1 класс. Математика.
Тема: «СЧЁТ ПРЕДМЕТОВ. КОТОРЫЙ ПО СЧЁТУ?»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: выявить умения учащихся вести счёт.
Задачи:
- учить практически, выполнять счёт предметов, используя количественные и порядковые числительные;
- учить сравнивать группы предметов
Ресурсы:
- презентация «Урок №2. Счет предметов. Который по счёту?»
- учебник М.И. Моро «Математика.1 класс». I часть.
- «Рабочая тетрадь» М.И. Моро «Математика. 1 класс». I часть.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем
И урок сейчас начнем.
II. Актуализация необходимых знаний
(Слайд № 2)
Посчитаем?
- Посчитайте, сколько всего ромашек? (Шесть).
- А сколько ромашек, которые заняли бабочки? (Четыре).
- Сколько ещё бабочек, могут отдохнуть на ромашках? (Две)
- Сколько белочек прискакали на опушку? (Две).
- Сколько ещё белочек появилось на полянку? (Ещё две).
- Сколько теперь белочек? (Четыре).
- Сколько ещё белочек решили присоединиться к подругам? (Одна).
- Сколько всего теперь белочек? (Пять).
- Сколько белочек успели найти орешки? (Две).
- Сколько ещё нужно найти орешков, чтобы хватило всем белочкам? (Три).
- Сколько морковок выросло на грядке? (Шесть)
- Сколько зайчиков решили полакомиться морковкой? (Три).
- По сколько морковок достанется каждому зайчику? (По две)
III. Работа по теме урока
(Слайд №3)
Который по счёту?
- Сколько дощечек в заборе? (Десять).
- Сколько птичек прилетело и расселось на заборе?(Шесть).
- На какие по счёту дощечки забора уселись птички? (На первую, третью, пятую, се дьмую, девятую, десятую).
- А если посчитать в обратную сторону, справа налево? (На первую, второю, четвёртую, шестую, восьмую, десятую).
- Сколько разных кустов растёт возле забора? (Четыре).
- На каком по счёту кусте растут цветы? (На третьем).
- А если посчитать справа налево? (На втором)
- Под каким по счёту кустом расположилось куриное семейство (курица с цыплятами)?(Под вторым по счёту).
- А если посчитать справа налево? (На третьем).
- Под каким по счёту, кустом лакомятся ягодами дети? (Под четвёртым).
- А если посчитать справа налево? (На первом).
- Какой по счёту куст увешан сладкой спелой клубникой? (Первый).
- А если посчитать справа налево? (На четвёртом).
Работа с учебником (стр. 5)
- Рассмотрите рисунок, прочитайте отрывок из стихотворения (читает учитель или хорошо читающий ученик).
(Последовательность).
- Какой паровозик тянет за собой вагончики: зелёный или красный? (Красный).
- Кто едет в первом вагоне? (Кот).
- Кого везут во втором ? (Чижика).
- Кому нравиться путешествовать в третьем вагоне? (Собаке).
- Кто расположился в четвёртом вагоне?(Петушок-забияка).
- Кому достался билет в пятый вагон? (Обезьянке).
- Как зовут музыканта из последнего шестого вагона? (Попугай).
(Между…Впереди… Позади…)
- Какие по счёту вагоны находятся между первым и четвёртым? (Третий и второй).
- Кто едет между попугаем и петухом? (Обезьяна).
- Кто едет впереди петуха? (Собака).
- Кто едет позади кота? (Чижик).
- Расскажите, кто будет ехать первым, вторым, третьим, четвёртым, пятым и шестым, если вагоны будет тянуть зелёный локомотив? (Выслушиваются ответы детей).
- Задайте вопросы своим друзьям начиная их так…
- Кто едет впереди…
- Кто едет позади…
- Кто едет между…
- Кто следует за…
- Кто едет после…
VI. Продолжение работы по теме
(Слайд №4 )
Фронтальная работа
Сказка «Репка» (Первый, второй, третий…)
- Давайте вспомним и расскажем все вместе сказку «Репка». Я начинаю:
посадил дед репку, выросла репка большая-пребольшая. Кто первый пошёл репку тянуть? (Дед).
- Тянет дед потянет, а вытянуть не может. Кого позвал дед на помощь?(Бабку).
- Какой по счёту была бабка? (Второй).
- Тянут-потянут вытянуть не могут. Кого позвали дед и баба?(Внучку)
- Какой по счёту была внучка? (Третьей).
- Тянут-потянут вытянуть не могут. Кого позвали дед , баба и внучка?(Собаку Жучку).
- Какой по счёту была собака Жучка? (Четвертой).
- Тянут-потянут вытянуть не могут. Кого позвали дед , баба , внучка и собака Жучка? (Кошку Мурку).
- Какой по счёту была кошка Мурка? (Пятой).
- Тянут-потянут вытянуть не могут. Кого позвали дед , баба , внучка, собака Жучка и кошка Мурка? (Мышку).
- Какой по счёту была мышка? (Шестой).
- Тянут- потянут… вытянули репку!
(Первый-последний)
- Кто первый тянул репку? (Дед)
- Кто последний? (Мышь).
(Между…)
- Кто стоит между дедом и внучкой? (Бабка).
- Кто стоит между бабкой и собакой Жучкой? (Внучка).
- Кто стоит между внучкой и кошкой Муркой? (Собака Жучка).
- Кто стоит между собакой Жучкой и мышкой? (Кошка Мурка).
(Впереди…)
- Кто стоит впереди бабки? (Дед).
- Кто стоит впереди мышки? (Кошка Мурка).
- Кто стоит впереди внучки? (Бабка).
- Кто стоит впереди кошки Мурки? (Собака Жучка).
- Кто стоит впереди собаки Жучки? (Внучка).
(После, позади…)
- Кто стоит после деда? (Бабка).
- Кто стоит позади кошки Мурки? (Мышка).
- Кто стоит после бабки? (Внучка).
- Кто стоит позади собаки Жучки? (Кошка Мурка).
- Кто стоить после внучки? (Собака Жучка).
Работа в ученической тетради
(Слайд №5)
- Герои, какого мультика пришли к вам сегодня в гости? (Смешарики).
- Они решили пойти в кино. Купили билеты, но переживают за то, что могут перепутать места в зрительном зале. Помоги им запомнить места. Назовите последовательно всех смешариков, которые будут сидеть в первом ряду? (Совунья, Нюша, Тигруля, Каркарыч, Пин).
- Сколько всего смешариков будут сидеть в первом ряду? (Пять)
- Нарисуйте в тетради пять кружков –мест в зрительном зале.
Найдите место Совуньи и раскрасьте этот кружок синим цветом.
Найдите место Тигрули и раскрасьте этот кружок жёлтым цветом.
Найдите место Пина и раскрасьте этот кружок зелёным цветом.
Проверьте, правильно ли вы отметили.
Между кем сядет Нюша? (Между Совуньей и Тигрулей).
- Перед кем сядет Каркарыч? (Перед Пином).
- Кто купил билеты во второй ряд?(Копатыч, Крош, Лосяш,Бараш, Ёжик)
- Нарисуйте столько треугольников, сколько мест во втором ряду в виде треугольников.
Найдите место Кроша и закрасьте его красным цветом. Кто будет сидеть перед ним? (Копатыч).
- Найдите место Бараша и раскрасьте его зелёным цветом. Кто будет сидеть между Крошем и Барашем?(Лосяш).
- Кому принадлежит последнее место в этом ряду? (Ёжику).
- Проверьте, правильно ли вы отметили места смешариков.
Игра «Измени фигуры»
(Слайд № 6)
Работа в ученической тетради.
- Предлагаю вам поиграть в геометрическую игру.
Цвет
- По правилам игры в этой рамочке вы должны изменить цвет фигур, которые сейчас появятся в рамочке.
- Какие фигуры вы видите на экране? (Квадрат, треугольник, круг).
- Можем ли мы поменять размер квадрата? (Нет).
- Можем ли мы заменить квадрат- другой фигурой? (Нет).
- Значит, рядом с зелёным квадратом должен появиться такой же по форме и размеру квадрат, любого цвета, кроме зелёного.
- Нарисуйте и раскрасьте такую фигуру.
(Аналогичная работа проводится с двумя другими фигурами).
- Давайте проверим, правильно ли мы выполняли задание.
Форма
- Продолжим нашу игру в изменения фигур. Как ещё могут различаться фигуры, кроме цвета?
(Когда прозвучит ответ детей «по форме», снова – Щёлк- щёлк)
- Какие фигуры вы видите? (Прямоугольник, квадрат, треугольник).
- Мы можем изменить цвет фигуры по правилам игры? (Нет).
- Мы должны изменить размер фигуры? (Нет)
- Какая фигура, по-вашему должна появиться рядом с зелёным прямоугольником?(Любая фигура, кроме прямоугольника, примерно того же размера и зелёного цвета).
- Нарисуйте и раскрасьте такую фигуру.
(Аналогичная работа проводится с двумя другими фигурами).
- Давайте проверим, правильно ли мы выполняли задание.
Размер
- Играем дальше! Посмотрим, что теперь нам нужно изменить?
- Теперь нам предлагают изменить размер. Можем мы теперь, следуя правилам игры, изменить цвет? (Нет).
- А форму? (Нет).
- Какая фигура может появиться рядом с большим зелёным кругом? (Маленький, зелёный кружок).
- Нарисуйте и раскрасьте такую фигуру.
(Аналогичная работа проводится с двумя другими фигурами).
- Давайте проверим, правильно ли мы выполняли задание.
V. Рефлексия
Работа в тетради на печатной основе (стр. 3)
- Рассмотрите картинку. Сколько всего зверят пришло в лесную школу? (Шесть).
-Задайте друг другу вопросы, в которых есть слово «сколько». (Выслушиваются ответы детей).
Выполнить задание с листиками:
- закрасить третий листик зелёным цветом;
- закрасить шестой листик жёлтым цветом.
Выполнить задание на клетчатой полоске.
Работа по учебнику (стр.5)
Выполнить устно задание внизу страницы.
VI. Итог урока.
- Посчитайте от 1 до 10.
- Пересчитайте кружки на доске по порядку справа налево.
- Одинаково ли звучат слова, когда мы ведем счёт предметов и когда просто считаем.
- Поднимите руку, кто сегодня поработал на уроке отлично? Молодцы!