Конспект урока по математике для 5 класса "Прямоугольный параллелепипед"

Категория: Математика

Коеспект урока для 5 класса по теме "Прямоугольный параллелепипед". Презентация к уроку.

Просмотр содержимого документа
«приложение 3.3.1 (урок+самоанализ)»

Приложение 3.3.1

Конспект урока в 5 классе

«Прямоугольный параллелепипед».

Разработка урока: учитель математики МОУ «Сторожевская СОШ»

Латкина Надежда Анатольевна.

Цель урока:

Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию понятий о прямоугольном параллелепипеде и его измерениях

Задачи:

Обучающие: сформировать представление о прямоугольном параллелепипеде, его гранях, ребрах, вершинах. Научить достраивать изображения прямоугольного параллелепипеда и строить изображение самостоятельно.

Развивающие: развивать пространственное воображение, логическое мышление, наблюдательность, развивать устную и письменную речь.

Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, уверенности в себе.

Место урока в системе ОУ: Урок используется при изучении курса математики 5 классе в разделе – « Геометрические тела», по теме - «Прямоугольный параллелепипед».

Тип урока: Ознакомление с новым материалом.

Организационные формы и методы: исследовательский, творческий

План урока

Организационный момент.

  1. Постановка целей и задач урока.

  2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
    Блиц-опрос (проверка Д/З)

  3. Изучение нового материала.

  4. Практическая работа.

  5. Физминутка.

  6. Алгоритм построения прямоугольного параллелепипеда.

  7. Закрепление.

  8. Итог урока(тест).

  9. Рефлексия.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

Добрый день, дорогие ребята!

Чтобы начать сегодняшний урок, мне хотелось бы узнать, готовы ли вы к уроку, какое у вас настроение, есть ли у вас желание узнать что-то новое на сегодняшнем уроке?

На сегодняшнем уроке вам потребуется внимание, настойчивость и упорство, чтобы достичь поставленных целей.


II. Актуализация опорных знаний и умений.

Блиц-опрос.

  1. Прямоугольник - это …

  2. Площадь прямоугольника равна …

  3. Периметр прямоугольника равен ..

  4. Прямоугольник, у которого длина и ширина равны, называется

  5. Параллелограмм – это четырёхугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны, то есть лежат на параллельных прямых. Частными случаями параллелограмма являются прямоугольник, квадрат и ромб.

Практическая работа.

Делимся на группы по 4 человека (две соседние парты). Раздаю по две развертки, вычислить пример и ответить на вопросы. Учащиеся вырезают и склеивают фигуры.

Чтобы узнать, как называются эти фигуры, каждому на стол раздается задание расшифровать слово.

Вычислите примеры и расшифруйте слово.


  1. 9

    А

    51

    Л

    41

    Н

    1000

    Д

    49

    П

    45

    Е

    0

    Р

    8

    И

    16

    Ж

    6

    К

    52

    М

    51-2=

  2. 99:11=

  3. 16·0=

  4. 32=

  5. 3·17=

  6. 17+34=

  7. 80-35=

  8. 51·1=

  9. 15·3=

  10. 60-11=

11) 23=

12) 30+19=

13) 90:2=

14) 25·8=


ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД






Вопросы


Из каких фигур составлено тело

количество

Участники группы

Самооценка

№ 1






№ 2






(четвертый и пятый столбцы заполняются в конце урока)


Тем, кто закончили раньше, предлагается разбить на группы тела, находящиеся на отдельном столе. Некоторым предложить помочь другим с заданиями.


Вопросы к классу:

- посмотрите, как ребята распределили тела на группы, почему именно так?

- какое слово вы получили?

- к какой группе можно соотнести это название?

- выходит по одному представитель группы и показывает свои работы

- определите, к какой группе относится ваша фигура

- сформулируйте тему нашего урока:

Тема урока: «Параллелепипед». Слайд №1


Состоит из



Прямоугольников квадратов параллелограммов


(Слайд №2) В действительности мы часто встречаем предметы, имеющие похожую форму. Они могут быть сделаны из разного материала и окрашены в разные цвета, но по форме они напоминают друг друга. Например: коробок, шкаф, колонки и т.д.

Эти предметы имеют похожую форму. Правда они отличаются мелкими деталями: у колонок есть кнопки, у шкафа - двери, но если не обращать внимания на эти мелкие детали, то можно сказать, что все эти предметы имеют примерно одинаковую форму. Все они напоминают по форме изображенный на рисунке предмет (слайд №3), не имеющий никаких второстепенных деталей. Изображенное тело называется прямоугольный параллелепипед.


Оглянитесь вокруг себя или вспомните домашнюю обстановку.

Задание. Назовите предметы, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда.

Ответ: тумбочка, системный блок, ящик.


Рассмотрим, из чего состоит параллелепипед.

Рассмотрим прямоугольный параллелепипед. (показать сделанные ребятами фигуры).

Поверхность его состоит из 6 прямоугольников, которые называются гранями прямоугольного параллелепипеда (слайд №4) . Стоит запомнить, какая грань как называется: та грань, которая обращена к нам называется передней, точно такая же грань имеется сзади - это задняя грань, боковые грани - левая и правая. Та грань, которая сверху, называется верхняя, а грань, на которой фигура стоит, называется нижней или основанием.

Как вы думаете, почему грани распределены по парам?

(слайд №5) Стороны граней называются рёбрами. Сосчитайте сколько у прямоугольного параллелепипеда рёбер? Есть ли среди них равные?

(слайд №6) Вершины граней – вершинами параллелепипеда. Сколько у прямоугольного параллелепипеда вершин?

Посмотрим, что вы ответили в своих работах (беру прямоугольный . параллелепипед, сделанный ребятами, и спрашиваю: «Сколько вы насчитали граней?»)

Итак, мы с вами выяснили, что прямоугольный параллелепипед имеет

(вывод записывается в тетради)

рёбер – 12= 4+4+4. Почему я так написала? Слайд №7 Они называются длина, ширина, высота (одним словом - измерения). Измерения – три ребра, выходящие из одной вершины.

вершин – 8

граней – 6=2+2+2 (противоположные грани равны)

Физкультминутка: (слайд №8) Встаем!

  1. Сожмите кисть столько раз, сколько равна площадь прямоугольника со сторонами 3см, 2 см. Ответ: 6 раз.

  2. а=2см, в=1см

Вращение туловищем столько раз, сколько равен периметр прямоугольника. Ответ: 6раз

  1. Присядьте столько раз, сколько будет равна площадь квадрата со стороной 3см. Ответ: 9


Алгоритм построения прямоугольного параллелепипеда.(слайд №9)

1. Построить прямоугольник заданной длины (а) и высоты (h).

2. Из каждой вершины отложить отрезок, равный половине ширины (в) под углом 45 градусов.

3. Соединить концы отрезков, причем невидимые грани - пунктирной линией.

Используя алгоритм построения прямоугольного параллелепипеда, выполнить самостоятельно № 911а) 1 вариант ; Б) 2 вариант

Итог урока:

Тест. Слайд № 10

1. Любой прямоугольный параллелепипед состоит из граней. Их у него:

А) 12; В) 8; С) 6.

2. У каждого прямоугольного параллелепипеда есть рёбра. Это:

А) прямоугольники; В) отрезки; С) точки.

3.Прямоугольный параллелепипед, у которого все рёбра равны, называется:

А) куб; В) прямоугольник; С) квадрат.

Ответы к тесту выводятся на экран.

  1. С; 2) В; 3)А.


Рефлексия:

- что вы научились делать сегодня?

Ответы детей:

- изображать параллелепипед (найти ошибку на изображенных на обратной стороне доски параллелепипедах )

- склеивать из развертки (найди прямоугольный параллелепипед из предложенных вариантов)

- ребра, вершины и грани (взять любую фигуру и дать посчитать, дать тело вращения)


Записываем домашнее задание: № 910

Спасибо за урок! Все свободны.




Самоанализ урока

«Прямоугольный параллелепипед».

1.Общие сведения.

Проводит: учитель математики МОУ «Сторожевская СОШ», Латкина Надежда Анатольевна.

Участники: учащиеся 5 класса.

Цель урока:

Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию понятий о прямоугольном параллелепипеде и его измерениях

Задачи:

Обучающие: сформировать представление о прямоугольном параллелепипеде, его гранях, ребрах, вершинах. Научить достраивать изображения прямоугольного параллелепипеда и строить изображение самостоятельно.

Развивающие: развивать пространственное воображение, логическое мышление, наблюдательность, развивать устную и письменную речь.

Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, уверенности в себе.

Место урока в системе ОУ: Урок используется при изучении курса математики 5 классе в разделе – « Геометрические тела», по теме - «Прямоугольный параллелепипед».

Тип урока: Ознакомление с новым материалом.

Организационные формы и методы: исследовательский, творческий

План урока :

  1. Организационный момент.

  2. Постановка целей и задач урока.

  3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
    Блиц-опрос (проверка Д/З)

  4. Изучение нового материала.

  5. Практическая работа.

  6. Физ. минутка.

  7. Алгоритм построения прямоугольного параллелепипеда.

  8. Закрепление.

  9. Итог урока(тест).

  10. Рефлексия.

2.Анализ подготовки урока.

1) Урок готовился в рамках открытого урока на РМО учителей математики

2)Методика подготовки урока:

-планирование;

-разработка конспекта урока;

-подготовка дидактических материалов к уроку.

3.Ход урока.

В ходе урока удалось:

- решить на оптимальном уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;

- избежать перегрузки и переутомления учащихся;

- сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия.

Причиной успеха проведенного урока, считаю:

- оптимальный уровень подготовки учащихся;

- наглядность с помощью презентации;

- наглядность при помощи моделей геометрических тел;

- практическая работа в группах;

Необходимо сделать на будущее следующие выводы из урока:

- охватывать всех учащихся во время урока

- следить за осанкой

4.Общая оценка урока.

Технология деятельностного подхода для уроков открытия нового знания включает в себя 9 этапов. Каждый из этапов был реализован на уроке.

1 этап: мотивация к учебной деятельности (организационный момент, настрой на работу).

2 этап: актуализация опорных знаний и умений, самостоятельное выполнение пробного учебного действия (блиц-опрос, практическая работа, работа в группах).

Рефлексия данного этапа: вопросы к классу (Какое слово получили? Почему распределили геометрические тела таким образом?)

3 этап: выявление места и причины затруднения (определяли к какой группе отнести сделанную модель, сформулировали тему урока).

4 этап: построение проекта выхода из затруднения (приводили примеры из обстановки, ставили цель).

5 этап: реализация построенного проекта (название элементов параллелепипеда, их количество, алгоритм изображения параллелепипеда ).

6 этап: первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (отвечали на вопросы учителя, записали выводы в тетрадь).

7 этап: работа по эталону (выполнили №911 учебника используя алгоритм).

8 этап: подведение итога урока (тест).

9 этап: рефлексия (самооценка работы на уроке, самооценка эмоционального состояния).

На уроке учащиеся сами поставили цели и задачи, определили проблему, назвали тему урока. Основной работой на уроке была запланирована практическая работа, как мотивация мыслительной деятельности учащихся. Изложение нового материала планировалось путем постановки проблемы учащимися и её решением. Постановка целей основывается на ранее изученных знаниях о геометрических фигурах: прямоугольник, квадрат. Деятельность учащихся организуется с помощью групповой работы, самостоятельной работы, диалога с учителем.


Просмотр содержимого презентации
«конспект урока»

Прямоугольный параллелепипед   «Параллелос» (древнегреч.) – «идущие рядом» , «эпидос» - «плоскость»

Прямоугольный параллелепипед «Параллелос» (древнегреч.) – «идущие рядом» , «эпидос» - «плоскость»

Прямоугольный параллелепипед

Прямоугольный параллелепипед

A B D C К F H М

A

B

D

C

К

F

H

М

A B D C К F H М

A

B

D

C

К

F

H

М

1.Сожмите кисть столько раз, чему равна площадь прямоугольника, если длина - 3 см, ширина – 2 см.  2.Вращайте туловищем столько раз, чему равен периметр прямоугольника с измерениями 2 см. и 1 см.  3.Присядьте столько раз, чему равна площадь квадрата со стороной 2 см.

1.Сожмите кисть столько раз, чему равна площадь прямоугольника, если длина - 3 см, ширина – 2 см.

2.Вращайте туловищем столько раз, чему равен периметр прямоугольника с измерениями 2 см. и 1 см.

3.Присядьте столько раз, чему равна площадь квадрата со стороной 2 см.

Построение изображения параллелепипеда куба Построить прямоугольник заданной длины (а) и высоты (h). 2. Из каждой вершины отложить отрезок, равный половине ширины (в) под углом 45 градусов. 3. Соединить концы отрезков, причем невидимые грани – пунктирной линией.

Построение изображения

параллелепипеда

куба

  • Построить прямоугольник заданной длины (а) и высоты (h).

2. Из каждой вершины отложить отрезок, равный половине ширины (в) под углом 45 градусов.

3. Соединить концы отрезков, причем невидимые грани – пунктирной линией.

Итог урока.  Тест.  1. Любой прямоугольный параллелепипед состоит из граней. Их у него:  А) 12; В) 8; С) 6.     2. У каждого прямоугольного параллелепипеда есть рёбра. Это:  А) прямоугольники; В) отрезки; С) точки.     3.Прямоугольный параллелепипед, у которого все рёбра равны, называется:  А) куб; В) прямоугольник; С) квадрат.

Итог урока. Тест. 1. Любой прямоугольный параллелепипед состоит из граней. Их у него: А) 12; В) 8; С) 6.   2. У каждого прямоугольного параллелепипеда есть рёбра. Это: А) прямоугольники; В) отрезки; С) точки.   3.Прямоугольный параллелепипед, у которого все рёбра равны, называется: А) куб; В) прямоугольник; С) квадрат.

Ответы к тесту .  1)С;  2)В;  3)А.

Ответы к тесту . 1)С; 2)В; 3)А.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей