Конспект открытого урока
учителя музыки МБОУ «Гимназия № 8»
Шишкиной А.В.
Дата: 11.02.2022 г. Полугодие 2 Урок № 21 4-А класс
Тема раздела: «В концертном зале»
Тема урока: «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»
Учебник: «Музыка. 4 класс», авт. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина,
М.: «Просвещение», 2014.
Музыкальный материал:
- Ф. Шопен. Ноктюрн до диез минор, Мазурка ля минор, Полонез ля мажор, Вальс си минор;
- Муз. Е. Лебеденко, сл. Ю. Полякова. «Это мой Крым, это наша Россия».
Литературный материал:
- М. Пруст. «Вальсы Шопена»;
- А. Граши. «Горсть земли».
Презентация к уроку «Не молкнет сердце чуткое Шопена…».
Использованная литература:
1. Т.В. Попова, Г.С. Скудина. «Зарубежная музыка 19 века», М.: «Просвещение», 1981.
2. «Венок Шопену». Сборник статей, М.: «Музыка», 1989.
3. Л.В. Михеева. «Музыкальный словарь в рассказах», М.: «Советский композитор», 1988.
Интернет-ресурсы:
Российский общеобразовательный портал http://music.edu.ru/;
Википедия: статьи о жизни и творчестве Ф. Шопена.
Цель: осознание детьми значения творчества Ф. Шопена.
Задачи урока:
Образовательные:
- изучить особенности мазурки, полонеза и вальса;
- ознакомить учащихся с основными этапами жизненного пути Ф. Шопена;
- повторить понятия «фортепиано», «симфонический оркестр», метр;
- обогатить лексикон учащихся новыми эпитетами-характеристиками музыки.
Развивающие:
- пробудить интерес ребят к музыке Ф. Шопена, к стихам, посвящённым композитору;
- развивать внимание, память, воображение, отрабатывать навыки анализа музыкальных произведений;
- развивать вокальные способности, улучшать координацию между слухом и голосом.
Воспитательные:
- формировать культуру слушателя;
- пробуждать чувство прекрасного в процессе слушания музыки и стихов;
- воспитывать чувство любви к родному краю, родной стране в процессе работы над песней.
Планируемые результаты (УУД):
Личностные:
- воспитание чувства прекрасного в процессе слушания музыки, стихов и пения песни;
- развитие способности высказать своё личное отношение к произведениям искусства.
Метапредметные:
Познавательные:
- усвоение новых понятий, терминов;
- запоминание важных фактов из жизни и творчества Ф. Шопена.
Коммуникативные:
- учащиеся осознают себя частью коллектива, уважительно относятся к мнению учителя и одноклассников;
- учащиеся активно высказывают своё мнение по обсуждаемым вопросам;
- на уроке происходит отработка навыков устного высказывания о прослушанной музыке;
- ребята взаимодействуют в процессе вокально-хоровой работы;
- каждый учащийся вовлечён в учебную деятельность, проявляя индивидуальные способности и таланты.
Регулятивные:
- учащиеся способны концентрировать своё внимание во время объяснения учителем нового материала, запоминать основные понятия, внимательно слушать музыку и анализировать её.
Предметные:
- усвоение учащимися понятий: мазурка, полонез, вальс;
- способность определять особенности музыкальных произведений (темп, ритм, лад, настроение), подбирать эпитеты для характеристики музыки;
- интонационно-чистое и эмоциональное исполнение песни.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Жанр урока: урок-концерт.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Техническое оборудование: музыкальный центр, ноутбук, видеопроектор.
Ход урока:
Организационный этап:
Музыкальное приветствие.
Актуализация знаний.
На экране портрет Ф. Шопена.
Учитель (У.): Ребята, на экране вы видите портрет великого польского пианиста и композитора 19 века Фридерика Шопена. Вслушайтесь в эту музыку.
(Звучит «Ноктюрн» № 20, фрагмент).
Когда хотят рассказать о человеке, иногда говорят: «У него доброе сердце», «каменное сердце», «холодное сердце», «чуткое сердце»…
Как вы думаете, какое сердце было у человека, сочинившего эту музыку?
Ребёнок 1(Р.): Доброе сердце.
Р2: Жалостливое сердце.
Р3: Чуткое сердце.
Первичное усвоение новых знаний.
У.: Да, ребята. Именно такое сердце было у Шопена и тема нашего урока:
«Не молкнет сердце чуткое Шопена».
Фридерик Шопен родился в Польше, в 1810 году, неподалёку от Варшавы, в местечке Желязова Воля. Его отец, Николай Шопен, был преподавателем французского и немецкого языков в Варшавском лицее. Мама, Юстина, была прекрасно образована, хорошо играла на рояле и пела.
Музыкальные способности Фридерика проявились очень рано: еще не умея говорить, он был очень чувствителен к музыке (плакал от грустных мелодий, смеялся и резвился при звуках весёлой музыки).
Заниматься на фортепиано Фридерик начал в 6 лет и делал такие успехи, что в 12 лет стал самым лучшим пианистом Польши.
А когда Шопену было 19, знаменитый композитор и музыкальный критик Р. Шуман, услышав игру пианиста, воскликнул: «Долой шляпы, господа! Перед вами гений!»
Предстояла длительная концертная поездка за границу. Шопена мучили горестные предчувствия, он не хотел уезжать. Перед отъездом к нему пришли друзья…
Когда Шопен отчизну покидал,
Друзья ему любовно поднесли
В старинном кубке горсть родной земли,
Чтоб милый дар его сопровождал.
В неизъяснимой грусти дни текли.
Средь разных стран, холодных, чуждых зал
Он свято кубок свой оберегал,
В нём видя край, оставленный вдали.
А. Граши
И в Вене, и в Париже, и в Лондоне - нигде не мог забыть Шопен родной Польши, её живописной природы, её песен, танцевальных ритмов и мелодий.
Эта любовь к родной земле чувствуется в каждом его произведении, и прежде всего, в танцах.
Послушайте, пожалуйста Мазурку ля минор.
(Слайд презентации с определением «Мазурка»).
И во время слушания подберите эпитеты для определения настроения музыки.
Звучит Мазурка ля минор.
У.: Итак, какие же эпитеты больше всего подходят для описания этого танца?
Ответы детей….
Учащиеся выполняют ритмическое упражнение в ритме мазурки.
У.: Спасибо, очень хорошие ответы. Но ещё более ярким является танец, который так и переводится – польский. Это танец-шествие, которым открывались балы.
Послушайте Полонез ля мажор и после слушания расскажите, какую картину вы представили под эту музыку.
Ответы детей…
У.: Молодцы, ребята. Действительно, танцевали полонез в просторных светлых залах дамы в пышных платьях, кавалеры в красивых фраках…
(Слайд «Полонез»)
Учащиеся прохлопывают ритм полонеза.
У.: И ещё об одном танце сегодня пойдёт речь. Отгадайте, о каком танце прочитает сейчас стихотворение Лера?
Шопен, ты словно море выплаканных слёз,
Круженье, виражи и игры над волной
Воздушных бабочек, стремительных стрекоз.
Мечтай, люби, чаруй, баюкай, успокой…
М. Пруст
Р1: О вальсе.
У.: Совершенно верно. Ребята, а сколько долей в вальсе?
Р2: 3 доли.
У.: А кто помнит, это индивидуальный или парный танец?
Р3: Парный.
У.: Спасибо, ребята. Но у вальсов Шопена есть отличительная особенность. Под них никто не танцует. Вальсы Шопена – это блестящие, виртуозные пьесы для фортепиано.
Итак, сейчас прозвучит вальс си минор Ф. Шопена. Представьте, что каждый из вас – дирижёр. Слушая музыку, продирижируйте ею.
Звучит вальс си минор Ф. Шопена. (Учащиеся дирижируют).
У.: Послушайте ещё одно задание: каждый из вас должен за 5 секунд придумать одно слово для характеристики вальса.
Дети характеризуют вальс.
У.: Спасибо всем ребятам за хорошую работу.
Первичная проверка понимания.
Наш урок назван «Не молкнет сердце чуткое Шопена…». Как вы понимаете эти слова?
Ответы детей.
У.: Да. Вот уже почти 200 лет звучит в мире музыка Шопена. И хоть композитор давно умер, а сердце его по завещанию похоронено в стене храма Святого креста в Польше, оно продолжает биться в его прекрасных музыкальных произведениях.
Закрепление материала.
Подводя итог нашему разговору о творчестве Ф. Шопена, давайте составим синквейн. ( Составление на доске синквейна).
У.: Молодцы, ребята. Сегодня мы слушали танцы. Пришло время и самим потанцевать. Танцевальная пауза!
6.Вокально-хоровая работа:
А) Распевание на материале песни Е. Лебеденко «Это мой Крым»;
Б) Работа над чистотой интонирования, дикцией, артикуляцией, фразировкой, эмоциональностью исполнения.
8. Исполнение песни «Это мой Крым, это наша Россия».
Рефлексия.
У.: Итак, ребята, подходит к концу наш урок. Что же вы открыли для себя нового на уроке? Что понравилось? Что показалось трудным? Что больше всего запомнилось?
Спасибо за работу! До свидания.