УРОК по музыке 2 класс «Танцы, танцы, танцы»
Содержание: Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека. Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм).
Цель: познакомить обучающимся с песенностью, танцевальностью и маршевостью в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений.
Задачи:
- учить сравнивать контрастные произведения разных композиторов, определять их жанровую основу;
- развивать умение наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов;
- воспитывать эмоциональную выразительность в игре, пении, пластике.
Музыкальный материал: «Камаринская», «Вальс», «Полька» П.И.Чайковского; «Тарантелла» С. С. Прокофьева; «Научи нас веселиться» японская песня.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран,магнитофон, CD-диск, наглядный материал (термины, понятия), раздаточный материал (текст песни).
ХОД УРОКА
I этап. Организационный момент.
Прозвенел звонок
Начался урок
Здравствуйте ребята !
Здравствуйте учитель!
2 этап. Изучение нового материала.
Молодцы!
Мы знаем, что существуют 3 «кита» или 3 основных жанра, которые помогают понять музыку. Где мы можем услышать танцевальную музыку, увидеть исполнение танца? Когда и почему люди танцуют ?
Верно, в минуты радости и веселья, чтобы отдохнуть самим и доставить радость другим людям.
Сегодня нам предстоит совершить музыкальное путешествие по стране ХОРЕОГРАФИКЕ.
Скажите, а вы любите танцевать?(ответы обучающихся)
- Какие танцы вы знаете?(ответы обучающихся)
- Как вы думаете о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке(ответы обучающихся)
Слайд №1
Тема нашего урока «Танцы, танцы, танцы»
Вы готовы начать путешествие?
Слайд №2
Тогда скажем дружно:
Раз-два, раз-два-три,
Ты за мною повтори!
А научишься считать
Будем вместе танцевать!
Первый город страны ХОРЕОГРАФИКИ.
Все жители этого города танцуют весёлый задорный танец, Родиной которого считают Польшу.
Слайд №3 Польшу.
СЛУШАНИЕ: «Итальянская полька»
Слайд № 4 С. В. Рахманинова
- Вы догадались, какое название носит этот танец?(ответы обучающихся)
Верно то ПОЛЬКА. (слайд № 5) Итальянская полька» С. В. Рахманинова
- Какой характер бывает у ПОЛЬКИ? (бойкий, задорный, скачущий).
- Какие движения принято исполнять во время польки?(ответы обучающихся)
Правильно. В основе этого танца лежит подскок, подпрыгивание.
Полька – польский танец
Сегодня мы познакомимся ещё с одной пьесой, написанной в жанре танца.
Это сочинение Петра Ильича Чайковского из цикла фортепианных пьес «Детский альбом».
Слайд № 6 Чайковский
СЛУШАНИЕ: «Полька» из «Детского альбома» П. И. Чайковского
- Как называется эта пьеса?(ответы обучающихся)
- В каком жанре она написана?(ответы обучающихся)
А вы знаете, что все жители ХОРЕОГРАФИКИ исполняя польку, приговаривают волшебные слова, чтобы их танец стал самым зажигательным.
Давайте вместе повторим их и станцуем под музыку Петра Чайковского
Слайд № 7 Мы танцуем польку.
Не устав нисколько.
Мы танцуем вместе,
Не стоим на месте.
СЛУШАНИЕ: «Полька» из «Детского альбома» П. И. Чайковского + вокальная и танцевальная импровизация
Какие вы молодцы! Какая замечательная полька у вас получилась! Но пришло время проститься с первым городом и отправиться дальше. Для этого скажем:
Слайд №8
Раз-два, раз-два-три,
Ты за мною повтори!
А научишься считать
Будем вместе танцевать!
Посмотрите вокруг! В каком городе мы очутились? Здесь все жители танцуют весёлый, задорный танец, который родился в Слайд № 9 России (на Руси).
СЛУШАНИЕ: «Камаринская» из «Детского альбома» П. И. Чайковского
- Узнали вы этот танец?(ответы обучающихся)
- Как он называется?(ответы обучающихся)
Верно, плясовая «Камаринская» родилась на земле русской.
Сегодня мы познакомились ещё с одной пьесой Петра Ильича Чайковского написанной в жанре танца.
- Какой характер у «Камаринской» П. Чайковского?(ответы обучающихся)
Пляска КАМАРИНСКАЯ не имела определённых фигур и носила характер импровизации. Давайте попробуем тоже с импровизировать и передать зажигательный характер русской плясовой.
СЛУШАНИЕ: «Камаринская» из «Детского альбома» П. И. Чайковского + танцевальная импровизация(оркестр)
Камаринская русский народный танец (плясовая)
Замечательный танец – «Камаринская». Сразу чувствуется народный дух, русская удаль. Но нельзя нам долго засиживаться в гостях, пора в путь отправляться.
Скажем вместе:
Слайд № 10
Раз-два, раз-два-три,
Ты за мною повтори!
А научишься считать
Будем вместе танцевать!
Посмотрите вокруг! В каком городе мы очутились? Все жители этого города постоянно кружатся, потому что день и ночь танцуют этот танец.
Слайд № 11
ПРОСМОТР видеофрагмента «Вальс».
- Узнали вы этот танец?(ответы обучающихся)
- Как он называется?(ответы обучающихся)
ВАЛЬС стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многие страны. Вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев. Позже были созданы многие разновидности вальса.
Сегодня мы познакомимся ещё с одной пьесой Петра Ильича Чайковского написанной в жанре танца. Пьеса называется «ВАЛЬС».
- Какой характер у «Вальса» П. Чайковского?(ответы обучающихся)
- Какие звуки создают плавность и ощущение кругового движения в «Вальсе»?
Вальс – парный бальный танец
Хорошо. И снова нам пора в путь. Мы направляемся в четвёртый город страны ХОРЕОГРАФИКИ.
Скажем дружно:
Слайд № 12
Раз-два, раз-два-три,
Ты за мною повтори!
А научишься считать
Будем вместе танцевать!
Какой танец подарит нам четвёртый город? Скоро узнаем. Посмотрим на экран, может кто-то узнает его?
ПРОСМОТР видеофрагмента «Тарантелла».
- Узнали вы этот танец?(ответы обучающихся)
- Как он называется?(ответы обучающихся)
Слайд № 13
Этот танец родился в солнечной Италии. Называется он ТАРАНТЕЛЛА.
(Тарантелла - итальянский народный танец в сопровождении гитары, тамбуринаи кастаньет).
-
Мы познакомимся с пьесой, которая называется «Тарантелла» советского композитора Сергея Прокофьева. Эта пьеса из музыкального цикла «Детская музыка».
СЛУШАНИЕ: «Тарантелла» из «Детской музыки» С. С. Прокофьева
Назовите характерные черты тарантеллы?(ответы обучающихся)
- Какой характер у «Тарантеллы» С. Прокофьева?(ответы обучающихся)
4этап. Вокально-хоровая работа. «Чешская полька»
А может быть песня танцевальной?
Какую песню , с танцевальным ритмом мы уже разучили?(ответы учащихся)
Да, песня «Полька»
Распевка
Давайте проговорим текст и прохлопаем ритм.
(Чешская народная песня-танец)
Русский текст В. Викторова
1. Светит в небе солнышко, солнышко,
Золотое донышко, донышко,
Шепчет ветер облачку, облачку:
«Ну-ка, спляшем полечку, полечку!»
Припев:
Тра-ля-ля-ля,
Тра-ля-ля-ля,
«Ну-ка, спляшем полечку, полечку!»
2. Струны скрипки тонкие, тонкие,
Звуки флейты звонкие, звонкие,
Медь на трубах яркая, яркая,
Пляска будет жаркая, жаркая.
Припев:
Тра-ля-ля-ля,
Тра-ля-ля-ля,
Пляска будет жаркая, жаркая.
3. Руки сами хлопают, хлопают,
Ноги сами топают, топают.
Дружат танец с песенкой, песенкой,
Всем ребятам весело, весело.
Припев:
Тра-ля-ля-ля,
Тра-ля-ля-ля,
Всем ребятам весело, весело.
Пришла пора возвращаться домой. Скажем вместе:
Слайд № 14
Раз-два, раз-два-три,
Ты за мною повтори!
Путешествовали дружно –
Возвращаться в школу нужно!
Здравствуй, класс! Вот и вернулись мы из путешествия по волшебной стране ХОРЕОГРАФИКЕ. Много разных городов повидали, много разных танцев узнали.
6 этап. Подведение итогов урока.
Пришло время подвести итог нашего урока.
- Какие музыкальные произведения мы слушали на уроке? (пьесы П. Чайковского из цикла «Детский альбом» и С. Прокофьева из «цикла «Детская музыка»)
- Определите жанровую основу этих сочинений? (танец)
- Перечислите названия танцев, с которыми мы познакомились на уроке? (полька, камаринская, вальс, тарантелла)
5 этап. Домашнее задание.
Выучить названия танцев.