Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«ДШИ Задонского муниципального района Липецкой области»
Конспект урока по сольфеджио на тему:
«Метр и ритм»
1 класс
Преподаватель: Комова А.В.
г. Задонск
2021 г.
Тема урока: Метр и ритм.
Класс: 1
Цели урока:
I. Дидактические:
1. формировать метроритм, музыкальную память и музыкальные представления;
2. формировать устойчивые навыки в восприятии метроритма зрительно.
II. Воспитательные:
1. стимулировать желание учащихся овладеть практическими навыками;
2. Развивать у учащихся творческую инициативу, воображение, коллективное единство.
Этапы работы:
1. ритмическая «разминка»,
2. ритмизация речи,
3. ритмические диктанты,
4. слуховой анализ.
5. ритмический оркестр.
Оборудование:
Карточки с ритмическими группами (для ритмической «разминки»);
Видео-материалы с ритмическими загадками и ритмическим оркестром
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Ритмическая «разминка». Работа по карточкам.
Разложить карточки с длительностями в разных ритмах. По карточкам учащиеся проговаривают ритмический рисунок ритмослогами, отстукивая доли:
Учащиеся простукивают ритмический рисунок со счетом:
Предложить выложить свой ритмический рисунок в 4-х тактах и прохлопать его со счетом и ритмослогами.
Ритмическая цепочка-эстафета.
Прохлопываю ритм - два такта. Первый ученик повторяет фразу и отвечает своей фразой (2 такта), второй - повторяет двутакт, сочиненный предыдущим ребенком и отхлопывает свой вариант ритмической фразы - 2 такта и т.д.
Записать несколько ритмических рисунков в размере 2/4 и 3/4. Простучать один из них, а ученики должны отгадать какой прозвучал.
2. Ритмизация речи.
Сочетание длительностей: четверти и восьмые в двухдольном размере, затем в 3-хдольном.
Индивидуальный опрос учащихся. Выразительное проговаривание стихов в заданном ритме, выделяя голосом ударный слог и тактируя.
Равномерное движение восьмыми в размере 4/4.
Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться.
Восьмые и четверти в размере 2/4 .
Муравьишка в чаще
Дуб зеленый тащит.
Ритм две восьмые и четвертная в размере 2/4.
Клюнул пестрый петушок
Гладкий боб, гладкий боб.
Боб подпрыгнул и ему
Прямо в лоб, прямо в лоб.
Ритм с использованием восьмых, четвертных и половинных длительностей в размере 2/4.
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик
Первый молодой.
Четвертная пауза в размере 2/4
Белочка на ели
Скачет вверх и вниз.
Белочка, за елку
Лапками держись.
Затакт 2 восьмых в размере 2/4
Пошел кот
Под мосток.
Поймал рыбку
За хвосток.
Четвертные, восьмые и шестнадцатые длительности в размере 2/4.
Щи да каша
Пища наша.
После щей и после каши
Просят дети простоквашу.
Ели, ели две недели,
Не полнели, не худели.
Ели, ели, пили, пили,
Две недели сыты были.
Тири тири тири тири
Тири тири та
Убежали, убежали мышки от кота
Тири тири тири тири
Тири тири ти ти
Спрятал носик, спрятал хвостик
Наш мышонок Кити.
Размер 3/4, четвертные и половинные длительности .
Бегала курочка в нашем дворе.
Вдруг ей под ноги скатился орех,
Клюнула курица клювом орех,
Подняли курочку куры на смех.
Размер 3/8. Затакт.
У каждого дела
Запах особый,
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Ритмический диктант.
Проговорить стих несколько раз, предложить детям определить размер, записать его ритмический рисунок, подчеркнуть сильную долю.
Ты откуда, милый жук,
Голубые ножки?
Видишь, я тебя держу
На своей ладошке!
Ритмическое «эхо».
Преподаватель считает вслух и хлопает ритмически. Ученики повторяют и записывают ритмический рисунок на доске.
Ритмическая партитура.
На доске записать ритм в виде партитуры на два голоса. Разделить детей на две группы, предложить прохлопать ритм вместе.
Ритмический оркестр.
Раздать детям шумовые инструменты. Используя видео с записью ритма мелодии, под музыку простучать ритм.
Слуховой анализ.
Определение размера в прослушанном музыкальном произведении. Сильную долю дети отмечают хлопком. Проанализировать строение мелодии: количество фраз, их повторность, вариантность.