Конспект открытого урока
учителя музыки МБОУ «Гимназия № 8»
Шишкиной А.В.
Дата: 04.02.2022 г. Полугодие 2 Урок № 20 7-В класс
Тема раздела: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»
Тема: «Два направления музыкальной культуры», урок 1-ый «Религиозная музыка»
Учебник: «Музыка. 7 класс», авт. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, М.: «Просвещение», 2014.
Музыкальный материал:
- православная молитва «Богородице Дево, радуйся!» (знаменный распев);
- григорианский католический хорал;
- Й. Гайдн. Симфония № 45, 1 ч. (фрагмент);
- И.С. Бах. «Высокая месса» си минор, 1 часть «Кирие элейсон!»;
- Муз. Я. Дубравина, сл. Н. Просторовой. «Сочиненье о весне».
Презентация «Религиозная музыка».
Использованная литература:
И.А. Гивенталь, Л.Д. Щукина. «Музыкальная литература»: Учеб. пособие. Вып. 1., М.: «Музыка», 1986.
Н.В. Колосова. «Здравствуй, музыка!», М.: «Молодая гвардия», 1969.
«Русская музыкальная литература»: Учеб. пособие. Вып.1., Ленинград, «Музыка», 1970.
Интернет-ресурсы:
Российский общеобразовательный портал http://music.edu.ru/;
Википедия: https://razvivashka.online/tvorchestvo/bah-dlya-detey – статья о жизни и творчестве И.С. Баха;
https://studall.org/all2-144917.html – статья о «Высокой мессе» си минор И.С. Баха.
Цель: понимание учащимися особенностей религиозной музыки как одного из направлений музыкальной культуры.
Задачи урока:
Образовательные:
- усвоить понятия
- повторить понятия «а капелла», «полифония», «фуга», «духовный концерт», «симфонический оркестр»;
- обогатить словарный запас учащихся новыми эпитетами-характеристиками музыки.
Развивающие:
- пробудить интерес ребят к религиозной музыке;
- развивать память, воображение, отрабатывать навыки анализа музыкальных произведений;
- развивать вокальные способности, улучшать координацию между слухом и голосом.
Воспитательные:
- формировать культуру слушателя;
- воспитывать уважительное отношение к чувствам верующих;
- пробуждать чувство прекрасного от соприкосновения с духовной музыкой.
Планируемые результаты (УУД):
Личностные:
- развитие способности высказать своё личное отношение к прослушанной музыке, к творчеству композиторов;
- воспитание уважения к чувствам верующих людей.
Метапредметные:
Познавательные:
- усвоение новых музыкальных терминов;
- запоминание важных фактов из жизни И.С. Баха.
Коммуникативные:
- учащиеся осознают себя частью коллектива, выслушивают и уважительно относятся к мнению учителя и товарищей по классу;
- учащиеся охотно высказывают своё мнение;
- ребята взаимодействуют в процессе вокально-хоровой работы;
- каждый учащийся вовлечён в учебную деятельность, проявляя индивидуальные способности.
Регулятивные:
- учащиеся способны концентрировать своё внимание во время объяснения учителем нового материала, запоминать основные понятия, внимательно и осознанно слушать музыку и анализировать её.
Предметные:
- усвоение учащимися понятий: «религиозная музыка», «светская музыка», «знаменный распев», «месса»;
Тип урока: усвоение новых знаний.
Жанр урока: музыкальная гостиная.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Техническое оборудование: музыкальный центр, ноутбук, видеопроектор.
«Цель музыки – трогать сердца…»
И.С. Бах
Ход урока:
1.Организационный этап:
Музыкальное приветствие.
2.Актуализация знаний.
Учитель (У.): Ребята, сейчас вам предстоит послушать один за другим два фрагмента музыкальных произведений, а затем ответить на вопрос: «Где бы могло быть исполнено каждое из этих произведений и почему?»
Звучат фрагменты григорианского хорала и 1 части симфонии № 45 Й. Гайдна.
(слайды презентации №№ 2,3)
Примерные ответы учащихся:
- музыка 1-го произведения могла звучать в храме, а музыка 2-го – в театре, в концертном зале.
3.Постановка целей и задач урока.
У.: Спасибо, совершенно верно. Вот мы и подошли к теме нашего урока: «Два направления музыкальной культуры».
(слайд № 1)
Итак, музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух направлений: религиозного и светского.
Религиозная музыка всегда была связана с Богослужением.
Светская музыка в своих истоках опиралась на народные песни, танцы.
Сегодня на уроке мы будем говорить о религиозной музыке.
4.Первичное усвоение новых знаний.
Послушайте, пожалуйста, небольшое сообщение Серёжи Л. о религиозной музыке.
С.: Первые профессиональные музыканты – композиторы, исполнители (певцы, инструменталисты) – вплоть до 18 века, как правило, служили капельмейстерами и органистами при дворах монархов, князей, архиепископов.
(слайд № 4)
Церковная музыка всегда обращена к темам Священного Писания. Драматургия образов страдания, смерти и воскресения Иисуса Христа является основой религиозной музыки.
В основе католического (западного Богослужения) лежит хорал – многоголосное пение в сопровождении органа или оркестра.
У.: Спасибо, Серёжа.
Мы в самом начале урока уже слышали звуки григорианского хорала, давайте послушаем фрагмент этой музыки ещё раз.
Звучит григорианский хорал (фрагмент).
(слайд № 5)
У.: Ребята, а каким вы представляете храм, в котором звучит это музыкальное произведение?
Ответы детей.
У.: Спасибо. Очень хорошие ответы.
Поговорим теперь о музыке православного Богослужения. В её основе лежит одноголосный знаменный распев - древнейший вид церковного пения на Руси.
Послушайте, пожалуйста, знаменный распев молитвы «Богородице Дево, радуйся!». Используя словарь эстетических эмоций, подберите эпитеты, соответствующие этой музыке.
Звучит молитва «Богородице Дево, радуйся!»
(слайд № 6)
Ответы детей.
У.: Спасибо, ребята.
В 18 веке в религиозном творчестве композиторов преобладала полифоническая музыка. С понятием «полифония» вы уже знакомы. Благодаря полифонии музыкальные мысли сочинений получают глубокое и многогранное развитие. Вершина полифонии – фуга.
Сейчас вам предстоит послушать фрагмент 1 части гениального сочинения И.С. Баха «Высокой мессы» си минор.
(слайд № 7)
А что же такое месса?
Небольшое сообщение подготовил Рома Б.:
«Месса – это основная литургическая служба в Римско-католической церкви.
В музыке же под мессой понимается жанр церковной многоголосной музыки на тексты католической мессы. Основной структурой музыкальной мессы является ординарий — неизменяемый текст латинского католического богослужения, который состоит из следующих частей (слайд № 8):
I. Kyrie eleison — «Господи, помилуй!»
II. Gloria in excelsis Deo — «Слава в вышних Богу!»
III. Credo — «Верую»
IV. Sanctus — «Благословен»
V. Agnus Dei — «Агнец Божий»
У.: Высокая месса си минор – одно из самых масштабных сочинений Иоганна Себастьяна Баха.
Музыку Мессы Бах обдумывал в течение многих лет. Окончательный вариант высокой мессы датируется 1748 годом.
1-ая часть «Kyrie eleison» открывается величественно-трагедийным вступлением всего хора, оркестра и органа. Затем идет оркестровая фуга на основную тему, и только после нее – 5-голосная хоровая фуга.
Звучит 1 часть «Высокой мессы» И.С. Баха «Господи, помилуй!»
(слайд № 9)
У.: Эпиграфом нашего урока стали слова Баха: «Цель музыки – трогать сердца…». Ребята, как вы понимаете эти слова И.С. Баха?
Ответы учащихся.
У.: Спасибо, прозвучало много хороших, добрых слов. Конечно, эта музыка требует осмысления. В творческом домашнем задании - мини-сочинении попытайтесь рассказать о своих чувствах, переживаниях во время слушания «Kyrie eleison».
А сейчас давайте подведем итог пройденному сегодня в виде синквейна.
5.Составление синквейна (закрепление пройденного материала).
У.: Наша динамическая пауза будет необычной. Давайте представим, ребята, что мы попали в Германию 18 века, как раз в то время, когда жил И.С. Бах. Мы слушали сегодня религиозное произведение И.С. Баха. А сейчас прозвучит его светское произведение - «Шутка» из оркестровой сюиты. Предлагаю сымитировать игру на музыкальных инструментах, звучание которых вы услышите. Или продирижировать этим произведением.
6. Динамическая пауза под «Шутку» И.С. Баха.
(слайд № 10)
7. Вокально-хоровая работа:
а) Распевание на материале песни «Сочиненье о весне» (муз. Я. Дубравина,
сл. Н. Просторовой);
б) Работа над чистотой интонирования, дикцией, артикуляцией, фразировкой, эмоциональностью исполнения.
8. Исполнение песни «Сочиненье о весне».
(слайд № 11)
9. Рефлексия.
У.: Итак, ребята. Подходит к концу наш урок. Что вам показалось на уроке самым интересным? Что показалось трудным? Что больше всего запомнилось?
Ответы детей.
У.: Спасибо за работу. До свидания.