1 КЛАСС
3 ЧЕТВЕРТЬ
Урок 1 (18). Что такое музыкальная форма?
Цели и задачи:
- развивать и обогащать духовный мир детей, помогать им вслушиваться, вглядываться в музыкальные «чувства и настроения»;
- развивать музыкальный слух, музыкальную память;
- развивать вокально-хоровые навыки;
- расширять кругозор и развивать творческое воображение детей;
- обобщать их музыкально-жизненные впечатления.
Средства обучения и оборудование
Музыкальный материал:
Э. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром (ч. I) // фонохрестоматия.
ХОД УРОКА
Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний
Музыкальное приветствие
Игра «Угадай мелодию»:
Новогодний хоровод, муз. Г. Струве
Новогодние колокольчики, англ. нар. мел.
Вечер тебе добрый, укр. нар. мел.
- Что выражает и что изображает эта музыка? Что общего в этих мелодиях и в чём их отличие?
- Эти мелодии выражают позитивные эмоции, чувство радости, веселья, ожидания чего-то удивительного, вызывают мечты о хорошем, желание танцевать и петь.
Отличие в том, что первые две мелодии изображают новогодний праздник – праздник чудес, волшебства. Третья музыкальная тема вызывает аналогичные чувства – добро, любовь, свет и ожидание чудес, но изображает другой праздник – Рождество Христово.
3) Исполнение песен
- Споём эти песни (по одному куплету). Каково строение этих песен?
- В первой и последней есть повторение одного и того же текста после каждого куплета.
2. Целеполагание. Сообщение темы урока
- Такое строение песен или, как говорят музыканты – форма, называется куплетной музыкальной формой.
Сегодня мы:
узнаем, что такое музыкальная форма;
познакомимся с некоторыми существующими в музыке формами;
увидим, как в многообразии жанров и форм (крупных и малых) – песне, танце, пьесе, концерте - композиторы отражают в музыке многообразность всего мира (в конкретных образах).
Тема урока – «Что такое музыкальная форма?».
3. Основная часть
1) Формы бытования музыки
Музыкальная форма - это строение музыки.
Куплетная форма — песенная форма, основанная на повторении одной мелодии (без изменений) с разным текстом. Широко распространена с древнейших времён в народной, академической, рок - и популярной музыке.
Чаще всего песни пишутся в куплетной форме, то есть в форме, состоящей из куплетов. Её схема: А. Такую форму ещё называют одночастной формой.
Но в куплете часто встречаются и две половинки: запев и припев. Если куплет состоит из запева и припева, то это - двухчастная куплетная форма. Её схема: А-В.
И одночастная, и двухчастная формы – это малые формы.
К малым формам относится и трёхчастная музыкальная форма: А-В-А, А-В-С.
Композиторы создают свои сочинения в определённых по строению музыкальных формах - в зависимости от того, какие мысли и чувства они в них вкладывают.
Формами также называют и различные музыкальные жанры: форма маршевой музыки, песенной, танцевальной.
А) Прослушивание музыкальных фрагментов: «Ноябрь. На тройке» П. Чайковского, «Балет невылупившихся птенцов» М. Мусоргского.
Прослушайте, вспомните и назовите известные уже вам произведения. Какие мысли выражает и что изображает в них музыка? К какой жанровой области (форме) музыки вы их отнесёте – к маршевой, песенной или танцевальной? Подумайте и скажите, в какой по строению музыкальной форме выражены эти мысли и чувства?
- Трёх- и одночастная форма.
- Первое произведение создаёт образ тройки лошадей, бодро бегущей по ноябрьскому снегу. Мы слышим широкую, раздольную «песню ямщика» и подыгрывающие ей во второй части весёлые бубенцы-колокольчики.
- Лёгкая, динамичная, танцевальная мелодия второй пьесы изображает быстрые, но неуклюжие и смешные движения птенцов - прыжки, бег, их нежный щебет.
- Изобразим в движении музыку этих пьес.
Б) Пластическая импровизация
- Продирижируем музыку П. Чайковского в зависимости от её строения: плавные, широкие движения руками или лёгкие, отрывистые.
В) Ритмическая минутка
- Сочиним и исполним смешной танец неуклюжих птенчиков.
2) Слушание музыки. Фортепианный концерт Э. Грига (1-я часть)
- Послушайте произведение норвежского композитора Э. Грига. Подумайте, к какой из известных вам форм (и жанров) можно отнести эту музыку?
Вопросы учителя после прослушивания:
- Можно ли сказать, что эта музыка выстроена в малой форме? Почему?
- Большое или маленькое это произведение? Почему?
- Какие жанровые черты вы услышали в музыке? Есть ли в ней песенность? Танцевальность? Маршевость?
Ответы детей.
- Действительно, это произведение уже большое в сравнении с небольшими музыкальными пьесами. Одновременно мы улавливаем в нём и различные жанровые черты в едином целом.
По строению эта музыкальная форма получается уже совсем не малая, а крупная: произведение написано в форме фортепианного концерта.
Фортепианный концерт — это сольное сочинение для пианиста, которое сопровождается оркестром.
Форма фортепианного концерта – сложная трёхчастная: охватывает разные жанровые области музыки. Мы с вами прослушали 1-ю часть концерта.
В музыке Концерта Э. Грига «крупным планом» представлен главный образ сочинения – образ Норвегии. Вся музыка концерта пропитана интонациями и ритмами норвежского фольклора.
В музыке Грига мы услышали много контрастов: и романтический порыв чувств, и светлую песенную лирику, и утверждение маршевого волевого начала. Начало концерта - несколько театрально и эффектно: тремоло литавр подготавливает яркое, властное и энергичное вступление солиста. Главная тема слагается из чётких, как танец, и романтически-порывистых, свободных мелодических фраз. Далее звучат острые и жёсткие интонации народного норвежского танца «халлинг», которые сменяются светлыми и возвышенными лирическими песенными интонациями. Дальнейшее развитие музыки приводит к яркому и волевому образу заключительной темы (звучит в оркестре): слышатся энергичные интонации маршевого движения.
Вывод: Концерт Грига имеет крупную музыкальную форму.
4. Музыкальная грамота. Просмотр видеоролика «Ноты»
Задачи: закрепить знание нот, высоты звуков; знать понятие «звукоряд».
5. Разучивание песни «Нотный хоровод». Музыка Веры Герчик. Стихи Н. Френкеля
План:
исполнение всей песни учителем (или показ видеоролика);
проговаривание текста;
обсуждение:
- Какие слова непонятны?
- Какие тоны низкие? (Где низкие звуки – показывают дети на пианино.)
- О чём эта песня?
распевание «ми-я» (до-ре-ми-ре-до и т.д. по гамме);
разучивание по фразам с разбором движения мелодии;
пропевание девочками и мальчиками отдельно;
исполнение песни всеми вместе – караоке.
После разучивания детям предлагается задание найти и показать ноты из песни на «лесенке-чудесенке» - на нотоносце (звукоряде).
6. Итог. Рефлексия
Подведём итог:
- Чем занимались сегодня? Что узнали нового?
- Что такое музыкальная форма? С какими формами музыки познакомились?
- Что такое фортепианный концерт? Какую музыкальную форму он имеет?
Ответы учащихся.
- Обратили ли вы внимание, что в любой музыке, которую мы сегодня разучивали, слушали, исполняли, можно чётко определить, где начало, а где конец? И всегда можно отличить фрагмент («кусочек») музыки от целого произведения.
А теперь подумайте: если я сыграю какую-либо коротенькую мелодию, или просто несколько нот, или даже одну ноту, можем ли мы сказать, какую форму имеет сыгранная мною музыка?
Размышления детей.
- И да, и нет. Вы спросите - почему? Но ведь вы же слышали музыку! Не важно, в какой конкретной известной вам форме, но ведь нельзя сказать, что вообще никакой формы не было, так ведь? Так что всё, что звучит, — это уже форма.
И если бы смысл, который мы хотим выразить, не воспринимался в каком-то виде, в данном случае — в звуковой форме, могли бы мы что-либо вообще сказать людям? Нет, конечно!..
А форма уже будет зависеть от содержания музыки.
Наш урок окончен. Задание на дом – выучить и выразительно исполнять песню «Нотный хоровод». Я желаю вам, ребята, чтобы всегда шагали по жизни с хорошей музыкой и весёлой песней. До свидания!