СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки , 7 класс.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока для 7 класса по теме "Два направления музыкальной культуры". Урок посвящён первому направлению музыкальной культуры - религиозной музыке.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки , 7 класс.»

Конспект открытого урока


учителя музыки МБОУ «Гимназия № 8»

Шишкиной А.В.


Дата: 04.02.2022 г. Полугодие 2 Урок № 20 7-В класс


Тема раздела: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»

Тема: «Два направления музыкальной культуры», урок 1-ый «Религиозная музыка»

Учебник: «Музыка. 7 класс», авт. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, М.: «Просвещение», 2014.

Музыкальный материал:

- православная молитва «Богородице Дево, радуйся!» (знаменный распев);

- григорианский католический хорал;

- Й. Гайдн. Симфония № 45, 1 ч. (фрагмент);

- И.С. Бах. «Высокая месса» си минор, 1 часть «Кирие элейсон!»;

- Муз. Я. Дубравина, сл. Н. Просторовой. «Сочиненье о весне».

Презентация «Религиозная музыка».

Использованная литература:

  1. И.А. Гивенталь, Л.Д. Щукина. «Музыкальная литература»: Учеб. пособие. Вып. 1., М.: «Музыка», 1986.

  2. Н.В. Колосова. «Здравствуй, музыка!», М.: «Молодая гвардия», 1969.

  3. «Русская музыкальная литература»: Учеб. пособие. Вып.1., Ленинград, «Музыка», 1970.

Интернет-ресурсы:

Российский общеобразовательный портал http://music.edu.ru/;

Википедия: https://razvivashka.online/tvorchestvo/bah-dlya-detey – статья о жизни и творчестве И.С. Баха;

https://studall.org/all2-144917.html – статья о «Высокой мессе» си минор И.С. Баха.


Цель: понимание учащимися особенностей религиозной музыки как одного из направлений музыкальной культуры.

Задачи урока:

Образовательные:

- усвоить понятия

- повторить понятия «а капелла», «полифония», «фуга», «духовный концерт», «симфонический оркестр»;

- обогатить словарный запас учащихся новыми эпитетами-характеристиками музыки.

Развивающие:

- пробудить интерес ребят к религиозной музыке;

- развивать память, воображение, отрабатывать навыки анализа музыкальных произведений;

- развивать вокальные способности, улучшать координацию между слухом и голосом.

Воспитательные:

- формировать культуру слушателя;

- воспитывать уважительное отношение к чувствам верующих;

- пробуждать чувство прекрасного от соприкосновения с духовной музыкой.

Планируемые результаты (УУД):

Личностные:

- развитие способности высказать своё личное отношение к прослушанной музыке, к творчеству композиторов;

- воспитание уважения к чувствам верующих людей.

Метапредметные:

Познавательные:

- усвоение новых музыкальных терминов;

- запоминание важных фактов из жизни И.С. Баха.

Коммуникативные:

- учащиеся осознают себя частью коллектива, выслушивают и уважительно относятся к мнению учителя и товарищей по классу;

- учащиеся охотно высказывают своё мнение;

- ребята взаимодействуют в процессе вокально-хоровой работы;

- каждый учащийся вовлечён в учебную деятельность, проявляя индивидуальные способности.

Регулятивные:

- учащиеся способны концентрировать своё внимание во время объяснения учителем нового материала, запоминать основные понятия, внимательно и осознанно слушать музыку и анализировать её.

Предметные:

- усвоение учащимися понятий: «религиозная музыка», «светская музыка», «знаменный распев», «месса»;

Тип урока: усвоение новых знаний.

Жанр урока: музыкальная гостиная.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Техническое оборудование: музыкальный центр, ноутбук, видеопроектор.



«Цель музыки – трогать сердца…»

И.С. Бах

Ход урока:

1.Организационный этап:

Музыкальное приветствие.

2.Актуализация знаний.

Учитель (У.): Ребята, сейчас вам предстоит послушать один за другим два фрагмента музыкальных произведений, а затем ответить на вопрос: «Где бы могло быть исполнено каждое из этих произведений и почему?»

Звучат фрагменты григорианского хорала и 1 части симфонии № 45 Й. Гайдна.

(слайды презентации №№ 2,3)

Примерные ответы учащихся:

- музыка 1-го произведения могла звучать в храме, а музыка 2-го – в театре, в концертном зале.

3.Постановка целей и задач урока.

У.: Спасибо, совершенно верно. Вот мы и подошли к теме нашего урока: «Два направления музыкальной культуры».

(слайд № 1)

Итак, музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух направлений: религиозного и светского.

Религиозная музыка всегда была связана с Богослужением.

Светская музыка в своих истоках опиралась на народные песни, танцы.

Сегодня на уроке мы будем говорить о религиозной музыке.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Послушайте, пожалуйста, небольшое сообщение Серёжи Л. о религиозной музыке.

С.: Первые профессиональные музыканты – композиторы, исполнители (певцы, инструменталисты) – вплоть до 18 века, как правило, служили капельмейстерами и органистами при дворах монархов, князей, архиепископов.

(слайд № 4)

Церковная музыка всегда обращена к темам Священного Писания. Драматургия образов страдания, смерти и воскресения Иисуса Христа является основой религиозной музыки.

В основе католического (западного Богослужения) лежит хорал – многоголосное пение в сопровождении органа или оркестра.

У.: Спасибо, Серёжа.

Мы в самом начале урока уже слышали звуки григорианского хорала, давайте послушаем фрагмент этой музыки ещё раз.

Звучит григорианский хорал (фрагмент).

(слайд № 5)

У.: Ребята, а каким вы представляете храм, в котором звучит это музыкальное произведение?

Ответы детей.

У.: Спасибо. Очень хорошие ответы.

Поговорим теперь о музыке православного Богослужения. В её основе лежит одноголосный знаменный распев - древнейший вид церковного пения на Руси.

Послушайте, пожалуйста, знаменный распев молитвы «Богородице Дево, радуйся!». Используя словарь эстетических эмоций, подберите эпитеты, соответствующие этой музыке.

Звучит молитва «Богородице Дево, радуйся!»

(слайд № 6)


Ответы детей.

У.: Спасибо, ребята.

В 18 веке в религиозном творчестве композиторов преобладала полифоническая музыка. С понятием «полифония» вы уже знакомы. Благодаря полифонии музыкальные мысли сочинений получают глубокое и многогранное развитие. Вершина полифонии – фуга.

Сейчас вам предстоит послушать фрагмент 1 части гениального сочинения И.С. Баха «Высокой мессы» си минор.

(слайд № 7)

А что же такое месса?

Небольшое сообщение подготовил Рома Б.:

«Месса – это основная литургическая служба в Римско-католической церкви.

В музыке же под мессой понимается жанр церковной многоголосной музыки на тексты католической мессы. Основной структурой музыкальной мессы является ординарий — неизменяемый текст латинского католического богослужения, который состоит из следующих частей (слайд № 8):

I. Kyrie eleison — «Господи, помилуй!»

II. Gloria in excelsis Deo — «Слава в вышних Богу

III. Credo — «Верую»

IV. Sanctus —  «Благословен»

V. Agnus Dei — «Агнец Божий»


У.: Высокая месса си минор – одно из самых масштабных сочинений Иоганна Себастьяна Баха.

Музыку Мессы Бах обдумывал в течение многих лет. Окончательный вариант высокой мессы датируется 1748 годом.

1-ая часть «Kyrie eleison» открывается величественно-трагедийным вступлением всего хора, оркестра и органа. Затем идет оркестровая фуга на основную тему, и только после нее – 5-голосная хоровая фуга.

Звучит 1 часть «Высокой мессы» И.С. Баха «Господи, помилуй!»

(слайд № 9)

У.: Эпиграфом нашего урока стали слова Баха: «Цель музыки – трогать сердца…». Ребята, как вы понимаете эти слова И.С. Баха?

Ответы учащихся.

У.: Спасибо, прозвучало много хороших, добрых слов. Конечно, эта музыка требует осмысления. В творческом домашнем задании - мини-сочинении попытайтесь рассказать о своих чувствах, переживаниях во время слушания «Kyrie eleison».

А сейчас давайте подведем итог пройденному сегодня в виде синквейна.

5.Составление синквейна (закрепление пройденного материала).


У.: Наша динамическая пауза будет необычной. Давайте представим, ребята, что мы попали в Германию 18 века, как раз в то время, когда жил И.С. Бах. Мы слушали сегодня религиозное произведение И.С. Баха. А сейчас прозвучит его светское произведение - «Шутка» из оркестровой сюиты. Предлагаю сымитировать игру на музыкальных инструментах, звучание которых вы услышите. Или продирижировать этим произведением.

6. Динамическая пауза под «Шутку» И.С. Баха.

(слайд № 10)

7. Вокально-хоровая работа:

а) Распевание на материале песни «Сочиненье о весне» (муз. Я. Дубравина,

сл. Н. Просторовой);

б) Работа над чистотой интонирования, дикцией, артикуляцией, фразировкой, эмоциональностью исполнения.

8. Исполнение песни «Сочиненье о весне».

(слайд № 11)

9. Рефлексия.

У.: Итак, ребята. Подходит к концу наш урок. Что вам показалось на уроке самым интересным? Что показалось трудным? Что больше всего запомнилось?

Ответы детей.

У.: Спасибо за работу. До свидания.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!