Класс: Дата:
Тема урока: Мировое хозяйство и международная торговля
Цели и задачи: познакомить со структурой мирового хозяйства; с особенностями внешней торговли и факторами, влияющими на этот процесс в современном мире.
Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий внешняя торговля, международное разделение труда, протекционизм, фритредерство, обменный валютный курс, описывать связи между участниками международных экономических отношений; характеризовать причины формирования мирового хозяйства, механизм формирования валютного курса; выделять основные направления внешнеторговой политики государства;
метапредметные УУД —
1) коммуникативные: приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выдвигать версии решения проблемы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения, точно и грамотно выражать свои мысли; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3) познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; извлекать информацию из мнений других людей; привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; давать определения понятий; устанавливать аналогии;
личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к экономической сфере жизни общества, навыков рационального экономического поведения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.
Из двух суждений: а) безработица ведет к совокупному сокращению потребительского спроса в стране; б) если уровень
Введение в новый материал
Тема урока «Мировое хозяйство и международная торговля».
(Ученики высказывают свои предположения.)
План урока
Мировое хозяйство.
Внешняя торговля.
Внешнеторговая политика.
Обменные курсы валют.
Проблемные вопросы
Как международная торговля помогает развитию мирового хозяйства?
Какие выгоды получают страны от участия в мировом разделении труда?
Какие условия влияют на обменный курс валют?
Работа по теме урока
Мировое хозяйство -это
система международных экономических отношений, связывающая национальные экономики;
система, объединяющая экономику, правовые нормы, регулирующие эти отношения.
Мировое хозяйство представляет собой закономерно развивающуюся и усложняющуюся систему взаимодействия национальных экономик различных стран мира, которая проявляется в разнообразных формах их международных экономических отношений на основе международного разделения труда.
Современное мировое хозяйство неоднородно, так как входящие в него государства различаются социальной структурой, политическим устройством, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, а также характером, масштабами и методами международных отношений.
Ведущее положение в мировом хозяйстве среди промышленно развитых стран занимают США, Япония, Канада, Германия, Франция, Великобритания и Италия. На их долю приходится более 80% промышленного производства группы промышленно развитых стран и около 60% всего мирового промышленного производства; 70 и 60% производства электроэнергии соответственно, более 60% экспорта товаров и около 50% услуг.
(Ответы учеников.)
Мы выяснили, что в основе объединения национальных хозяйств в единое мировое хозяйство лежит международное разделение труда.
Запись в тетради
Международное разделение труда — специализация отдельных стран на производстве определенных видов продукции (предоставлении услуг), которыми страны могут обмениваться между собой.
Международное разделение труда осуществляется по отраслям и сферам экономики. Например, заниматься сельским хозяйством и производством продовольствия выгодно там, где для этого имеются природные условия. Существует специализация на производстве отдельных видов готовой продукции и услуг. Возможна специализация и на производстве отдельных компонентов или узлов продукции.
Внешняя торговля
Вспомните, когда появилась внешняя торговля. Приведите примеры.
(Проверка выполнения задания.)
Из курса всемирной истории вы знаете, что одной из причин географических открытий стало то, что торговля с Востоком оказалась под контролем Османской империи. Таким образом, европейцы были вынуждены искать новые торговые пути и новых партнеров для внешней торговли.
— Работая в парах с п. 2 § 28 учебника, определите причины, которые вызвали к жизни внешнюю торговлю, и проиллюстрируйте их примерами.
(Проверка выполнения задания.)
Международная торговля тесно взаимосвязана с международным разделением труда. Эту взаимосвязь можно представить с помощью закона относительных преимуществ английского экономиста Д. Рикардо. Он заключается в том, что если страны специализируются на производстве тех товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками в сравнении с другими странами, то торговля будет взаимовыгодной для обеих стран независимо от того, имеют они или нет абсолютное преимущество в производстве этих товаров.
Рассмотрим следующий пример. Допустим, что производство 25 м сукна в Англии требует труда 100 рабочих в течение года. На данное количество сукна Англия приобретает 50 л португальского вина, для собственного производства которого потребовался бы труд 120 рабочих в течение года. Поэтому Англия найдет более выгодным ввозить вино и покупать его посредством вывоза сукна. На производство тех же количеств сукна и вина в Португалии затрачивается труд соответственно 90 и 80 человек в течение года. Поэтому Португалии выгодно ввозить сукно в обмен на вино.
Поясним этот тезис расчетом. Абсолютные издержки в Англии выше, чем в Португалии, и по сукну, и по вину. Однако сравнительные издержки в Португалии по сукну больше, чем в Англии. Они определяются отношением абсолютных издержек на производство единицы сукна к абсолютным издержкам на производство
Отказ Португалии от производства сукна ей выгоден, хотя оно дешевле, чем в Англии. В соответствии с пропорциями обмена между двумя странами, предусмотренными в рассматриваемом
примере, на собственное производство 25 м сукна, закупленного в Англии, Португалии пришлось бы затратить труд 90 человек в течение года, в то время как на производство вина, экспортированного в Англию взамен ввезенного сукна, Португалии потребовался бы труд всего 80 человек в течение года.
Таким образом, необходимым условием существования международной торговли выступает производство в различных странах одних и тех же товаров с различными издержками. Каждой стране целесообразно, согласно взглядам Д. Рикардо, специализироваться на производстве таких товаров, по которым она имеет сравнительно более низкие затраты труда и капитала.
Внешнеторговая политика
Государства — участники внешнеторговых операций стремятся тем или иным способом воздействовать на международную торговля. Важным вопросом является выбор государствами определенного вида политики международной торговли (протекционизм или фритредерство).
Протекционизм — это политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определенных ограничений. С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства. С другой — может привести к усилению монополий, застою и снижению конкурентоспособности экономики. Политика протекционизма осуществляется путем урегулирования таможенных и налоговых барьеров, снижая конкуренцию других стран по сравнению с товарами национального производства. Данная политика была характерна для России в XIX—XX вв. Государство было вынужденно облагать большими налогами и таможенными пошлинами товары иностранного производства, тем самым давая возможность развиваться национальной промышленности.
Теория протекционизма утверждает, что наибольший эффект достигается:
при единообразии применения импортных и экспортных пошлин, субсидий и налогов по отношению ко всем субъектам, без каких-либо исключений;
при повышении размеров пошлин и субсидий по мере увеличения глубины переработки и при полной отмене пошлин на импортируемое сырье;
при сплошном обложении импортными пошлинами всех товаров и изделий, либо уже производимых в стране, либо тех, производство которых в принципе имеет смысл развивать (как правило, в размере не менее 25—30%,
но и не на уровне, который является запретительным для любого конкурирующего импорта);
при отказе от таможенного обложения импорта товаров, производство которых невозможно или нецелесообразно (например, бананов на севере Европы).
Фритредерство — это политика, в рамках осуществления которой государство должно воздерживаться от вмешательства в сферу внешней торговли. Благодаря такому поведению в стране происходит развитие международной торговли под влиянием спроса и предложения.
Движение сторонников фритрейдерства зародилось в Великобритании в XVIII в. и было связано с промышленным переворотом. Однако требование введения системы свободной торговли еще раньше высказывалось многими экономистами, которые представляли эту политику как идеальную, всегда выгодную всем странам и народам.
При всех положительных сторонах свободной торговли население страны может предпочесть отечественным товарам импортные аналоги более высокого качества. Производители будут сокращать свое производство с последующим увольнением работников, что приведет к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет. Также существует вероятность возрастания зависимости государства от товаров зарубежного производства, цены на которые повысятся, и большая часть населения их уже не сможет покупать. Лучший результат реализации фритредерства — это стимулирование производителей на улучшение своей продукции с одновременным уменьшением издержек.
Представьте, что мы с вами оказались на заседании дискуссионного клуба. Одни участники дискуссии утверждают, что необходимо проводить политику протекционизма, а другие придерживаются противоположной позиции.
— Разделитесь на две группы. Работая с п. 3 § 28 учебника и интернет-ресурсами, подберите аргументы в защиту той или иной позиции.
(Презентация результатов работы групп, возможно проведение мини-дискуссии.)
Аргументы в защиту протекционизма:
благодаря самообеспеченности экономики по основным отраслям не возникает продовольственной и ресурсной зависимости от других государств;
сохраняются рабочие места (с последующим их увеличением);
поддерживается внутренний спрос на продукцию национальных производителей, а не на их зарубежные аналоги;
обеспечивается экономическая стабильность, на которую не влияют различные экономические колебания в мировом хозяйстве;
создаются благоприятные условия для совершенствования некоторых отраслей за счет прибыли, которая может быть получена благодаря росту цен при введении таможенных пошлин.
Аргументы в защиту фритредерства:
усиливается конкуренция на внутреннем рынке государств за счет привлечения внешних поставщиков, что существенно ограничивает монополию местных производителей;
происходит стимулирование экономической активности национальных производителей, которые вынуждены бороться с зарубежными конкурентами за покупателей;
расширяется выбор для покупателей, у которых появляется возможность сопоставить цену и качество зарубежной и отечественной продукции.
(Подведение итогов работы по данному вопросу.)
Обменные курсы валют
Работая с п. 4 § 28 учебника, дайте определение понятий «валюта», «валютный курс», «обменный курс валют», «фиксированный курс валют» и «биржевой курс валют». Проиллюстрируйте их конкретными примерами.
(Проверка выполнения задания.)
Изучив материал рубрики «Ситуация» на с. 238, 239 учебника, определите, как происходит процесс формирования обменного курса валют.
(Проверка выполнения задания.)
Вывод. На процесс формирования курса валют влияют:
спрос на конкретный курс валюты и предложение на него;
ситуация на внутреннем рынке страны;
внешние экономические факторы.
Подведение итогов урока
Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.
(Проверка выполнения заданий.)
Домашнее задание
Повторить § 17—28 учебника.
5