Просмотр содержимого документа
«Местоимение как часть речи»
Местоимение как часть речи
10 класс 22.03.17
Цели: актуализировать имеющиеся по теме знания, углубить первоначальные знания; формировать умения избегать орфоэпических, грамматических, речевых ошибок, связанных с употреблением местоимений; совершенствовать навыки правописания местоимений, навыки работы с текстом.
…местоимения выделяются в особый класс слов – заместителей, которые, как «запасные игроки» на футболе или «дублёры» в театре, выходят на поле или сцену, когда нужно «освободить от игры» знаменательное слово.
А.Реформатский
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
.Тест для проверки знаний определений
Местоимения – это слова, которые указывают на …, но не …их.
(предметы, признаки, количества; не называют)
Обращение к эпиграфу урока.
Местоимение называется так потому, что … .
(употребляется в речи вместо имён существительных, прилагательных и числительных, т.е. «вместо имени»)
Непостоянные морфологические признаки местоимений зависят от того, … .
(какую часть речи они заменяют)
Синтаксические признаки местоимений также зависят от того, … .
(какую часть речи они заменяют)
По своему значению и грамматическим признакам все местоимения в русском языке делятся на…разрядов:… .
(9: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределённые, отрицательные, указательные, определительные)
Работа с таблицей «Разряды местоимений»
V. Задания на употребление местоимений.
- Сформулируйте правила правописания местоимений. Составьте опорный конспект.
ПРАВОПИСАНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННЫХ И
ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ
НЕ и НИ: под ударением — НЕ, без ударения — НИ: некто, никто.
СЛИТНО: без предлога: никому, некому;
РАЗДЕЛЬНО: с предлогом: ни к кому, не к кому;
ЧЕРЕЗ ДЕФИС: с приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь: кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кое-кто, кое к кому.
НЕОБХОДИМО РАЗЛИЧАТЬ:
НЕ КТО ИНОЙ, КАК НИКТО ИНОЙ
НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК НИЧТО ИНОЕ
VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок.