Урок
«Местоимение как часть речи»
(с использованием технологии ИКТ)
Русский язык 4 класс
Составила: Бельтюкова Лариса Евгеньевна
Введение
Моя тема самообразования звучит так «Формирование мыслительных общеучебных умений и навыков на уроках в начальной школе в рамках технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»».В этом году я давала открытый урок русского языка, используя приёмы технологии «РКМЧП».
Стандарты второго поколения ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в когнитивной области в рамках отдельных предметов, но и на результаты освоения межпредметных учебных умений, универсальных учебных действий, а также личностные результаты. Для достижения личностных результатов важным компонентом развития школьников считается формирование критического мышления.
Современное образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмыслить и применить полученную информацию. В связи с этим, формирование критического мышления школьников, основанное на универсальном умении работать с информацией (находить, отбирать. Анализировать информацию и т.д.), является одной из актуальных задач современного образования. В ходе целенаправленной работы по формированию мыслительных общеучебных умений и навыков рамках технологии «РКМЧП» у обучающихся отмечается рост познавательной активности, расширение и углубление познавательных интересов, желания и способности учиться, выбирая индивидуальные способы познания. Повышается успеваемость учащихся, улучшается их эмоциональное состояние.
Урок активизирует деятельность обучающихся, повышает интерес к изучению предмета.
На уроке русского языка в 4 классе я использовала приемы по технологии «РКМЧП»: кластер, приём толстых и тонких вопросов.
При подготовке урока пользовалась информацией из интернета.
Информационно-коммуникативные технологии сегодня представляют важнейший ресурс, обеспечивающий инициацию, рост и развитие не только компетенций ученика, но, что не менее важно – ключевых компетенций учителя. Сегодня нашим незаменимым помощником стала программа Power Point. Это приложение позволяет самостоятельно подготовить мультимедийное пособие к уроку с минимальными временными затратами.
Влияние использования ИКТ на результативность обучения
использование средств ИКТ способствует достижению всех целей урока (обучающих, развивающих, воспитательных)
использование средств ИКТ способствует достижению целей на каждом этапе урока - эффективному закреплению материала, объяснению нового материала, оперативному контролю знаний учащихся и т.д. – в зависимости от этапа урока)
Использование средств ИКТ способствует и повышению качества обучения.
На уроке я использовала презентацию.
Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель.
Схема конспекта урока
Предмет русский язык Класс 4
Тема урока Местоимение как часть речи.
Планируемые результаты:
Предметные результаты формирование представлений о местоимении, как части речи; знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями; развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.
Метапредметные результаты
• Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения.
• Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролёров.
• Коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные результаты развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов; развитие самостоятельности; развитие интереса к изучению русского языка.
Этапы урока, время | Планируемый результат | Универсальные учебные действия, предметные учебные действия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы и приемы |
Организационный момент Постановка цели и задач урока. 10 мин | Личностные УДД Коммуникативные УДД Регулятивные УДД Познавательн ые УДД | -развитие познавательных интересов, учебных мотивов - применять правила делового сотрудничества - участвовать в продуктивном диалоге. -учёт позиции других людей -постановка вопросов -целеполагание, как способность соотносить то, что уже известно и усвоено -планирование как определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели -Построение логической цепочки вопросов | Поприветствуйте, ребята, друг друга улыбкой. Погоду мы изменить не можем, но в классе пусть будет прекрасное настроение и тёплая обстановка. Я желаю, чтобы вы узнали много интересного на уроке. Пусть он пройдёт с пользой для всех. -Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. А на уроке нам понадобятся: внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительная голова. Я, думаю, что всё это у вас с собой, потому что прямо сейчас нам пригодятся ваши знания. Готовы?! Тогда в путь! Минутка чистописания. КЛМ УФХ ЭЮ? слайд -Установите закономерность и определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. -Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой. -Запишите, продолжив закономерность. кя Яя ля Яя мя Словарная работа. -Посмотрите внимательно на таблицу со словами. Какие это слова? -Запомните их в течение минуты. слайд За.ц | К.рова | М.дведь | П.тух | С.бака | С.рока | В.р.бей | В.рона | Л.сица | Запишите те, которые запомнили. -Сколько слов записали? Прочитайте. Проверьте правильность написания. Слайд -Как можно назвать эти слова одним словом. Актуализация знаний. - Чтобы узнать тему нашего урока, нужно разделить эти слова на две группы и письменно полным ответом ответить на вопросы. Слайд -Прочитайте свои тексты. Вам нравятся свои тексты? Какую речевую ошибку вы допустили? Слайд -С помощью карандаша исправьте ошибки. слайд Какие слова вы использовали? К какой части речи они относятся? Назовите, какие вы ещё знаете местоимения. -Вот вы и назвали тему нашего сегодняшнего урока. Запись темы в тетрадь. -Цели нашего урока давайте сформулируем в виде вопросов. Что бы вы хотели узнать о местоимении? (задаём вопросы). Вопросов очень много. На некоторые из них в течение урока мы с вами будем искать ответы. -А ещё мы будем учиться находить местоимения в тексте. | Проверяют готовность к уроку. Мы будем писать букву Я. [ а ] –глас. ударн. (безуд). Буква я обозначает два звука й и а, если она стоит в начале слова, после гласной, после Ъ и ь знаков. Словарные слова. Записывают слова. Распределяют слова по группам, объясняют выбор. Животные Дикие Домашние Читают предложения. Повторы слов Исправляют ошибки Они, у них Местоимение Он, она, оно, я, мы, вы, ты Записывают тему в тетрадь -Почему так называется? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Чем отличается от имени существительного? Какова роль местоимений в речи? | Сравнение Подводящий диалог Самопроверка Вопросительные слова |
Этапы урока, время Объяснение нового материала 20 мин | Планируемый результат Регулятивные УДД Познавательные УДД Коммуникативные УДД Предметные Удд | Универсальные учебные действия, предметные учебные действия Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии -Поиск и выделение необходимой информации -выбор способа действия -умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме -контроль и оценка промежуточных результатов деятельности -умение слушать и вступать в диалог -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации -построение нового знания -анализ информации | -Итак, мы сказали, что местоимение – часть речи. -А теперь, Давайте, выясним, почему местоимение так назвали? —Каким словами вы заменили слово «животные»? Вместо какой части речи вы употребили эти слова? -Отвели мы с вами на вопрос Почему местоимение так называется? -В нашем языке много местоимений. Мы познакомимся только с одной группой местоимений – личными местоимениями. Это самая распространённая группа. Их всего 8. Работа по учебнику. -Прочитайте правило на с. 49. -Прочитайте ещё раз личные местоимения. -Следующий вопрос: На какие вопросы отвечает местоимение? -Так, ещё на один вопрос ответили. -Значит что обозначает местоимение? -Ещё на один вопрос дали ответ. один вопрос -А чем тогда отличается местоимение от существительного? А они называют его? -А как же мы тогда узнаём о ком или о чём говорится в предложении? -На этот вопрос мы тоже ответили -Давайте сделаем вывод, что же такое местоимение, используя знания, которые мы добыли. | Деятельность ученика Они, у них Эти слова мы употребили вместо имени существительного. Да Читают правило. Называют хором местоимения. Кто? Что? Предмет. Нет Местоимения не называют предмет , а указывают на него. Местоимение – часть речи, которая отвечает на вопросы кто? Что?, обозначает предмет.Указывает на предметы, но не называет их | Методы и приемы Подводящий диалог |
Закрепление учебного материала. | Регулятивные УДД Коммуникационные УДД Познавательны е УДД | -соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса -обмен мнениями о новой информации -уметь аргументировать свою точку зрения -умение соотносить цели и результаты собственной деятельности Контроль и самооценка познавательной деятельности | -У нас остался ещё один вопос. Но на него мы ответим на следующем уроке. -Теперь, давайте потренируемся, в нахождении местоимений в тексте. Для этого открываем учебник с.49 упр.372.Списываем текст. Находим и подчёркиваем местоимения. Какие местоимения встретились в тексте? Проверка по слайду А теперь, давайте решим небольшой тест, используя знания, которые вы добыли на уроке проверка по слайду Кластер Ну и в конце урока давайте подведём итог – составим кластер по теме «Местоимение» | Списывают текст. Находят и подчёркивают местоимения. Проверка по слайду Составляют кластер | Самопроверка Работа в группах кластер |
Задание на дом 10 мин Рефлексия | | | Дифференцированное задание по карточкам. Кврточка 1 Задание. Прочитай текст. Сколько в нем предложений. Напиши каждое предложение с большой буквы, в конце поставь точку. Подчеркни местоимения. Ночью выпал снег он покрыл землю пушистым ковром налетела вьюга она подняла в воздух легкие снежинки они закружились в хороводе. Карточка 2 Задание. Прочитай текст. Сколько в нем предложений. Напиши каждое предложение с большой буквы, в конце поставь точку. Замени, где нужно существительные местоимениями. Подчеркни местоимения. Ночью выпал снег снег покрыл землю пушистым ковром налетела вьюга вьюга подняла в воздух легкие снежинки снежинки закружились в хороводе. Рефлексия. Я прошу рассказать, интересно ли вам было на уроке, комфортно ли вы чувствовали себя, понравилось ли работать в парах, довольны ли вы своей работой. Для ответа можете использовать образец или дать другой ответ. На уроке я работал … Своей работой на уроке я … Урок для меня показался … За урок я … Мое настроение … | | |
Заключение
Таким образом, использование приёмов технологии «РКМЧП» на уроках в начальной школе позволяет формировать у младших школьников умение критически мыслить, строить умозаключения и логические цепи доказательств; развивать творческие и аналитические способности.
В режиме использования технологии «РКМЧП» у ученика повышается эффективность восприятия информации, интерес как и к самому процессу обучения.
Применение данных приёмов на уроках в начальной школе позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.
В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития.
Использование ИКТ на уроках в образовательном процессе делает обучение более содержательным и зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся, существенно повышает уровень индивидуализации обучения.