СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Мировое хозяйство и международная торговля", 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: познакомить со структурой мирового хозяйства; с особенностями внешней торговли и факторами, влияющими на этот процесс в современном мире.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Мировое хозяйство и международная торговля", 6 класс»

Класс: Дата:

Тема урока: Мировое хозяйство и международная торговля

Цели и задачи: познакомить со структурой мирового хозяйства; с особенностями внешней торговли и факторами, влияющими на этот процесс в современном мире.

Планируемые результаты: предметные: применять понятий­ный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий внешняя торговля, международное разделение труда, протекцио­низм, фритредерство, обменный валютный курс, описывать связи между участниками международных экономических отношений; характеризовать причины формирования мирового хозяйства, механизм формирования валютного курса; выделять основные направления внешнеторговой политики государства;

метапредметные УУД —

1) коммуникативные: приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетент­ности; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выдвигать версии решения проблемы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения, точно и грамотно выражать свои мыс­ли; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; соотно­сить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3) по­знавательные: осуществлять анализ объектов с выделением суще­ственных и несущественных признаков; извлекать информацию из мнений других людей; привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач; ставить репродуктивные во­просы по изученному материалу; давать определения понятий; устанавливать аналогии;

личностные УУД: формирование и раз­витие познавательного интереса к экономической сфере жизни общества, навыков рационального экономического поведения; развитие творческих способностей через активные формы дея­тельности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для рабо­ты в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный мате­риал.

  1. Из двух суждений: а) безработица ведет к совокупному сокращению потребительского спроса в стране; б) если уровень


  1. Введение в новый материал

  • Ответьте на вопросы рубрики «Вспомним» на с. 233 учебника. (Ответы учеников.)

Тема урока «Мировое хозяйство и международная торговля».

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

  1. Мировое хозяйство.

  2. Внешняя торговля.

  3. Внешнеторговая политика.

  4. Обменные курсы валют.

Проблемные вопросы

  • Как международная торговля помогает развитию мирового хозяйства?

  • Какие выгоды получают страны от участия в мировом раз­делении труда?

  • Какие условия влияют на обменный курс валют?

  1. Работа по теме урока

  1. Мировое хозяйство -это

  1. система международных экономических отношений, свя­зывающая национальные экономики;

  2. система, объединяющая экономику, правовые нормы, ре­гулирующие эти отношения.

Мировое хозяйство представляет собой закономерно разви­вающуюся и усложняющуюся систему взаимодействия нацио­нальных экономик различных стран мира, которая проявляется в разнообразных формах их международных экономических от­ношений на основе международного разделения труда.

Современное мировое хозяйство неоднородно, так как вхо­дящие в него государства различаются социальной структурой, политическим устройством, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, а также характером, масшта­бами и методами международных отношений.

Ведущее положение в мировом хозяйстве среди промышлен­но развитых стран занимают США, Япония, Канада, Германия, Франция, Великобритания и Италия. На их долю приходится более 80% промышленного производства группы промышленно развитых стран и около 60% всего мирового промышленного про­изводства; 70 и 60% производства электроэнергии соответственно, более 60% экспорта товаров и около 50% услуг.

  • Что лежит в основе объединения национальных хозяйств в единое мировое хозяйство?

(Ответы учеников.)

Мы выяснили, что в основе объединения национальных хо­зяйств в единое мировое хозяйство лежит международное разде­ление труда.

Запись в тетради

Международное разделение труда — специализация отдельных стран на производстве определенных видов продукции (предо­ставлении услуг), которыми страны могут обмениваться между собой.

Международное разделение труда осуществляется по отраслям и сферам экономики. Например, заниматься сельским хозяйством и производством продовольствия выгодно там, где для этого име­ются природные условия. Существует специализация на произ­водстве отдельных видов готовой продукции и услуг. Возможна специализация и на производстве отдельных компонентов или узлов продукции.

  1. Внешняя торговля

  • Вспомните, когда появилась внешняя торговля. Приведите примеры.

  • (Проверка выполнения задания.)

  • Из курса всемирной истории вы знаете, что одной из причин географических открытий стало то, что торговля с Востоком ока­залась под контролем Османской империи. Таким образом, ев­ропейцы были вынуждены искать новые торговые пути и новых партнеров для внешней торговли.

  • — Работая в парах с п. 2 § 28 учебника, определите причины, которые вызвали к жизни внешнюю торговлю, и проиллю­стрируйте их примерами.

  • (Проверка выполнения задания.)

  • Международная торговля тесно взаимосвязана с междуна­родным разделением труда. Эту взаимосвязь можно представить с помощью закона относительных преимуществ английского эко­номиста Д. Рикардо. Он заключается в том, что если страны спе­циализируются на производстве тех товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками в срав­нении с другими странами, то торговля будет взаимовыгодной для обеих стран независимо от того, имеют они или нет абсолютное преимущество в производстве этих товаров.

  • Рассмотрим следующий пример. Допустим, что производство 25 м сукна в Англии требует труда 100 рабочих в течение года. На данное количество сукна Англия приобретает 50 л португаль­ского вина, для собственного производства которого потребовался бы труд 120 рабочих в течение года. Поэтому Англия найдет более выгодным ввозить вино и покупать его посредством вывоза сук­на. На производство тех же количеств сукна и вина в Португалии затрачивается труд соответственно 90 и 80 человек в течение года. Поэтому Португалии выгодно ввозить сукно в обмен на вино.

  • Поясним этот тезис расчетом. Абсолютные издержки в Англии выше, чем в Португалии, и по сукну, и по вину. Однако сравни­тельные издержки в Португалии по сукну больше, чем в Англии. Они определяются отношением абсолютных издержек на произ­водство единицы сукна к абсолютным издержкам на производство






  • Отказ Португалии от производства сукна ей выгоден, хотя оно дешевле, чем в Англии. В соответствии с пропорциями обмена между двумя странами, предусмотренными в рассматриваемом

примере, на собственное производство 25 м сукна, закупленно­го в Англии, Португалии пришлось бы затратить труд 90 человек в течение года, в то время как на производство вина, экспортиро­ванного в Англию взамен ввезенного сукна, Португалии потребо­вался бы труд всего 80 человек в течение года.

Таким образом, необходимым условием существования ме­ждународной торговли выступает производство в различных стра­нах одних и тех же товаров с различными издержками. Каждой стране целесообразно, согласно взглядам Д. Рикардо, специали­зироваться на производстве таких товаров, по которым она имеет сравнительно более низкие затраты труда и капитала.

  1. Внешнеторговая политика

Государства — участники внешнеторговых операций стре­мятся тем или иным способом воздействовать на международ­ную торговля. Важным вопросом является выбор государствами определенного вида политики международной торговли (протек­ционизм или фритредерство).

Протекционизм — это политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определенных огра­ничений. С одной стороны, такая политика способствует разви­тию национального производства. С другой — может привести к усилению монополий, застою и снижению конкурентоспособ­ности экономики. Политика протекционизма осуществляется пу­тем урегулирования таможенных и налоговых барьеров, снижая конкуренцию других стран по сравнению с товарами националь­ного производства. Данная политика была характерна для России в XIX—XX вв. Государство было вынужденно облагать большими налогами и таможенными пошлинами товары иностранного про­изводства, тем самым давая возможность развиваться националь­ной промышленности.

Теория протекционизма утверждает, что наибольший эффект достигается:

  1. при единообразии применения импортных и экспортных пошлин, субсидий и налогов по отношению ко всем субъ­ектам, без каких-либо исключений;

  2. при повышении размеров пошлин и субсидий по мере уве­личения глубины переработки и при полной отмене пош­лин на импортируемое сырье;

  3. при сплошном обложении импортными пошлинами всех товаров и изделий, либо уже производимых в стране, либо тех, производство которых в принципе имеет смысл развивать (как правило, в размере не менее 25—30%,

но и не на уровне, который является запретительным для любого конкурирующего импорта);

  1. при отказе от таможенного обложения импорта товаров, производство которых невозможно или нецелесообразно (например, бананов на севере Европы).

Фритредерство — это политика, в рамках осуществления кото­рой государство должно воздерживаться от вмешательства в сферу внешней торговли. Благодаря такому поведению в стране проис­ходит развитие международной торговли под влиянием спроса и предложения.

Движение сторонников фритрейдерства зародилось в Вели­кобритании в XVIII в. и было связано с промышленным перево­ротом. Однако требование введения системы свободной торгов­ли еще раньше высказывалось многими экономистами, которые представляли эту политику как идеальную, всегда выгодную всем странам и народам.

При всех положительных сторонах свободной торговли на­селение страны может предпочесть отечественным товарам им­портные аналоги более высокого качества. Производители будут сокращать свое производство с последующим увольнением работ­ников, что приведет к снижению налоговых поступлений в госу­дарственный бюджет. Также существует вероятность возрастания зависимости государства от товаров зарубежного производства, цены на которые повысятся, и большая часть населения их уже не сможет покупать. Лучший результат реализации фритредер­ства — это стимулирование производителей на улучшение своей продукции с одновременным уменьшением издержек.

Представьте, что мы с вами оказались на заседании дискус­сионного клуба. Одни участники дискуссии утверждают, что не­обходимо проводить политику протекционизма, а другие придер­живаются противоположной позиции.

— Разделитесь на две группы. Работая с п. 3 § 28 учебника и интернет-ресурсами, подберите аргументы в защиту той или иной позиции.

(Презентация результатов работы групп, возможно проведе­ние мини-дискуссии.)

Аргументы в защиту протекционизма:

  1. благодаря самообеспеченности экономики по основным отраслям не возникает продовольственной и ресурсной за­висимости от других государств;

  2. сохраняются рабочие места (с последующим их увеличе­нием);

  3. поддерживается внутренний спрос на продукцию нацио­нальных производителей, а не на их зарубежные аналоги;

  1. обеспечивается экономическая стабильность, на которую не влияют различные экономические колебания в мировом хозяйстве;

  2. создаются благоприятные условия для совершенствования некоторых отраслей за счет прибыли, которая может быть получена благодаря росту цен при введении таможенных пошлин.

Аргументы в защиту фритредерства:

  1. усиливается конкуренция на внутреннем рынке государств за счет привлечения внешних поставщиков, что существен­но ограничивает монополию местных производителей;

  2. происходит стимулирование экономической активности национальных производителей, которые вынуждены бо­роться с зарубежными конкурентами за покупателей;

  3. расширяется выбор для покупателей, у которых появляет­ся возможность сопоставить цену и качество зарубежной и отечественной продукции.

(Подведение итогов работы по данному вопросу.)

  1. Обменные курсы валют

  • Работая с п. 4 § 28 учебника, дайте определение понятий «валюта», «валютный курс», «обменный курс валют», «фик­сированный курс валют» и «биржевой курс валют». Проил­люстрируйте их конкретными примерами.

(Проверка выполнения задания.)

  • Изучив материал рубрики «Ситуация» на с. 238, 239 учеб­ника, определите, как происходит процесс формирования обменного курса валют.

(Проверка выполнения задания.)

Вывод. На процесс формирования курса валют влияют:

  1. спрос на конкретный курс валюты и предложение на него;

  2. ситуация на внутреннем рынке страны;

  3. внешние экономические факторы.

  1. Подведение итогов урока

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

  • Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 239 учебника.

(Проверка выполнения заданий.)

Домашнее задание

Повторить § 17—28 учебника.


5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!