогранниками)
- Вспомните, что вы знаете о многогранниках.
- Из каких элементов состоит любой многогранник?
3Введение новых знаний.
Показать детям модели прямоугольного параллелепипеда и куба.
- Кто знает, как называются эти фигуры?
-Дети, назовите тему нашего урока
Чтение по слогам . Проговаривают друг другу несколько раз.
- Какую учебную цель вы поставите себе на урок?
(хотим познакомиться с новыми фигурами)
- Что значит познакомиться? Определите задачи урока, чему хотите научиться, что узнать?
1) Узнать, что это за фигуры - параллелепипед и куб.
2) Выяснить, из каких элементов они состоят.
3) Научиться чертить данные фигуры или изготавливать их.
-Посмотрите, какие задачи я поставила вам на урок, чему я хотела вас научить:
(повесить на доску
Узнать, какие фигуры называют прямоугольным параллелепипедом и кубом. |
Выяснить, из каких элементов они состоят. |
Научиться изготавливать фигуры, используя развертку. |
Практическая работа №1 с моделями фигур .
:
- Карточка №2 . Выполняйте задания по алгоритму.
______________________________________________________________________
Алгоритм работы :
Цель работы: узнать, какие фигуры называют параллелепипедом и кубом;
выяснить, из каких элементов они состоят.
Чтобы достичь цели, необходимо рассмотреть модели параллелепипеда и куба и выполнить следующие действия:
Откройте учебник на странице 117. Найдите №3. Выполните задания. Результаты своих наблюдений запишите в таблицу:
Название фигуры | Количество граней | Форма грани | Есть ли равные грани? Как расположены? | Количество ребер | Есть ли равные ребра? Как расположены? | Количество вершин | Сколько ребер выходит из каждой вершины? Эти ребра равные или нет? |
| | | | | | | |
Показывая на моделях, подготовьте выступление
______________________________________________________________________
-Сделаем совместный вывод:
- Чем похожи и чем различаются эти две фигуры?
- Можно ли сказать, что куб – это параллелепипед?
- Противоположные грани и ребра пр. параллелепипеда равны.
Самооценка
- Вернемся к задачам урока. Справились с 1 задачей? ( магнит)
-Со 2 задачей? (магнит)
Какая задача осталась не выполненной?
Послушайте мой рассказ:
Развертка прямоугольного параллелепипеда.
Возьмем модель прямоугольного параллелепипеда. Разрежем аккуратно поверхность вдоль нескольких ребер. Теперь поверхность легко раскрывается и превращается в плоский листок бумаги. Мы как бы развернули поверхность прямоугольного параллелепипеда. Это изображение называется разверткой прямоугольного параллелепипеда.
Если теперь обратно сложить по сгибам, а затем проклеить ребра, по которым производились разрезы, то из плоского листа бумаги мы снова получим модель прямоугольного параллелепипеда.
- Что вы сейчас будете делать?
Практическая работа №2.
Склеивают любую развертку. Берут нужные инструменты.
Самооценка
- Выполнили 3 задачу? (магнит)
- Мы с вами открыли новые знания. Какой следующий этап урока?
(будем закреплять наши знания)
ФИЗ. МИНУТКА.
Первичное закрепление с проговариванием вслух.
Вспоминаем, какую фигуру мы называем прямоугольным параллелепипедом и кубом, и назовем их особенности.
- Следующий шаг на уроке – самостоятельная работа.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Карточка №3 . Самостоятельная работа представлена в трех вариантах разного уровня сложности: три варианта в печатном виде.
Выбирают тот, с которым справятся.
Самостоятельная работа.
1 вариант.
№1.
На рисунке изображены различные геометрические фигуры. Запишите буквы тех из них, которые могут быть изображениями прямоугольного параллелепипеда.
Ответ: _______________________
№2.
Выделите красным цветом вершины куба, а зеленым – его ребра.
2 вариант.
№1.
На рисунке изображены различные геометрические фигуры. Запишите буквы тех из них, которые могут быть изображениями прямоугольного параллелепипеда.
Ответ: _______________________
№2.
Подпишите на модели прямоугольного параллелепипеда его элементы.
3 вариант. . Какие фигуры являются многогранниками, подчеркни: а) цилиндр б) куб в) шар г) прямоугольный параллелепипед д) конус Согласны ли вы с утверждением, что любой прямоугольный параллелепипед – это куб, подчеркни: а) да б) нет 3. Сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед, подчеркни: а) 12 б) 8 в) 6 4. Какая фигура является формой грани куба, подчеркни: а) квадрат б) прямоугольник 5. У какого многогранника все ребра равны, подчеркни: а) у параллелепипеда б) у квадрата в) у куба |
Сверка с образцом ответов на доске
Самооценка
Включение в систему знаний.
- Сегодня на уроке вы пополнили свой багаж знаний.
- Где вы сможете применить полученные сегодня знания?
- На каких еще уроках можно применить полученные знания?
- Людям каких профессий нужны эти знания?
- Сможете ли вы в нашем классе найти предметы, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда и куба?
- Сможете ли вы вспомнить, какие предметы из окружающего вас мира имеют форму прямоугольного параллелепипеда и куба?
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
- Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог.
- Какую учебную цель вы ставили перед собой на данном уроке?
- Вам удалось достичь этой цели?
- Посмотрите, как я оценила вашу работу на уроке: (оценки)
Домашнее задание:
дифференцированное
- Урок окончен.