СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Что такое музыкальная форма?» (1 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся  1 класса (УМК В.О. Усачёва, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 1 урока 3 четверти.

Цели и задачи:

- развивать и обогащать духовный мир детей, помогать им вслушиваться, вглядываться в музыкальные «чувства и настроения»; 

- развивать музыкальный слух, музыкальную память;

- развивать вокально-хоровые навыки;

- расширять кругозор и развивать творческое воображение детей;

- обобщать их музыкально-жизненные впечатления.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Что такое музыкальная форма?» (1 класс)»

1 КЛАСС

3 ЧЕТВЕРТЬ


Урок 1 (18). Что такое музыкальная форма?


Цели и задачи:

- развивать и обогащать духовный мир детей, помогать им вслушиваться, вглядываться в музыкальные «чувства и настроения»; 

- развивать музыкальный слух, музыкальную память;

- развивать вокально-хоровые навыки;

- расширять кругозор и развивать творческое воображение детей;

- обобщать их музыкально-жизненные впечатления.


Средства обучения и оборудование

Музыкальный материал:

Э. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром (ч. I) // фонохрестоматия.


ХОД УРОКА

  1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний


  1. Музыкальное приветствие

  2. Игра «Угадай мелодию»:

  • Новогодний хоровод, муз. Г. Струве

  • Новогодние колокольчики, англ. нар. мел.

  • Вечер тебе добрый, укр. нар. мел.

- Что выражает и что изображает эта музыка? Что общего в этих мелодиях и в чём их отличие?

- Эти мелодии выражают позитивные эмоции, чувство радости, веселья, ожидания чего-то удивительного, вызывают мечты о хорошем, желание танцевать и петь.

Отличие в том, что первые две мелодии изображают новогодний праздник – праздник чудес, волшебства. Третья музыкальная тема вызывает аналогичные чувства – добро, любовь, свет и ожидание чудес, но изображает другой праздник – Рождество Христово.

3) Исполнение песен

- Споём эти песни (по одному куплету). Каково строение этих песен?

- В первой и последней есть повторение одного и того же текста после каждого куплета.


2. Целеполагание. Сообщение темы урока

- Такое строение песен или, как говорят музыканты – форма, называется куплетной музыкальной формой.

Сегодня мы:

  • узнаем, что такое музыкальная форма;

  • познакомимся с некоторыми существующими в музыке формами;

  • увидим, как в многообразии жанров и форм (крупных и малых) – песне, танце, пьесе, концерте - композиторы отражают в музыке многообразность всего мира (в конкретных образах).

Тема урока – «Что такое музыкальная форма?».



3. Основная часть

1) Формы бытования музыки


Музыкальная форма - это строение музыки.

Куплетная форма — песенная форма, основанная на повторении одной мелодии (без изменений) с разным текстом. Широко распространена с древнейших времён в народной, академической, рок - и популярной музыке.

Чаще всего песни пишутся в куплетной форме, то есть в форме, состоящей из куплетов. Её схема: А. Такую форму ещё называют одночастной формой.

Но в куплете часто встречаются и две половинки: запев и припев. Если куплет состоит из запева и припева, то это - двухчастная куплетная форма. Её схема: А-В.

И одночастная, и двухчастная формы – это малые формы.

К малым формам относится и трёхчастная музыкальная форма: А-В-А, А-В-С.

Композиторы создают свои сочинения в определённых по строению музыкальных формах - в зависимости от того, какие мысли и чувства они в них вкладывают.

Формами также называют и различные музыкальные жанры: форма маршевой музыки, песенной, танцевальной.

А) Прослушивание музыкальных фрагментов: «Ноябрь. На тройке» П. Чайковского, «Балет невылупившихся птенцов» М. Мусоргского.

Прослушайте, вспомните и назовите известные уже вам произведения. Какие мысли выражает и что изображает в них музыка? К какой жанровой области (форме) музыки вы их отнесёте – к маршевой, песенной или танцевальной? Подумайте и скажите, в какой по строению музыкальной форме выражены эти мысли и чувства?

- Трёх- и одночастная форма.

- Первое произведение создаёт образ тройки лошадей, бодро бегущей по ноябрьскому снегу. Мы слышим широкую, раздольную «песню ямщика» и подыгрывающие ей во второй части весёлые бубенцы-колокольчики.

- Лёгкая, динамичная, танцевальная мелодия второй пьесы изображает быстрые, но неуклюжие и смешные движения птенцов - прыжки, бег, их нежный щебет.

- Изобразим в движении музыку этих пьес.

Б) Пластическая импровизация

- Продирижируем музыку П. Чайковского в зависимости от её строения: плавные, широкие движения руками или лёгкие, отрывистые.

В) Ритмическая минутка

- Сочиним и исполним смешной танец неуклюжих птенчиков.


2) Слушание музыки. Фортепианный концерт Э. Грига (1-я часть)

- Послушайте произведение норвежского композитора Э. Грига. Подумайте, к какой из известных вам форм (и жанров) можно отнести эту музыку?

Вопросы учителя после прослушивания:

- Можно ли сказать, что эта музыка выстроена в малой форме? Почему?

- Большое или маленькое это произведение? Почему?

- Какие жанровые черты вы услышали в музыке? Есть ли в ней песенность? Танцевальность? Маршевость?

Ответы детей.

- Действительно, это произведение уже большое в сравнении с небольшими музыкальными пьесами. Одновременно мы улавливаем в нём и различные жанровые черты в едином целом.

По строению эта музыкальная форма получается уже совсем не малая, а крупная: произведение написано в форме фортепианного концерта.

Фортепианный концерт — это сольное сочинение для пианиста, которое сопровождается оркестром.

Форма фортепианного концерта – сложная трёхчастная: охватывает разные жанровые области музыки. Мы с вами прослушали 1-ю часть концерта.

В музыке Концерта Э. Грига «крупным планом» представлен главный образ сочинения – образ Норвегии. Вся музыка концерта пропитана интонациями и ритмами норвежского фольклора.

В музыке Грига мы услышали много контрастов: и романтический порыв чувств, и светлую песенную лирику, и утверждение маршевого волевого начала. Начало концерта - несколько театрально и эффектно: тремоло литавр подготавливает яркое, властное и энергичное вступление солиста. Главная тема слагается из чётких, как танец, и романтически-порывистых, свободных мелодических фраз. Далее звучат острые и жёсткие интонации народного норвежского танца «халлинг», которые сменяются светлыми и возвышенными лирическими песенными интонациями. Дальнейшее развитие музыки приводит к яркому и волевому образу заключительной темы (звучит в оркестре): слышатся энергичные интонации маршевого движения.

Вывод: Концерт Грига имеет крупную музыкальную форму.


4. Музыкальная грамота. Просмотр видеоролика «Ноты»

Задачи: закрепить знание нот, высоты звуков; знать понятие «звукоряд».


5. Разучивание песни «Нотный хоровод». Музыка Веры Герчик. Стихи Н. Френкеля

План:

  1. исполнение всей песни учителем (или показ видеоролика);

  2. проговаривание текста;

  3. обсуждение:

- Какие слова непонятны?

- Какие тоны низкие? (Где низкие звуки – показывают дети на пианино.)

- О чём эта песня?

  1. распевание «ми-я» (до-ре-ми-ре-до и т.д. по гамме);

  2. разучивание по фразам с разбором движения мелодии;

  3. пропевание девочками и мальчиками отдельно;

  4. исполнение песни всеми вместе – караоке.

После разучивания детям предлагается задание найти и показать ноты из песни на «лесенке-чудесенке» - на нотоносце (звукоряде).


6. Итог. Рефлексия

Подведём итог:

- Чем занимались сегодня? Что узнали нового?

- Что такое музыкальная форма? С какими формами музыки познакомились?

- Что такое фортепианный концерт? Какую музыкальную форму он имеет?

Ответы учащихся.

- Обратили ли вы внимание, что в любой музыке, которую мы сегодня разучивали, слушали, исполняли, можно чётко определить, где начало, а где конец? И всегда можно отличить фрагмент («кусочек») музыки от целого произведения.

А теперь подумайте: если я сыграю какую-либо коротенькую мелодию, или просто несколько нот, или даже одну ноту, можем ли мы сказать, какую форму имеет сыгранная мною музыка?

Размышления детей.

- И да, и нет. Вы спросите - почему? Но ведь вы же слышали музыку! Не важно, в какой конкретной известной вам форме, но ведь нельзя сказать, что вообще никакой формы не было, так ведь? Так что всё, что звучит, — это уже форма.

И если бы смысл, который мы хотим выразить, не воспринимал­ся в каком-то виде, в данном случае — в звуковой форме, могли бы мы что-либо вообще сказать людям? Нет, конечно!..

А форма уже будет зависеть от содержания музыки.

Наш урок окончен. Задание на дом – выучить и выразительно исполнять песню «Нотный хоровод». Я желаю вам, ребята, чтобы всегда шагали по жизни с хорошей музыкой и весёлой песней. До свидания!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!