Организационно-мотивационный этап | - Здравствуйте, ребята. Проверьте готовность к уроку. На парте у каждого должны находиться учебник, рабочая тетрадь, пенал, карточки для самостоятельной работы. - Начну занятие с цитаты российского математика Софьи Ковалевской – первой женщины-математика в России и первой в мире женщины-профессора: «Поэт должен видеть то, чего не видят другие. И это же должен и математик». Как вы думаете, что под этими словами предполагала Софья Ковалевская? Что она хотела донести? - Верно, математик, как и поэт, видит внутреннюю, скрытую красоту мира. И призвание как поэтов, так и математиков – показать доступную только их восприятию красоту мира таким образом, чтобы она стала известна и остальным людям. - Важно ли нам с вами видеть красоту мира? - Что мы можем сделать для того, чтобы научиться ее видеть? | Приветствуют, проверяют готовность к уроку. - Поэт видит внутреннюю красоту мира, математик тоже должен уметь видеть в мире что-то скрытое от других глаз, чтобы потом донести это скрытое до людей. | Слайд (цитата, портрет) |
Актуализация и пробное учебное действие | - Ребята, сейчас мы с вами проведём небольшой математический диктант, поэтому откройте, пожалуйста, тетради и запишите сегодняшнее число, на следующей строке слова «Классная работа». - Послушайте задание внимательно. Я буду диктовать вам выражения, а вы должны их записать в виде примеров и вычислить. - Всем понятно задание? - Тогда приготовьтесь к выполнению задания! УЗНАВАНИЕ - Итак, послушайте: 1. Дважды два. 2. Первый множитель, второй множитель 2, чему равно произведение? 3. 14 поделить на 2. 4. Дважды девять. 5. Найдите произведение чисел 6 и 2. 6. Делимое 18, делитель 2, чему равно частное? 7. 16 поделить на 2. 8. Найдите частное чисел 8 и 2. 9. Дважды да один. 10. Первый множитель 5, второй 3, чему равно частное? - Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Давайте проверим друг у друга, что же получилось. Посмотрите на слайд. Сверьте получившиеся ответы с правильными на доске. - Верните тетради. У кого выполнено задание без ошибок? Поднимите одну руку. Молодцы! - У кого допущены ошибки? Поднимите две руки. Не расстраивайтесь, в следующий раз у вас обязательно всё получится! | Да. Выполняют. Обмениваются и проверяют. | |
Построение проекта выхода из затруднения | - О чём мы с вами сегодня поговорим? - Вы правы! Но не только числа 3, но и на число 3. - Так, как называется тема нашего сегодняшнего урока? - Как будет звучать цель? - Ребята, посмотрите, я наметила план на сегодняшний урок, но в нём есть лишние пункты. Как вы считаете, какие? - Молодцы! Значит, наш план будет состоять из следующих пунктов: 1. Составить таблицу умножения на 3 и числа 3; 2. Применять таблицу умножения на 3 и числа 3 при выполнении заданий. | - Мы сегодня поговорим об умножении числа 3. - Умножение на 3 и числа 3. - Познакомиться с умножением числа 3 и на 3. - Лишние пункты: 1. Познакомиться с умножением на 2; 2. Составить таблицу умножения на 3 и числа 3; 3. Применять таблицу умножения на 3 и числа 3 при выполнении заданий; 4. Составить таблицу умножения числа 4. | Слайд (тема) Слайд (цель) Слайд (план) |
Реализация построенного проекта | - Какой первый пункт плана? Как он звучит? - Хорошо. Ребята, перед тем, как составлять таблицу, я предлагаю вам взглянуть на доску. Что вы видите? - Верно! Сколько кругов на доске? - Посмотрите, я добавляю ещё 3 круга. Сколько их теперь стало на доске? - Верно! Как можно данное действие записать в виде равенства? - Каким действием мы можем заменить действие сложения в данном случае? - Если мы сделаем такую замену, то какое равенство получится? - Докажите. - Молодцы! Ребята, скажите, а если мы поменяем местами множители, что-то изменится? Давайте наглядно это рассмотрим. Я теперь расположу по 2 круга 3 раза на доске. Их количество изменилось? - А что поменялось? Верно! Каким равенством мы это представим? - Молодцы! Запишите к себе в тетради. Слева у вас будет находиться умножение числа 3, а справа – на 3. - Давайте продолжим. Ребята, я снова располагаю круги. Сколько их стало? На сколько больше предыдущих? - Верно! Как они все расположены? Сколько раз? - Хорошо. Как будет выглядеть равенство, которым мы представим эту схему? - Молодцы! Запишите под первым равенством. А теперь я предлагаю вам подумать и, по аналогии с тем, что вы видите на доске, составить равенство по такой схеме (дополняет схему ещё 3 кругами). ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ - Что у вас получилось? Как вы составили? Расскажите. - Правильно! Запишите данное равенство: 3*4=12 и равенство, с умножением числа на 3. Я пройду и посмотрю, что вы пишите. - Молодцы! Ребята, давайте мы с вами рассмотрим ещё раз записанные вами равенства. Что происходит со множителями в каждом из них? ПОНИМАНИЕ - Да. Как вы думаете, на какое число необходимо умножить 3 следующим? - Хорошо. Подумайте, как можно это сделать, исходя из действий, выполненных нами ранее. Что мы с вами сделаем со схемой? Какая здесь закономерность? - Молодцы! Запишите равенство в тетрадь. Справа не забудьте записать равенство, переставив множители местами. Я пройду и посмотрю. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ - Ребята, вы большие молодцы! Вот такую таблицу мы с вами составили! Запомните её, пожалуйста, потому что она обязательно вам пригодится! - Вернёмся к плану. Какой пункт мы выполнили? - Да, на очереди остался последний, второй пункт. Как он звучит? - Перед тем, как начать выполнять задания, давайте отдохнём! | - 1. Составить таблицу умножения на 3 и числа 3. - Круги. - 3 круга. - Их стало 6. - 3+3=6. - Умножением. - 3*2=6. - Потому что вы расположили на доске по 3 круга 2 раза. - Нет, количество осталось прежним. - Только их расположение. - 2*3=6. - Их стало 9, на 3 больше предыдущих. - Вы расположили на доске по 3 круга 3 раза. - 3*3=9. Составляют. - Так как вы добавили ещё три круга, то получает, что на доске расположено по 3 круга 4 раза. Значит, равенство будет выглядеть так: 3*4=12. - Один множитель остаётся неизменными – 3, а остальные – увеличиваются на 1. - На число 5. - Мы добавим ещё 3 круга, чтобы получилось, что на доске расположено по 3 круга 5 раз, а затем, представим в виде равенства – 3*5=15. Записывают. - Первый пункт плана. - Применять таблицу умножения на 3 и числа 3 при выполнении заданий. | Учебник с. 90 |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Ребята, сейчас мы с вами выполним задание №1 в учебнике на с. 90. Посмотрите. Что вам необходимо сделать? ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ В ЗНАКОМЫХ УСЛОВИЯХ - Верно! Запишите в тетрадь №1. Вы работаете в тетради самостоятельно, один человек работает у доски. Кто желает выйти к доске? - Хорошо, …, ты выполняешь задание и, параллельно, проговариваешь собственные действия. - Остальные стараются слушать, дополнять ответ одноклассника или исправлять его. - Приступай к выполнению! - Проговаривай, что будешь делать. - Хорошо. Какой знак поставим между выражениями? - Молодец! Далее. - Комментируй свои действия. - Хорошо! Аналогичная работа проводится со вторым столбиком. | - Сравнить выражения и расставить знаки = Выходит обучающийся к доске. 3*4 и 3*3+3 - Для начала, необходимо найти значения данных выражений. Рассмотрю выражение слева. 3*4=12. Подпишу сверху получившийся результат. Теперь рассмотрю выражение справа – 3*3=9, 9+3=12. Подпишу сверху данное число. - Знак = - 3*5-3 и 3*4 - Рассмотрю выражение слева – 3*5=15. Из 15 вычитаю 3, получаю 12. Подпишу сверху полученный результат. Рассмотрю следующее выражение – 3*4=12. Подписываю сверху результат. Между выражениями поставлю знак =. | Учебник с. 90 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Итак, теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. Положите перед собой карточки. Прочитайте задание. Что необходимо сделать? - Работаем на карточке ручкой. Будьте внимательны! Приступайте к выполнению! - Закончили работу. Проверьте по эталону. Кто справился с заданием без ошибок? - У кого есть ошибки? - Какие трудности у вас возникли? (обсуждает возникшие трудности) | - Прочитай задачу и реши её. Проверяют. Отвечают. Называют трудности. | Карточки Оля угостила трёх подруг пряниками. Сколько пряников раздала Оля, если каждая подруга получила 3 пряника? 4 пряника? 5 пряников? |
Включение в систему знаний и повторений | - Ребята, я предлагаю решить задачу. Прочитайте задачу. - Итак, о чем задача? - Что известно? - Что требуется найти? - Составьте краткую запись в тетради. (Имя, составь краткую запись на доске) - Что требуется найти в задаче? - Можно ли это узнать сразу? - Что нужно узнать, чтобы ответить на этот вопрос? - Все ли известно для того, чтобы найти ответ? - Итак, запишите решение задачи. (Имя, запишет решение на доске) - У всех такой ответ? Кто решил по-другому? (Обсуждают другие варианты решения, выбор правильного варианта) - Итак, давайте выполним проверку. Разложи цветы грядкам и посчитай их количество. - Сколько цветов получилось? Совпадает ли число с ответом? - Запишите ответ. | Читают. - О том, как сажали цветы по грядкам. - Что было 3 грядки, в каждую из которых посадили 5 цветов. - Сколько всего цветов на 3 грядках. Составляют. - Сколько всего цветов на 3 грядках. - Да. - Нужно 5 умножить на 3. - Да. (записывают 5*3=15 (цв.) – на 3 грядках) Называют другие варианты решения. Раскладывает и считает. - 15=15-верно. Записывают ответ. | Слайд: на 3 грядки по 5 цветов в каждую. Сколько всего цветов на грядках? На доске предметные картинки цветов. |
Рефлексия учебной деятельности | - Итак, урок подходит к концу. Назовите тему урока. - Какую цель вы поставили на урок? - Выполнен первый пункт плана – составили таблицу умножения на 3 и числа 3? - Выполнен второй пункт плана – применили таблицу умножения на 3 и числа 3 при выполнении заданий? - План выполнен? - Цель урока достигнута? - Ребята, кто узнал что-то новое, у кого все получилось, поднимите две руки. - У кого возникли трудности, поднимите одну руку. (Обсуждают, какие трудности возникли) - Домашнее задание – выучить таблицу умножения 3 и на 3, выполнить задание под чертой. - На этом урок подошел к концу. Я была рада с вами работать. Урок окончен. | - Тема нашего урока «Умножение на 3 и числа 3» - Познакомиться с умножением числа 3 и на 3. - Да. - Да, мы решали задачи, находили значения выражений и - Да. - Да. Поднимают руки. | |