Мотивационно-целевой этап | Настроить на урок и изучение новой темы. | Словесный (беседа) | Ф | -Здравствуйте, ребята. Сегодня урок музыки у вас проведу я. -Вот звонок нам дал сигнал поработать час настал. Так что время не теряем, и работать начинаем. -Улыбнитесь друг другу, подарите друг другу хорошее настроение. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу | Уважительно относятся к старшим и друг другу |
Ориентировочный этап | Заинтересовать детей для изучения новой темы; определить тему урока совместно с детьми. Поставить цели и задачи | Словесный (беседа) | Ф И | -Давайте вспомним, что же вы изучили на прошлом уроке. За каждый правильный ответ вы получите букву, из которых вам нужно будет составить фамилию композитора, чьё творчество мы будем изучать на уроке. - Назовите имя композитора с творчеством которого вы познакомились - Назовите фамилию композитора с творчеством которого вы познакомились - Какое произведение прослушали? -Совершенно верно, а что такое кантата? -Кто такой Александр Невский? -Что больше всего запомнилось? -Молодцы, я вижу, что тему прошлого урока вы усвоили. Кто догадался, творчество какого композитора мы будем изучать? - Совершенно верно. Сегодня на уроке мы продолжим работать со знакомым для вас понятием, а вот с каким именно, вы узнаете, отгадав ребус -Поднимите руку, кто знает ответ -Что у вас получилось? -Совершенно верно. Давайте составим план урока, что будет первым, вторым, третьим, четвертым | -Сергей -Прокофьев -Кантата «Александр Невский» --Кантата- это вокально-инструментальное произведение для одного или нескольких солистов, хора и оркестра. -Алесандр Невский- князь Новгородский, великий князь Киевский, великий князь Владимирский, полководец, святой Русской православной церкви Поднимают руки Глинка -Познакомиться со сведениями из биографии композитора -Познакомиться с новым музыкальным понятием и произведением -Начать разучивать новую песню -Подвести итог урока | Определяют и формулируют цели деятельности на уроке; высказывают свои предположения на основе работы; планируют свою деятельность |
Поисково-исследовательский | Открытие новых знаний | Словесный (беседа) | Ф И Ф И Ф И | -Открываем тетради, записываем число и тему урока «Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки (запись темы урока на доске) -Посмотрите на портрет композитора, запишите годы жизни, поставьте запятую и напишите, что это русский композитор (портрет и годы жизни на доске) -Итак, переходим к первому пункту плана. - Михаил Иванович Глинка – родился в 218 лет назад в семье помещика. Глинка любил крепостной оркестр дяди, где он играл на скрипке и флейте. Исполнял народные пьесы и западные. Позже стал учиться играть на фортепиано. Михаил воспитывался в русских народных традициях, до последних дней русская песня была любимой музыкой М. Глинки. Еще в молодые годы, живя в Петербурге, Глинка прославился как композитор и замечательный певец, исполнитель своих романсов. Несколько лет Михаил Глинка провел за границей, в Италии и в Германии. Всюду он изучал музыку народа, среди которого жил, но ближе всего ему была русская народная песня. Вернувшись на родину, он увлекся темой о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина. Так он написал оперу «Иван Сусанин», но оперу пришлось переименовать в «Жизнь за царя», опера была переименована только после смерти композитора -Кто запомнил, в какой семье родился композитор? -На каких музыкальных инструментах играл композитор? -Песни на каком языке были любимой музыкой Глинки? - Чей подвиг вдохновил композитора на написание оперы? -Какое название долгие годы носила опера «Иван Сусанин»? -Оцените себя на листах самооценивания: нарисуйте в первом столбике зеленую ноту, если вы внимательно меня слушали, смогли ответить на все мои вопросы; желтую ноту, если вы меня невнимательно слушали или не смогли ответить на все мои вопросы, и красным, если вы меня вообще не слушали и не смогли ответить ни на один вопрос. -Мы выполнили первый пункт плана? Переходим ко второму пункту. -Как я уже сказала, Михаил Глинка написал оперу «Иван Сусанин», вдохновившись подвигом героя, который действительно существовал, который рискуя своей жизнью погибил войско поляков и сам, к сожалению, погиб -Запишите в тетради определение «Опера- музыкальный спектакль, где все действующую лица поют», чаще всего любая опера заканчивается хором. Сейчас мы с вами прослушаем хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин». Ребята, а что такое хор? Запишите в тетради название произведения. Ваша задача во время прослушивания, записать и определить: характер, настроение, темп -Покажите вашу готовность. -Характер- песенно-маршевый -Меняется ли характер произведения во время прослушивания? -Настроение-торжественное, бодрое -Темп-быстрый -Итак, ребята, какой вывод мы можем сделать? События, о которых рассказывает опера Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин», происходили более 300 лет назад, когда Минин и Пожарский встали во главе русского народного ополчения против завоевания земли Русскоц- Войска Польского. Герой этой оперы, костромской крестьянин Иван Сусанин, погибает за Русь. -Оцените себя на листах самооценивания. Во втором столбике нарисуйте во 2 столбике зеленую ноту, если вы правильно выполнили задание; желтым-были ошибки; красным- совсем ничего не получилось -Итак, ребята, мы выполнили второй пункт плана? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | Записывают дату и тему урока Слушают учителя -В семье помещика -Скрипка, флейта, фортепиано -на русском -Крестьянина Ивана Сусанина -Жизнь за царя Оценивают себя на листах самооценивания -Да Ответы детей Записывают определение в тетрадь Слушание хора Определение средств музыкальной выразительности Самооценивание Выполняют физкультминутку | Умеют находить главные идеи в музыкальных и литературных произведениях: осознают многозначность содержания образов. Развивают музыкальный вкус, устойчивость интереса к классическому музыкальному наследию Размышляют о музыке; выражают собственную позицию относительно прослушанной музыки. |
Практический этап | Разучить песню | Практический (слушание и разучивание песни) | Ф И И Ф И | -Ребята, в какой стране мы живем? -Нужно ли любит Родину? Почему? -Любить Родину, означает прикладывать все усилия для того, чтобы она процветала и становилась лучше. Любить Родину, значит ценить ее превыше всех земных благ. Любовь к родине невозможно променять или купить за деньги- Теперь слушайте песню и следите за текстом. (Включаю песню полностью) (Песня «Дети России» -Ребята, а как надо исполнять эту песню? С каким настроением? - Сядьте все как исполнители, спинку держите прямо, ноги поставьте вместе на пол, руки положите на колени. Давайте вспомним, как мы правильно берем дыхание. Представьте, что у вас в ладошках цветок и вдохнем с наслаждением его аромат, чтобы пояску стало тесно, а плечи не поднимаются. Давайте еще раз вдохнем его аромат. -Прочитайте слова первого куплета. Приготовились -Слушаем первую фразу -Поем все вместе 1 фразу -Слушаем дальше (2 фраза) -Поем все вместе -Соединим 1 и 2 фразу -Споем весь куплет -Слушаем припев. - Слушаем 1 фразу -Поем все вместе -Слушаем дальше (2 фраза) -Поем все вместе -Слушаем весь припев -Поем весь припев -Какие вы все молодцы, как замечательно у вас получилось. - Я надеюсь, что как в песни России облака будут дышать миром. И все люди планеты будут лелеять и беречь свою Родину. -Оцените себя на листах самооценивания: нарисуйте в третьем столбике зеленую ноту, если у вас получилось правильно спеть песню; желтую- есть неточности и красную- если вы песню не пели и у вас ничего не получилось -Мы выполнили третий пункт плана? Переходим к 4 пункту | -в России -Да, ответы детей Слушание песни Выполняют дыхательную гимнастику Разучивание песни Пение песни Самооценивание -Да | Слушают и понимают речь других, выражают свои мысли, высказывают точку зрения, дают обоснование Адекватно оценивают свои достижения; контролируют процесс и результат деятельности; анализируют условия достижения цели. |
Рефлексия | Оценивание своей деятельности | Словесный (беседа) | И Ф | -Оцените себя, согните листы самооценивания: покажите мне скрипичный ключ, если вы усвоили тему, активно работали на уроке, у вас везде зеленая нота; и басовый, если вы на уроке не работали, у вас ничего не получилось и у вас больше красных нот. -Я очень рада, что вы на уроке сегодня активно работали и многое узнали. Спасибо всем за работу, урок окончен. | Самооценивание | Адекватно оценивают свои достижения; |