2. Актуализация знаний (3 минуты) | Какое настроение создала вам музыка, исполненная достаточно необычным способом? В каком характере? Какой образ возник в вашем воображении? Мы вернемся сегодня еще к этой мелодии, но уже в оригинальном звучании. А сейчас попробуем определить тему нашего урока. | Ответы детей | Видеофрагмент «Аве Мария» Ф. Шуберт | Л - Проявление эмоциональной отзывчивости; П - способность детей к рассуждению, принятию решений; |
3. Открытие нового знания (10 минут) | Ребята, мы с вами уже знаем, что музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, равно так же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку. Эпиграфом к уроку я взяла такие слова (Л. Рогожников): Я верю, что женщина – чудо такое, Какого на Млечном пути не сыскать, И если “любимая” - слово святое, То трижды священное – “женщина – мать!” Как вы думаете, с какой вечной темой искусства мы будем знакомиться? О ком эти слова? (Дева Мария, Царица небесная, Мадонна, Пресвятая Богородица) К образу Богородицы обращались и поэты, и художники, и композиторы разных стран мира. И сегодня мы об этом узнаем подробнее. Мы рассмотрим два музыкальных обращения к Богородице, так и называется тема нашего урока. Запишите. Знакомы ли мы с произведениями композиторов, художников посвященных Пресвятой Богородице? (нет) Значит, какая стоит перед нами задача на уроке? Узнать, как поэты, художники и композиторы разных стран мира рисуют образ Богородицы и какими средствами они это делают. Прочтите стихотворение Данте. Созданная великим итальянским художником XV века Рафаэлем “Сикстинская мадонна” - одна из самых прекрасных картин на земле. Что мы видим на этой картине? В центре как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Имя младенца – Христос, имя его матери – Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”). Какие чувства выразил художник? (светлые, добрые, возвышенные, нежные) Какую музыку должен был бы сочинить композитор, чтобы выразить эти чувства? (ласковая, задумчивая, напевная, созвучная возвышенному и чистому образу матери И.Христа) Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами “Аве Мария”, что значит «Славься, Мария». Прочтите стихотворение А. Фета. Как он называет Богородицу? (Чистая дева, Неба царица) | Дети формулируют тему урока Предполагаемые ответы детей Ответы детей | | Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами; Л - проявление эмоциональной отзывчивости; Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами; Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра. |
4. Организация слушательской деятельности (10 минут) | Какой из музыкальных жанров сможет передать лучше всего эти лирические и поэтические чувства? (песня, песенность) Сейчас вы услышите музыку, полную большой внутренней силой, проникновенный гимн женской доброте и благородству. Послушайте песню-молитву «Ave Maria» австрийского композитора Франца Шуберта и скажите, какие чувства передал австрийский композитор? Какими музыкальными красками он их выразил? (плавная, протяжная мелодия, распевы) Музыка и Изобразительное искусство – каждое своими средствами: мягкими линиями, чистыми светлыми красками – создают ощущение возвышенного, одухотворенного, прекрасного. Что еще созвучно музыке и картине? (стихи поэтов) Какой тембр голоса исполнял? (дискант, итальянский мальчик-певец Робертино Лоретти) Послушайте произведение снова, и скажите, какой инструмент сопровождал прекрасное пение? (орган) Сейчас мы немного отдохнём. Встаём на физминутку! | Ответы детей | «Ave Maria» Ф. Шуберт | Л -проявление эмоциональной отзывчивости; Л -личностное отношение при восприятии музыки. П - способность детей к рассуждению, принятию решений; |
5. Организация слушательской деятельности (10 минут) | Познакомимся с другой молитвой Божией Матери, сочиненной русским композитором С. Рахманиновым. И в русской православной церкви есть подобная молитва, обращённая к Деве Марии – “Богородице Дево, радуйся”. Послушайте произведение, и скажите, кто исполняет его? (хор) Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Послушайте произведение снова. Сохраняется ли на протяжении всего произведения тихое звучание голосов? (нет) В чём его отличие от зарубежной музыки? (поет хор, без сопровождения, мелодия на одном, повторяющемся звуке) | Дети исполняют песню. | «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинов | Л - Корректировать собственное исполнение; К -Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве. |
6. Организация исполнительской деятельности (10 минут) | Ребята, у каждого из нас есть мама. Она добрая, ласковая, нежная, порой строгая. О маме сложено немало песен. Разучим одну из них, её написал В. Гаврилин (немного о композиторе). ВХР Скачок на м6 Нисходящее движение мелодии Допевание гласной «а» | Звуковысотный показ Графический показ Дирижерский жест | | Дети подводят итоги, отвечают на вопросы Ответы детей. | «Мама» В. Гаврилин | Л - Личностное отношение при восприятии музыки. |