СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Истоки» (5 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 5 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 5 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 2 урока 1 четверти.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

—  формирование понимания у учащихся связи и взаимодействия искусства с природой, с историей человечества;

—  умение выявить взаимосвязь и различие между звуками природы и музыкальными звуками.

Личностные:

— развитие образного и ассоциативного мышления.

Предметные:

— интонационно и ритмически верное, выразительное исполнение песни.

Форма проведения занятия: Урок-размышление с элементами путешествия на природу (в разное время дня, года).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Истоки» (5 класс)»

5 КЛАСС

УРОК 2. ИСТОКИ

Цели и задачи урока: привести учащихся к пониманию того, что является первоисточником музыки; углубить уровень понимания многообразного взаимодействия музыки с природой.

Планируемые результаты учебной деятельности

Метапредметные:

—  формирование понимания у учащихся связи и взаимодействия искусства с природой, с историей человечества;

—  умение выявить взаимосвязь и различие между звуками природы и музыкальными звуками.

Личностные:

— развитие образного и ассоциативного мышления.

Предметные:

— интонационно и ритмически верное, выразительное исполнение песни.

Форма проведения занятия: Урок-размышление с элементами путешествия на природу (в разное время дня, года).

Учебно-дидактическое обеспечение:

Изобразительное искусство: А. Осмёркин. «Вётлы у пруда»; А. Куинджи. «Берёзовая роща»; И. Шишкин. «В лесу графини Мордвиновой»; И. Айвазовский. «Чёрное море»; Леонардо да Винчи. «Джоконда»; Изображения музыкальных инструментов (оркестровых и народных).

Архитектура: Парфенон, Греция, Афины.

Песенный материал: Г. Струве, стихи И. Исаковой. «Музыка»; Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Где музыка берёт начало?».

Дополнительные материалы к уроку: портрет композитора Е. Крылатова, слуховая наглядность: «Звуки природы».

Виды деятельности учащихся: Восприятие и обсуждение произведений живописи, архитектуры, изображений музыкальных инструментов. Беседа о связи звуков природы с музыкой с использованием логических универсальных действий — анализа, сравнения, классификации, поиска доказательств. Разучивание и исполнение песен.

Формы педагогического контроля:

Контроль ведения «Дневника музыкальных наблюдений», рисование в нём картины «Звучащая природа». Работа с рубрикой «Вопросы и задания». Контроль применения учащимися в ходе урока-размышления логических универсальных действий.





ХОД УРОКА

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

  1. Организационный момент

1) Слушание песни «Где музыка берёт начало?», Е. Крылатова, слова Ю. Энтина. Краткая беседа о содержании

2) Разучивание песни «Где музыка берёт начало?»

Песня «Где музыка берёт начало?» исполняется поочерёдно двумя голосами (подражание эхо). Двухголосная хоровая кода песни разучивается отдельно.

- Прослушайте еще одну песню.

3) Слушание песни «Музыка», муз. Г. Струве, сл. И. Исаковой

В песне «Музыка» Г. Струве педагог обращает внимание учеников на полное соответствие и созвучие ритма стиха ритму мелодии, на мажорное начало и минорное окончание мелодии.

- Песня состоит из двух куплетов.

4) Разучивание 1 куплета

Вторая половина куплета изложена двухголосно, ученики осваивают её сначала отдельно по голосам.

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на слайде: «Все, что звучит в природе и есть музыка». И Гердер

2. Сообщение темы урока

- Ребята, мы не зря начали урок с этой удивительно красивой и содержательной песни. Наш разговор сегодня пойдёт о том, откуда приходит музыка, каковы её истоки, где берёт она свое начало.



II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

1. Музыкальный эксперимент

- Представьте себе, что вы оказались на далёком-далёком острове, где живет племя дикарей, которое оторвано от всего культурного человечества, и не пользуется знаниями и достижениями остальных людей, а вам хочется рассказать о музыкальном чуде, при помощи, к примеру, магнитофона. Но у магнитофона, к сожалению, села батарейка, а подключиться, сами понимаете, не к чему.

Я предлагаю вам разделиться на две команды: команда «дикарей» (большая по численности), команда «музыковедов» (5 человек). Команда «музыковедов» должна любым способом объяснить команде «дикарей», что такое музыка.

Выслушиваются различные версии, рассматриваются различные действия учащихся до тех пор, пока не получен нужный результат.

- Итак, используя слова, жесты, мимику ребята изо всех сил пытались объяснить жителям этого острова, что же такое музыка, но всё было тщетно до тех пор, пока Ваня (Оля, Таня) (представитель команды «музыковедов») не запел свою любимую песню... и в глазах «дикарей» появился интерес, они притихли и стали слушать. Ваня показал зрителям самое главное, что есть в музыке, - «поющий» звук, музыкальный звук. Именно из него и «делают» музыку, только его специально для этого обрабатывают.

Конечно же, музыка - это не только звук, но и многое другое, о чём мы обязательно с вами поговорим, но без музыкального «поющего» звука не может быть музыки. Именно звук - её главное начало.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что звук - это одно из самых ярких проявлений жизни? А оказывается, что у каждого звука есть свое «лицо», и мы, даже ничего не видя, с закрытыми глазами, лишь по звуку, можем угадать, что происходит вокруг.

Учитель включает записи звуков природы.

- Перечислите, какие бывают звуки.

- Шелест, скрип, шипение, скрежет, треск, шорох, шуршание, топот, гул, грохот, жужжание, журчание, свист, крик, щёлканье, щебет, лай, кудахтанье и т. д.

- Все эти звуки действительно нам знакомы с детства, мало того, мы можем даже в абсолютной тишине внутренним слухом услышать любое из перечисленных звуков как бы наяву. Попробуем?

Сосредоточьтесь, включите ваше слуховое воображение, закройте глаза и постарайтесь услышать внутренним слухом, как...

• хлопают крыльями вспугнутые птицы

• как трещит сухая обламываемая ветка

• как чавкает грязь под ногами

• как скрипит дверь, рассохшаяся старая половица и снег под тяжестью чьих-то шагов.

- Какие они разные, эти скрипы, правда? Какой вывод мы можем с вами сделать?

- Окружающие нас звуки не похожи друг на друга, все они очень разные - высокие и низкие, тихие и громкие, звонкие и глухие, каждый звук имеет свой источник, свой образ.

- Теперь вы убедились, что звук оживает в вашем воображении. И вы можете не только слышать воображаемый звук, но также видеть нарисованные им «звуковые картины» - и луговую траву, в которой стрекочет кузнечик, и облака, проплывающие над шумящими где-то в вышине соснами, и тяжёлую, мокрую, липкую грязь, из которой едва удаётся вытащить ногу.

2. Древние люди и музыка (Показ презентации)

- Давайте немного углубимся в историю. Вы, наверное, знаете, что у большинства народов есть легенды, рассказывающие о происхождении музыки, о богах и героях, открывших её людям, такое совпадение неудивительно.

С какими бы звуками природы ни сталкивался человек в древности, их возникновение он приписывал сверхъестественным силам. Ему казалось, что звуки издают некие существа, таинственные и невидимые. Например, как повествует немецкий эпос, не гром, а злой дух Тор, рассердившись на людей, посылает на землю свои раскаты-проклятья. В журчащих водах реки или водопада сидит ласковый и нежный Нек и поёт русалкам свою размеренную песню; а в глубине шумящего леса смеётся Пан или рычит Рюбецаль...

В древности человек на каждом шагу встречался с музыкой природы - пением птиц, рёвом животных, раскатами грома, журчанием ручья, шумом деревьев, звуками морского прибоя. Окружённый этими разнообразными звуками, он, конечно же, пытался подражать им.

Таким образом, общение человека с природой было одним из главных источников, из которых возникла сознательно создаваемая музыка.

3. Работа с учебником

- А сейчас мы с вами обратимся к учебникам, откройте страницу 7, всмотритесь внимательно в репродукцию картины Александра Александровича Осмёркина «Вётлы у пруда» и попробуйте «услышать» то, что здесь изображено.

- Здесь можно услышать шум ветра, который кроется в верхушках деревьев, тихое журчание речушки, некоторую таинственности. Общее звучание картины несколько мрачноватое.

- Перелистываем страницу. Что вы можете «услышать» в картине Архипа Ивановича Куинджи «Берёзовая роща»?

- Общее звучание картины светлое, солнечное, чистое. Можно услышать пение соловья, стрёкот кузнечика...

- Что вы можете сказать о следующих картинах?

- Мы видим перед собой картину Константина Фёдоровича Юона «Купола и ласточки». Здесь можно услышать колокольный звон, хлопанье крыльев огромного количества ласточек, кружащих над городом, голоса выходящих после утренней службы людей. Общее звучание картины имеет оттенок радости и чистоты...

- На следующей странице мы видим картину Ивана Константиновича Айвазовского «Чёрное море». Море действительно почти чёрное, потому что изображён шторм. На небе тёмные тучи, и мы как будто слышим раскаты грома, гул разбушевавшегося моря...

Так же, как и некоторые художники-маринисты всю жизнь рисовали морские пейзажи (например, Айвазовский), композиторы тоже очень любили морскую тему. Например, Н.  Римский-Корсаков в детстве и юности учился в Морском корпусе, готовился стать военным моряком, после окончания корпуса участвовал в кругосветном плавании на клипере «Алмаз». В итоге он, всё-таки, выбрал путь музыканта, но до конца жизни с помощью музыкально-изобразительных средств рисовал морские пейзажи.

Вступление к его опере «Садко» называется «Океан — море синее»; I часть симфонической сюиты «Шехеразада» — «Море и Синдбадов корабль».

Прослушивание музыкального фрагмента «Вступление к опере «Садко»» Римского-Корсакова.

- Изображая картины природы, особенности погоды, композиторы обычно передают настроение человека, воспринимающего эти пейзажи. Например, в середине «Вальса снежных хлопьев» из балета П. Чайковского «Щелкунчик» появляется мелодия, звучащая у детского хора без слов: её радостный характер передаёт восхищение детей красивым снегопадом.

Прослушивание музыкального фрагмента «Вальс снежных хлопьев» из балета П. Чайковского «Щелкунчик».

Так как музыка — искусство временнóе, т.е. разворачивающееся во времени, природа в музыке «живёт», существует как процесс. В отличие от изобразительного искусства в музыке мы можем услышать, как начинается дождик, как он постепенно превращается в бурю, как потом непогода уходит, звучат отдалённые раскаты грома.

4. Вокально-хоровая работа

- Угадайте музыкальную загадку. (Учитель наигрывает мелодию припева песни «Продавец зонтиков», разучиваемую на предыдущем уроке.)

Исполняется первый куплет песни и разучивается второй и третий.

5. Беседа о музыкальных инструментах

- Мы сегодня говорим с вами о том, что музыка - это искусство звуков, неудивительно, что основными жителями в стране Музыки являются музыкальные инструменты, которых существует огромное количество. Как вы думаете, чем отличаются одни инструменты от других? Откройте учебники на странице 10.

- Музыкальные инструменты отличаются формой, разными способами извлечения звука, а самое главное - окраской звука (тембром).

- Музыкальные инструменты способны прекрасно передавать звуки природы. Композиторы часто изображают в произведениях пение разных птиц.

Например, Л. Дакен в пьесе «Кукушка», А. Алябьев в романсе «Соловей», П. Чайковский в «Песне жаворонка» из «Детского альбома» и цикле «Времена года», М. Глинка в романсе «Жаворонок», М. Мусоргский в «Балете невылупившихся птенцов», А. Лядов в «Былине о птицах», Ж. Ф. Рамо в «Пении птиц», М. Равель в пьесе «Печальные птицы», Н. Римский-Корсаков в «Золотом петушке», Л. Бетховен в «Пасторальной симфонии», в части с  названием «Сцена у ручья».

Бетховен даже делает надписи в партитуре: флейта изображает пение соловья, гобой — мотивы перепела, кларнет — кукование кукушки. А в части «Гроза. Буря» разгул стихии изображает весь оркестр (тутти). Композитор добавляет к обычному в  то время составу оркестра также и флейты-пикколо, самый высокий инструмент оркестра — они изображают блеск молний, и тромбоны — они вместе с ударными инструментами передают раскаты грома.

Прослушивание отдельных фрагментов из перечисленных произведений.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1. Итог урока

- Попробуйте сказать, за что же мы любим музыку?

Заслушиваются ответы учащихся.

- Итак, мы любим музыку за красоту, которую она вносит в нашу жизнь, за то, что слышим в ней чувства человека и его мысли, мечты и поступки, слышим всё, чем живут не только отдельные люди, но и целые народы, всё человечество.

Как вы думаете, только ли музыка способна на это? Разве не то же творчество рождает шедевры литературы, изобразительного искусства, например: Парфенон, «Мона Лиза», «Война и мир» Льва Николаевича Толстого?

Посмотрите внимательно на репродукцию картины «Джоконда» Леонардо да Винчи: её загадочный взгляд действительно не оставляет равнодушным ни одного человека на протяжении многих столетий.

Первоистоки всех искусств едины. Всюду, в любом произведении искусства, будь то поэма, музыкальная пьеса или полотно живописца, мы чувствуем дыхание жизни, познаем различные ее грани. Жизнь открывается нам через изображение, через слово, через мелодию. Каждое из этих открытий бывает по-настоящему волнующим, заставляет думать, сопереживать, плакать, смеяться.

Никакая наука не способна вызвать в человеке такого эмоционально отклика, ничто так полно и ярко не может выразить человеческие переживания, как искусство, которое открывает нам жизнь через слово, изображение, мелодию.

Прочитайте слова из последнего абзаца на странице 11. Выскажите своё мнение:

Искусство присутствует в мире как мудрый наставник; оно рассказывает человеку о нем самом, о его слабостях и величии, оно учит ценить себя и других людей; оно хранит память об ушедших временах.

Заслушиваются ответы учащихся.

  1. Рефлексия. Домашнее задание

- Назовите музыкальные произведения, связанные с темой природы.

- Нарисуйте в «Дневнике музыкальных наблюдений» картинку на тему «Звучащая природа».

- Напишите небольшое сочинение, отвечая на вопросы:

  • Есть ли у тебя свой собственный звуковой мир?

  • Какие звуки природы ты мог бы назвать? Подумай, как звучит природа утром и вечером, днём и ночью. Какими звуками могут выражаться времена года?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!