СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки , 4 класс.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока в 4-ом классе по теме: "Не смолкнет сердце чуткое Шопена..." В разработке использованы стихи, рефлексия в виде синквейна, преобладает диалогическая форма общения "уитель- учащиеся".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки , 4 класс.»

Конспект открытого урока


учителя музыки МБОУ «Гимназия № 8»

Шишкиной А.В.


Дата: 11.02.2022 г. Полугодие 2 Урок № 21 4-А класс


Тема раздела: «В концертном зале»


Тема урока: «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»

Учебник: «Музыка. 4 класс», авт. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина,

М.: «Просвещение», 2014.

Музыкальный материал:

- Ф. Шопен. Ноктюрн до диез минор, Мазурка ля минор, Полонез ля мажор, Вальс си минор;

- Муз. Е. Лебеденко, сл. Ю. Полякова. «Это мой Крым, это наша Россия».

Литературный материал:

- М. Пруст. «Вальсы Шопена»;

- А. Граши. «Горсть земли».

Презентация к уроку «Не молкнет сердце чуткое Шопена…».

Использованная литература:

1. Т.В. Попова, Г.С. Скудина. «Зарубежная музыка 19 века», М.: «Просвещение», 1981.

2. «Венок Шопену». Сборник статей, М.: «Музыка», 1989.

3. Л.В. Михеева. «Музыкальный словарь в рассказах», М.: «Советский композитор», 1988.

Интернет-ресурсы:

Российский общеобразовательный портал http://music.edu.ru/;

Википедия: статьи о жизни и творчестве Ф. Шопена.


Цель: осознание детьми значения творчества Ф. Шопена.

Задачи урока:

Образовательные:

- изучить особенности мазурки, полонеза и вальса;

- ознакомить учащихся с основными этапами жизненного пути Ф. Шопена;

- повторить понятия «фортепиано», «симфонический оркестр», метр;

- обогатить лексикон учащихся новыми эпитетами-характеристиками музыки.

Развивающие:

- пробудить интерес ребят к музыке Ф. Шопена, к стихам, посвящённым композитору;

- развивать внимание, память, воображение, отрабатывать навыки анализа музыкальных произведений;

- развивать вокальные способности, улучшать координацию между слухом и голосом.

Воспитательные:

- формировать культуру слушателя;

- пробуждать чувство прекрасного в процессе слушания музыки и стихов;

- воспитывать чувство любви к родному краю, родной стране в процессе работы над песней.

Планируемые результаты (УУД):

Личностные:

- воспитание чувства прекрасного в процессе слушания музыки, стихов и пения песни;

- развитие способности высказать своё личное отношение к произведениям искусства.

Метапредметные:

Познавательные:

- усвоение новых понятий, терминов;

- запоминание важных фактов из жизни и творчества Ф. Шопена.

Коммуникативные:

- учащиеся осознают себя частью коллектива, уважительно относятся к мнению учителя и одноклассников;

- учащиеся активно высказывают своё мнение по обсуждаемым вопросам;

- на уроке происходит отработка навыков устного высказывания о прослушанной музыке;

- ребята взаимодействуют в процессе вокально-хоровой работы;

- каждый учащийся вовлечён в учебную деятельность, проявляя индивидуальные способности и таланты.

Регулятивные:

- учащиеся способны концентрировать своё внимание во время объяснения учителем нового материала, запоминать основные понятия, внимательно слушать музыку и анализировать её.

Предметные:

- усвоение учащимися понятий: мазурка, полонез, вальс;

- способность определять особенности музыкальных произведений (темп, ритм, лад, настроение), подбирать эпитеты для характеристики музыки;

- интонационно-чистое и эмоциональное исполнение песни.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Жанр урока: урок-концерт.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Техническое оборудование: музыкальный центр, ноутбук, видеопроектор.

Ход урока:

  1. Организационный этап:

Музыкальное приветствие.

  1. Актуализация знаний.

На экране портрет Ф. Шопена.

Учитель (У.): Ребята, на экране вы видите портрет великого польского пианиста и композитора 19 века Фридерика Шопена. Вслушайтесь в эту музыку.

(Звучит «Ноктюрн» № 20, фрагмент).

Когда хотят рассказать о человеке, иногда говорят: «У него доброе сердце», «каменное сердце», «холодное сердце», «чуткое сердце»…

Как вы думаете, какое сердце было у человека, сочинившего эту музыку?

Ребёнок 1(Р.): Доброе сердце.

Р2: Жалостливое сердце.

Р3: Чуткое сердце.

  1. Первичное усвоение новых знаний.


У.: Да, ребята. Именно такое сердце было у Шопена и тема нашего урока:

«Не молкнет сердце чуткое Шопена».

Фридерик Шопен родился в Польше, в 1810 году, неподалёку от Варшавы, в местечке Желязова Воля. Его отец, Николай Шопен, был преподавателем французского и немецкого языков в Варшавском лицее. Мама, Юстина, была прекрасно образована, хорошо играла на рояле и пела.

Музыкальные способности Фридерика проявились очень рано: еще не умея говорить, он был очень чувствителен к музыке (плакал от грустных мелодий, смеялся и резвился при звуках весёлой музыки).

Заниматься на фортепиано Фридерик начал в 6 лет и делал такие успехи, что в 12 лет стал самым лучшим пианистом Польши.

А когда Шопену было 19, знаменитый композитор и музыкальный критик Р. Шуман, услышав игру пианиста, воскликнул: «Долой шляпы, господа! Перед вами гений!»

Предстояла длительная концертная поездка за границу. Шопена мучили горестные предчувствия, он не хотел уезжать. Перед отъездом к нему пришли друзья…

Когда Шопен отчизну покидал,

Друзья ему любовно поднесли

В старинном кубке горсть родной земли,

Чтоб милый дар его сопровождал.


В неизъяснимой грусти дни текли.

Средь разных стран, холодных, чуждых зал

Он свято кубок свой оберегал,

В нём видя край, оставленный вдали.

А. Граши


И в Вене, и в Париже, и в Лондоне - нигде не мог забыть Шопен родной Польши, её живописной природы, её песен, танцевальных ритмов и мелодий.

Эта любовь к родной земле чувствуется в каждом его произведении, и прежде всего, в танцах.

Послушайте, пожалуйста Мазурку ля минор.

(Слайд презентации с определением «Мазурка»).

И во время слушания подберите эпитеты для определения настроения музыки.

Звучит Мазурка ля минор.


У.: Итак, какие же эпитеты больше всего подходят для описания этого танца?

Ответы детей….

Учащиеся выполняют ритмическое упражнение в ритме мазурки.

У.: Спасибо, очень хорошие ответы. Но ещё более ярким является танец, который так и переводится – польский. Это танец-шествие, которым открывались балы.

Послушайте Полонез ля мажор и после слушания расскажите, какую картину вы представили под эту музыку.

Ответы детей…

У.: Молодцы, ребята. Действительно, танцевали полонез в просторных светлых залах дамы в пышных платьях, кавалеры в красивых фраках…

(Слайд «Полонез»)

Учащиеся прохлопывают ритм полонеза.

У.: И ещё об одном танце сегодня пойдёт речь. Отгадайте, о каком танце прочитает сейчас стихотворение Лера?


Шопен, ты словно море выплаканных слёз,

Круженье, виражи и игры над волной

Воздушных бабочек, стремительных стрекоз.

Мечтай, люби, чаруй, баюкай, успокой…

М. Пруст

Р1: О вальсе.

У.: Совершенно верно. Ребята, а сколько долей в вальсе?

Р2: 3 доли.

У.: А кто помнит, это индивидуальный или парный танец?

Р3: Парный.

У.: Спасибо, ребята. Но у вальсов Шопена есть отличительная особенность. Под них никто не танцует. Вальсы Шопена – это блестящие, виртуозные пьесы для фортепиано.

Итак, сейчас прозвучит вальс си минор Ф. Шопена. Представьте, что каждый из вас – дирижёр. Слушая музыку, продирижируйте ею.

Звучит вальс си минор Ф. Шопена. (Учащиеся дирижируют).

У.: Послушайте ещё одно задание: каждый из вас должен за 5 секунд придумать одно слово для характеристики вальса.

Дети характеризуют вальс.

У.: Спасибо всем ребятам за хорошую работу.

  1. Первичная проверка понимания.

Наш урок назван «Не молкнет сердце чуткое Шопена…». Как вы понимаете эти слова?

Ответы детей.

У.: Да. Вот уже почти 200 лет звучит в мире музыка Шопена. И хоть композитор давно умер, а сердце его по завещанию похоронено в стене храма Святого креста в Польше, оно продолжает биться в его прекрасных музыкальных произведениях.

  1. Закрепление материала.

Подводя итог нашему разговору о творчестве Ф. Шопена, давайте составим синквейн. ( Составление на доске синквейна).

У.: Молодцы, ребята. Сегодня мы слушали танцы. Пришло время и самим потанцевать. Танцевальная пауза!

6.Вокально-хоровая работа:

А) Распевание на материале песни Е. Лебеденко «Это мой Крым»;

Б) Работа над чистотой интонирования, дикцией, артикуляцией, фразировкой, эмоциональностью исполнения.

8. Исполнение песни «Это мой Крым, это наша Россия».


  1. Рефлексия.

У.: Итак, ребята, подходит к концу наш урок. Что же вы открыли для себя нового на уроке? Что понравилось? Что показалось трудным? Что больше всего запомнилось?

Спасибо за работу! До свидания.



















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!