СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока математики "Вычитание суммы из числа"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока математики по теме "Вычитание суммы из числа" для 3 класса  УМК "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики "Вычитание суммы из числа"»

План-конспект урока

ФИО: Герман Татьяна Николаевна

Место работы: МБОУ СОШ № 1 с. Ивановка

Должность: учитель начальных классов

Предмет: математика

Класс: 3 «Б»

Предметная программа и ее автор: «Математика. 3 класс»,авторы:  Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова и др.учебно-методический

комплекс «Перспектива».

Тип урока: Открытие новых знаний (ОЗН)

Тема

«Вычитание суммы из числа».

Цель

Научиться выполнять вычитание суммы из числа разными способами.

Задачи

Учиться применять правило вычитания суммы из числа разными способами при решении примеров и задач.

Решаемые проблемы

Какими способами вычесть сумму из числа?

Понятия

Вычитание суммы из числа, название компонентов сложения, вычитания, задачи.

Формируемые УУД

Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать её по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления.

Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем).

Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения.

Планируемый результат

Предметные: выполнять вычитание суммы из числа разными способами.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий; формирование положительного отношения к предмету математики, проверять задание и вносить корректировку.

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).

Строить монологическое высказывание, используя лингвистические термины, учиться оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

Ресурсы:

- для учителя;

- для учащихся.

Учебник: «Математика» для 3 класса (авторы Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н.);

технологическая карта урока, ноутбук для учителя, проектор, экран, документ-камера, презентация, карточки.

Учебник, тетрадь, пенал, оценочный материал.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика. Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

I. Самоопределе-ние к деятельности

(2 минуты)

Приветствует обучающихся, настраивает на работу.

Наш урок науке посвящается,
Что математикой с любовью называется,
Она поможет воспитать такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать, измерить и исчислить.

- Садитесь, ребята. Открываем тетради. Красиво и аккуратно записываем число, классная работа.

Дети приветствуют учителя.

Отвечают на вопросы.

Актуализа-ция и фиксирова-ние индивиду-ального затруднения в пробном учебном действии.

(6 минут)

Построение плана урока.

Устный счёт (решение примеров удобным способом).





Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым.
(А.П. Конфорович) (СЛАЙД 2)

Если сила не возьмет, смекалка выручит (Пословица)


- И сегодня на уроке попробуем с вами это доказать.


1. Устный счёт.

а) Игра «Звездопад».

- Ребята, вы видели, как падают с неба звёзды?

- Как называется такое явление? (Звездопад.)

- А что делают люди, увидевшие падающую звезду? (Загадывают желание.)

- Посмотрите, сколько звёзд сегодня упало в наш класс!

Н а доске:








- Всем хватит, чтобы загадать желание. Но у нас урок математики, поэтому начинаем счёт.

- На какие группы можно разделить все числа?

- По какому признаку? (Однозначные, двузначные)

- Назовите числа в порядке возрастания. (4, 8, 12, 15, 27, 50, 99.)

- Найдите разность самой старшей и самой младшей звезды. (95.)

- Дайте информацию о числе 50. (Это двузначное число, в нём 5 десятков, 0 единиц, его соседи 49 и 51, сумма цифр 5.)

- Запишем число 50 красиво и правильно всю строку.

(СЛАЙД 3)


б) - А вот мерцают две большие звезды.

- О чём они сигналят? Что на них написано? (Выражения.)






- Какие бывают выражения? (Числовые и буквенные.)

- Прочитайте буквенные выражения. (а + в, в + а.)

- О чём они рассказывают? (Показывают переместительное свойство сложения.)

- Прочитайте числовые выражения. (7 + 23, 11 + 18.)


- Вычислите их значения, применив переместительное свойство сложения. (23+7 =30, 18+11=29)

- Для чего мы меняем местами слагаемые? (Для удобства вычислений.)


в) Вычислите удобным способом: ( СЛАЙД 4)

56 + 11+ 4

18 + 16 + 22

(68+25)-15

- Расскажите, как решали пример. Какое действие выполняли первым? Почему?


г) Космонавты отправились в полёт. К конечному пункту они летели 2 недели, а обратно 14 дней. Как объясните такую разницу? (2 недели = 14 дней.)









Выполняют задания самостоятельно.













Рассуждают, высказывают своё мнение.




















Работа с учебником.








































Работа в парах.


Оценивают свой результат.









Проверяют и оценивают свой результат.



Выявление места и причины затруднения

(2 минуты)

- Ой, что это? Кто-то подбросил ещё одну звезду (на столе):

- Кто-то сегодня творит чудеса.

- Что написано на звезде? (Знаки и скобки.)

- Для чего нам их подбросили?

- Что знаете о знаке минус? (Используем при вычитании.)

- Для чего служат скобки? Как меняется программа, если меняются скобки? (Меняется порядок действий.)

Предположение: наверное, эти знаки помогут нам на уроке.


Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания)

(4 минуты)

Проблема, как решить этот пример 2 способами


- Запишите следующее выражение: 87 – ( 7 + 15).

- Как удобнее вычесть из числа 87 сумму чисел 7 и 15?

- Из 87 сначала вычесть7, а затем ещё 15. Получается 65.

- Мы изменили порядок действий. Правильно ли мы поступили?

- Давайте исследуем это выражение, заменив числа буквами: а – (в + с) (а –в) – с.

- Сравним их.

- Проблема: равны ли они? (Ученики дают разные ответы.)

- Кто сформулирует цель нашего урока? (Выяснить, равны ли выражения а – (в + с) и (а – в) – с.)

- Зачем нам это надо? (Чтобы научиться рационально: легко и быстро выполнять вычисления.)

Итак, тема урока: Вычитание суммы из числа.


Реализация построенного проекта.

(5 минуты)

Откройте учебник на с. 46. Прочитайте самостоятельно новый материал в рамочке.


Назовите правила вычитания суммы из числа:

1) найти сумму и вычесть неё из числа:

Число - (1 сл. + 2 сл.);

2) из числа вычесть 1 слагаемое, а затем вычесть2 слагаемое:

(Из числа - 1 сл. ) - 2 сл.)

3) из числа вычесть 2 слагаемое, а затем 1 слагаемое:

(Из числа - 2 сл. ) - 1 сл.)


(эталоны вывешиваются на доску)


- Рассуждая, приходим к выводу, что значения данных выражений равны.

- Чему равно значение 1 выражения?

- Чему равно значение второго выражения?

- Какой вывод можно сделать?

- Как можно вычесть сумму из числа? (Сначала вычесть 1 слагаемое, а затем другое.)

Выполняем в рамочках запись:

а – (в + с) = (а – в) – с = (а – с) – в


-Молодцы! (СЛАЙД 5)

Физкульт. минутка.

(1-2минуты)

Мы считали и устали,

Дружно все мы тихо встали.

Ручками похлопали – раз, два, три.

Ножками потопали – раз, два, три.

Головкой покачали – раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели,

Никого мы не задели.

Мы немножко отдохнём

И опять считать начнём.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (6 минут)


№1, стр. 47.

- Выполните задание самостоятельно и сделайте вывод. (по 1 ученику от ряда, по рядам)

-Какое новое правило мы с вами узнали?

- Проверьте и оцените себя по схеме (СЛАЙД 6)

Дифференцированная самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону.

(5 минут)

- А сейчас попробуйте решить несколько примеров самостоятельно на с.47 №2. Кто уверен, что справятся с заданием решают все примеры.

–А те ребята, которые сомневаются в своих силах – 2 примера. Начали.

-Проверим. (СЛАЙД 7)

-Оцените себя. (СЛАЙД 8)

-Какое правило применяли на практике?

-Как вы думаете, а сможем ли мы применить это правило к решению задачи.

Включение в систему знаний и повторение.

(6 минут)

-Тогда на с. 47 № 4

- Прочитайте задачу.

- О чём говорится в задаче?

- Что надо узнать?

- Те, кто знает, как решать задачу, решают самостоятельно, с остальными работаем вместе.

- Выполним схематический чертёж.

52

9 12 ?

- Сколько частей будет составлять целое? ( 3 части)

- Какие части известны в задаче? ( 1 часть – 9 мужчин, 2 – часть – 12 женщин)

- Какая часть неизвестна? ( 3 часть – оставшиеся пассажиры)

Чему равно целое? (52 человека)

- Как узнать, сколько человек составляет оставшаяся часть?

1 способ: Можно сначала узнать сумму двух частей, а потом вычесть её из целого.

- Запишите решение задачи выражением:

52 – ( 9+12) = 31 ( ч.)

2 способ: Из числа вычесть сначала первое слагаемое, потом второе.

52 – 9 – 12 = 31(ч.)

3 способ: Из числа вычесть сначала второе слагаемое, потом первое.

52 – 12 – 9 = 31 (ч.)


- Проверка (СЛАЙД 9)

Оцени свою работу (СЛАЙД 10)


-Какой вывод мы сделаем? Какой способ вычислений удобнее?


Работа с геометрическим материалом.

- Вспомните, что такое периметр. (Сумма длин всех сторон.) (СЛАЙД 11)

- Угадайте, о какой фигур я говорю:

  1. Для вычисления периметра этой фигуры достаточно одного измерения. (Квадрат.)

  2. Для вычисления периметра этой фигуры достаточно знать 2 измерения. (Прямоугольник.)

  3. Для вычисления периметра этой фигуры достаточно знать 3 измерения. (Треугольник.)

- А в каком случае достаточно знать одну сторону треугольника? (Когда он равносторонний.)


- 1 ряд находит периметр треугольника по одному измерению – 5 см.


- 2 ряд находит периметр квадрата с этим же измерением стороны – 5 см.


- 3 ряд находит периметр прямоугольника, имея 2 измерения – 5 см и 1 см.


Проверка. (СЛАЙД 12)

- Оцените сою работу. (СЛАЙД 13)

- Молодцы, ребята!













Дети делают вывод.

Рефлексия.

Итог урока.

Задача:

осознание обучающимися своей учебной деятельности, проверка их ресурсного состояния, самооценка результатов деятельности.

(2 минуты)


Запись и обсуждение домашнего задания.

(1 минута)



- Подведём итог урока.

- Какую цель мы ставили на уроке? (Выяснить равны ли выражения)

- Удалось ли нам достичь поставленной цели?

- Какими способами можно вычесть сумму из числа?

-Какие эталоны мы с вами составили?


- Подклейте в тетрадь памятку «Вычисление суммы из числа»


- Посчитайте, сколько «!» вы заработали на уроке. Впишите количество в клеточку «итого».


- Посмотрите на домашнее задание. Какие вопросы по Д/з? (РТ с.36 № 1, 2)



«Релаксация».

- Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

- Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

- Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.


Заполните «Анкету самоанализа» урока.

На уроке я работал…

активно / пассивно

Своей работой

на уроке я …

доволен / не доволен

Урок для меня показался…

коротким / длинным

интересен / скучен

За урок я…

не устал / устал

Мое настроение…

стало лучше / стало хуже

Материал урока

мне был…

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

Домашнее задание…

легким / трудным

интересно / не интересно


- Спасибо за урок!

Подводят итог урока и оценивают свою деятельность на уроке Лесенка успеха.




ЗАДАЧА

В пачке 25 тетрадей с контрольными работами. На «5» работу написали 6 учеников, на «4» - 15 учеников. Остальные ученики получили отметку «3». Сколько было таких отметок?

РЕШЕНИЕ

1 способ:

25 – (6+15)= 25 – 21 = 4(т.)

2 способ:

25 – (6+15) = (25 – 6) – 15 = 4(т.)

3 способ:

25 – (6+15) = (25 – 15) – 6 = 4(т.)

Ответ: 4 тройки.

ЗАДАЧА

В пачке 25 тетрадей с контрольными работами. На «5» работу написали 6 учеников, на «4» - 15 учеников. Остальные ученики получили отметку «3». Сколько было таких отметок?

РЕШЕНИЕ

1 способ:

25 – (6+15)= 25 – 21 = 4(т.)

2 способ:

25 – (6+15) = (25 – 6) – 15 = 4(т.)

3 способ:

25 – (6+15) = (25 – 15) – 6 = 4(т.)

Ответ: 4 тройки.


ЗАДАЧА

В пачке 25 тетрадей с контрольными работами. На «5» работу написали 6 учеников, на «4» - 15 учеников. Остальные ученики получили отметку «3». Сколько было таких отметок?

РЕШЕНИЕ

1 способ:

25 – (6+15)= 25 – 21 = 4(т.)

2 способ:

25 – (6+15) = (25 – 6) – 15 = 4(т.)

3 способ:

25 – (6+15) = (25 – 15) – 6 = 4(т.)

Ответ: 4 тройки.


ЗАДАЧА

В пачке 25 тетрадей с контрольными работами. На «5» работу написали 6 учеников, на «4» - 15 учеников. Остальные ученики получили отметку «3». Сколько было таких отметок?

РЕШЕНИЕ

1 способ:

25 – (6+15)= 25 – 21 = 4(т.)

2 способ:

25 – (6+15) = (25 – 6) – 15 = 4(т.)

3 способ:

25 – (6+15) = (25 – 15) – 6 = 4(т.) Ответ: 4 тройки.

ПРОВЕРКА с. 48 № 9.

Ответ: 11,13,15,10,33,31,35,30,55,51,53,50.


ПРОВЕРКА с. 48 № 9.

Ответ: 11,13,15,10,33,31,35,30,55,51,53,50.


ПРОВЕРКА с. 48 № 9.

Ответ: 11,13,15,10,33,31,35,30,55,51,53,50.


ПРОВЕРКА с. 48 № 9.

Ответ: 11,13,15,10,33,31,35,30,55,51,53,50.


ПРОВЕРКА с. 48 № 9.

Ответ: 11,13,15,10,33,31,35,30,55,51,53,50.


ПРОВЕРКА с. 48 № 9.

Ответ: 11,13,15,10,33,31,35,30,55,51,53,50.


ПРОВЕРКА с. 48 № 9.

Ответ: 11,13,15,10,33,31,35,30,55,51,53,50.


ПРОВЕРКА с. 48 № 9.

Ответ: 11,13,15,10,33,31,35,30,55,51,53,50.


ПРОВЕРКА с. 48 № 9.

Ответ: 11,13,15,10,33,31,35,30,55,51,53,50.


ПРОВЕРКА с. 48 № 9.

Ответ: 11,13,15,10,33,31,35,30,55,51,53,50.


ПРОВЕРКА с. 48 № 9.

Ответ: 11,13,15,10,33,31,35,30,55,51,53,50.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!