СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Местоимение как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Местоимение как часть речи"»

Тема урока: Местоимение как часть речи

Предмет: русский язык

Класс: 6А

Дата: 5.03. 21

Цели и задачи урока:

- дать понятие о местоимении как части речи;

- научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте;

- способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса.

Планируемые результаты

Личностные:

обучающиеся готовы к восприятию нового, к саморазвитию и самообразованию;

ответственно относятся к выполнению учебных задач;

демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

Метапредметные:

ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;

выдвигают простейшие гипотезы;

выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;

работают с информацией и преобразуют её;

находят причинно-следственные связи;

оценивают свою работу.

Предметные:

имеют представление о частеречной принадлежности слов;

умеют видеть в тексте местоимение, его назначение в речи;

владеют терминологией;

характеризуют местоимение как часть речи по его грамматическим признакам.

Оборудование: учебник, презентация

Тип урока: усвоение новых знаний

Ход урока:

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть!

2. Актуализация знаний

Сегодня у нас с вами новая тема. Но прежде, чем приступить к ней, давайте вспомним, как называется раздел лингвистики, в котором изучается слово как часть речи?

А какие части речи вы уже изучили?

Вспомните, на какие две группы делятся все части речи?

Какие части речи относятся к самостоятельным, а какие – к служебным?

3. Определение темы урока. Целеполагание.

А теперь давайте сформулируем тему нашего урока.

Сейчас я прочту вам отрывок из рассказа Луговского. Попробуйте угадать, о ком или о чём идет речь?

Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался он (лист клена). Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел…

Я погладил его по спинке, а он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберег смешного маленького друга.

- Ваши предположения?

- Почему сложно догадаться?

На самом деле писатель говорил о листе клёна! (Слайд)

- Какие слова встречаются чаще всего? (Я, он.) Это слова какой части речи?

Записываем тему нашего сегодняшнего урока «Местоимение как часть речи».

А теперь сформулируем цели урока

Цели урока (слайд): узнать о местоимении как о части речи, уметь использовать местоимения в речи.

4. Изучение новой темы

Местоимение – своеобразная часть речи, и порой очень хитрая.

Давайте с вами узнаем, каково же значение местоимений.

Слайд

Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней.

- Итак, вам понятен смысл этого предложения?

Кто он?

От кого узнал?

Какая именно погода?

Через сколько дней она установится? Непонятно.

Давайте запишем это предложение (Записываю на доске)

А теперь возьмем простые карандаши и расшифруем местоимения.

Ответьте на вопросы:

- Кто он? (Федя)

- От кого узнал? (От синоптиков)

- Какая погода установится? (Солнечная)

- Через сколько дней? (Через семь дней)

- Посмотрите, ребята, вместо каких слов были употреблены местоимения он, них, такая, несколько? (Вместо слов Вова, синоптиков, солнечная, семь).

Федя узнал от синоптиков, что солнечная погода установится через семь дней.

Запишите местоимения в один столбик, а имена, которые они заменили напротив них во второй столбик. И от местоимений проведите стрелки к именам. Что я должна записать? (Записываю на доске)

Он Федя

от них синоптиков

такая солнечная

несколько семь

- Какими частями речи являются эти слова? Что они обозначают? (Слова Вова, синоптики – это имена существительные, они обозначают предмет, лица; слово солнечная – это имя прилагательное, оно обозначает признак предмета; слово семь – числительное, обозначает количество.)

Учитель: Молодцы, а теперь давайте вспомним, каким одним словом в морфологии называются существительные, прилагательные и числительные? (Именами).

Правильно, то есть наши местоимения написаны ВМЕСТО.... ИМЕН.

Учитель: Давайте вернемся к нашему первому предложению. Почему же мы не смогли понять его?

Потому что местоимения, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, НЕ НАЗЫВАЮТ, а лишь УКАЗЫВАЮТ на предмет.

Не Вова, а... он;

не от синоптиков, а от... них;

не солнечная, а...такая;

не семь, а... несколько.

– Давайте подведем итог исследований о значении местоимений.

МЕСТОИМЕНИЕ – это часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.

А теперь давайте сравним наш вывод с правилом учебника с 58 (до пункта 1)

А вот что сказал ученый-языковед Александр Реформатский о местоимении (Слайд)

«Местоимения выделяют в особый класс слов – заменителей, которые, как «запасные игроки» на футбольном поле, или «дублеры» в театре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова».

Какое художественное средство использовал автор, называя местоимения? (метафора)

Что такое местоимение?

А теперь я проиллюстрирую данное определение отрывком из стихотворения

Л. Кэрролла из его знаменитой «Алисы в стране чудес». Это стихотворение состоит почти из одних местоимений, потому-то мы и не можем ничего понять (СЛАЙД):

Я говорил ему о ней,

С ним вместе уходя.

Я все-таки его умней,

Хотя боюсь дождя.

Он обо мне шепнул ему,

Но все это – вранье.

Они-то знают, почему

вступились за нее.

Найдите местоимения

Учитель: Давайте подумаем, если местоимение употребляется вместо имен, то и изменяются они … (как имена), то есть...

Читаем пункт 1.

Следующий этап нашего урока – знакомство с синтаксической функцией местоимений. Давайте обратимся к нашему самому первому предложению. Определите синтаксическую роль местоимений (Один ученик выходит к доске)

Учитель: К какому же выводу вы пришли? (Местоимения в предложении могут выступать в роли подлежащего, дополнения или определения).

Читаем пункт 2 правила. Совпали наши выводы?

4. Закрепление изученного материала.

А теперь давайте потренируемся.

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ. Слайд 2

Запишите местоимения в столбик вместе с предлогами.

1)Пр...плыла к нему рыбка, спросила:

“Что тебе надобно, старче?”

2)Пош...л он ко своей землянке,

А землянки нет уже и сл...да;

Перед нею изба со светелкой...

3)Вот на бере... вышли гости;

Царь Салтан зовет их в гости...

4)Там за речкой тих...струйной,

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора.

– Проверим, есть ли у этих местоимений падежи. Будьте внимательны!

– Проверим, что получилось.

На доске и в тетради:

к нему – д.п.

тебе – д.п.

он – и.п.

ко своей – д.п.

перед нею – т.п.

их – в.п.

в ней – п.п.

Работа с текстом

Учитель: Ребята, для чего нам нужны местоимения? Зачем вообще изучать их? Для чего мы употребляем их в речи? Попробуйте сами ответить на эти вопросы после эксперимента, который мы сейчас проведем. (Слайд)

Миша пришел к Маше домой. Миша попросил у Маши тетрадь. В тетради было записано домашнее задание. Задание было сложным.

- Какие недочеты вы заметили в этом тексте? (Повторение в предложении слов, стоящих рядом). Давайте их исправим.

Миша пришел к Маше домой. Он попросил у нее тетрадь. В ней было записано домашнее задание. Оно было сложным.

Учитель: Итак, ребята, мы заменили повторяющиеся слова местоимениями. Так для чего же они нам нужны? (Местоимения нужны для того, чтобы избежать повторений. Но обращаться со словами этой части речи следует осторожно. Чрезмерное употребление местоимений приводит к тому, что наша речь становится неточной и непонятной.

(Слайд)

Заранее, заранее
Все было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придет
Мой старший брат,
Он мне расскажет
Все подряд,
Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая!
Я пойму.

И вот он начал
Свой рассказ:
— Они ползут,
А он им — раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они ей — раз!
Она им — раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней
Заодно...
Ух, сильное кино!

Нет, видно, я еще мала:
Я ничего не поняла.

-Кто это он, она, они? Понятно ли это слушателям?

-А как вы думаете, почему?

Учитель: Местоимения нужны в нашей речи, но надо уметь правильно их использовать. Без них мы не смогли бы связать одно предложение с другим.

Но если вы уже и решили их использовать, избегайте ошибок (слайд)

Вы убедились, что неправильное употребление местоимений в речи может привести  к комичной ситуации и непониманию. Постарайтесь не допускать таких ошибок в сочинениях и изложениях.

Работа в парах. Упр. 427 (устно) с объяснением смысла пословиц

Синтаксический разбор (слайд)

Последнее предложение - полный синтаксический разбор

Лингвистические загадки

1.Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на).

2.Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: "Эти тарелки и чашки чистые?" Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты).

3.Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились очень крупные овощи? (Ты-к-вы).

4.За какое местоимение можно спрятать букву ц, чтобы получилось животное из породы грызунов? (За местоимение я. Заяц.)

5. Одиноко он стоит, задумался глубоко, и тихонько плачет он в пустыне. О ком или, может быть, о чем говорит М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Утес»?

5. Подведение итогов. Рефлексия "Незаконченное предложение"

Сегодня на уроке вы много отвечали, дополняли. Теперь подошло время подвести итог нашему уроку.

(Слайд)

Кроссворд на сайте РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/6998/train/282360/

Выставление оценок

Мы хорошо поработали на уроке, но дома вам предстоит выполнить следующее задание.

6. Домашнее задание. В качестве домашнего задания ученикам предлагается написать небольшое (7-8 строк) сочинение на тему «Что было бы с языком, если бы в нем не было местоимений».



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!