1 КЛАСС
3 ЧЕТВЕРТЬ
УРОК 2 (19). Малые и крупные формы музыки
Цель урока: Исследование проблемы «Формы бытования музыки».
Задачи:
- продолжать знакомство с крупными и малыми музыкальными формами;
- конкретизировать на примерах разнообразие жанров и форм в музыке: песня, танец, марш, концерт, опера, ария
Средства обучения и оборудование
1. Учебник, с. 96—99.
2. Музыкальный материал:
«Авсень» // нотная хрестоматия, с. 53.
Э. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром (ч. I) // фонохрестоматия.
В. Беллини. Ария «Casta Diva» из оперы «Норма» // фонохрестоматия.
ХОД УРОКА
Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний
Музыкальное приветствие
Игра «Угадай мелодию»
Колядка «Вечер тебе добрый»
- Какова форма этой песенки?
- Куплетная, одночастная.
- Что такое музыкальная форма?
- Строение. Или жанр.
- Назовите ещё известные вам по строению музыкальные формы.
- Двухчастные, трёхчастные.
- Это крупные или малые по строению формы?
- Малые.
- Споём эту песенку.
Исполнение колядки (хором).
Сообщение темы. Целеполагание
На сегодняшнем уроке мы:
на примере народного творчества рассмотрим, как рождается музыкальная форма, как жизнь определяет этот процесс;
познакомимся с народными обычаями, характерными для зимнего времени года;
на примере классической музыки постараемся разобраться, от чего зависит такое разное строение музыкальных произведений – малые и крупные формы.
Тема урока так и звучит – «Малые и крупные формы музыки».
Основная часть
Работа по теме урока (Презентация)
А) Народный праздник «Святки»
Урок мы начали с исполнения песенки, которую поют в самый весёлый и светлый зимний, народный праздник «Святки». Как говорили на Руси в старину: «Зима - за морозы, а мы - за праздники!».
Святки длятся две недели или, как говорилось в народе, «от звезды до воды» - от Рождества до Крещения. Этот самый длинный народный праздник делится на три этапа:
первый – праздник Рождества Христова (Святые вечера);
второй – Щедрый вечер (Старый Новый Год);
третий – Крещение (Страшные вечера).
Издавна на Руси в Святки проходили самые шумные гулянья с колядками, таинственными гаданиями, любимыми песнями и праздничными угощеньями.
Праздник этот - самый длинный.
Он весёлый и старинный:
Наши прабабушки и прадедушки
Веселились две недели –
От Рождества и до Крещенья -
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили; в Святки
Наряжались и шутили.
Праздник ждали и любили.
Рождество у нас прошло, а праздник продолжается.
Давайте понаблюдаем, как продолжительность звучания песни во время гадания, т.е. масштаб формы (крупная или малая), зависит от очень простых и понятных обстоятельств — от количества участников гадания и количества предметов от каждого из них.
Б) Подблюдные гадания
Гадания в старину были разными.
В новогоднюю ночь люди на звёзды смотрели: «Если звёзды ярко блестят, то хлеб будет хороший».
Ещё говорили так:
«Ночь звездиста – лето ягодисто».
«Перед Утреней небеса открываются.
О чём небу помолишься - то и сбудется».
А ещё в Святки гадали под песню. В некоторых местах святочное подблюдное гадание начиналось, например, с песни, под которую собирали кольца. Вечерами по заходу солнца из разных домов собирались девушки в одну назначенную ими горницу и начинали праздновать святки следующим образом: брали красное деревянное блюдо, покрывали его большой салфеткой. Потом каждая загадывает свой вопрос или желание на перстнях, на кольцах или на других мелких предметах и кладут их под салфетку. Девушка берёт тарелку и припевает:
Буде-ем пе-ерстни тре-есть,
Будем песни пе-еть,
Ли-и-им - лё-ли.
Мы ко-ому-у поё-ём,
Мы добра даё-ём,
Ли-и-им – лё-ли.
Кому-у вы-ыдастся-а -
Тому выйдется-а,
Ли-и-им – лё-ли.
А че-ей пе-ерстенё-ёк -
Того песенка-а.
Ли-и-им – лё-ли.
Ах, ты-ы щё-оточка-а –
Богатырочка-а,
Ли-и-им – лё-ли.
Пока-ати-илася-а
На богатый дво-ор,
Ли-и-им – лё-ли.
И т.д.
Прослушайте подблюдную песню. Каковы особенности её строения – простая форма или сложная?
- Форма куплетная, простая - мелодия каждый раз повторяется, меняется только текст.
- Действительно, тема-мелодия одна, поэтому мы можем сказать, что форма одночастная и простая, хотя она повторяется вновь и вновь в зависимости от того, сколько девушек гадает и сколько предметов лежит на блюде. Оказывается, что простое в жизни (а значит, и в музыке) может быть достаточно длинным, пространным. И это происходит само по себе, складывается из простого повтора.
В) Работа с учебником
Откройте учебник на стр. 96—97, посвящённым зимним праздникам. Здесь представлены тексты песен и рисованные образы, относящиеся к народным обычаям и приметам: авсени кричат, гадают на Святую неделю:
Святочный Авсень – образ Солнца. Таким именем – Авсень – в нашей Тамбовской и соседней с нами Рязанской губерниях называли праздник Кануна Нового года.
Авсень ныне есть не что иное, как святочный (новогодний) козёл или коза, представитель возрождающегося весеннего солнца, подателя плодородия: его водили по селу на святках. Наши новогодние «посыпальщики», ныне обыкновенно являющиеся уже без козла, приносят и рассыпают по полу хаты хлебные зёрна. Впрочем, иногда ещё один из посыпальщиков бывает наряжен козой. Авсень, по словам святочных песен, ходит, гуляет по весёлым теремам, он торжественно въезжает вместе с Новым годом.
«Авсень!» - кричат ряженые под окошком в Новый год. Ходят от дома к дому.
Хозяева подают угощение, которое ряженые складывают в мешок, а потом делят или съедают вместе.
Г) Слушание. Разучивание. Исполнение
Колядка «Авсень, авсень!»:
Авсень, авсень!
Мы ходили по всем
По проулочкам,
По заулочкам.
Мы искали, мы искали
Иванов дом.
Открывай двери!
В гости нас хотели.
Открывай окно!
Запускай весело!
Открывай сундуки,
Доставай пятаки!
Кто не даст пятака –
Мы корову за рога!
Кто не даст пышку –
Тому в лоб шишку!
- Что можно сказать о музыкальной форме этой песенки?
- Малая, простая, одночастная, куплетная.
- Разучим песню.
Принимаем облик персонажей (ряженых) и пытаемся воспроизвести сам обряд — рядимся, пританцовываем, приговариваем, поём соло и в ансамбле.
Д) Вывод
Мы вновь убедились, что какой бы длинной и масштабной не была песня, из простого повтора в музыке складывается простая форма.
Закрепление
- А почему так просто образуется масштабная музыкальная форма, как думаете?
Размышления детей.
- Действительно, это просто сами обстоятельства не требуют другого, любое другое было бы неуместным — и в этом суть и красота народного обряда: повтор создаёт магию действа, ощущение постоянства и неизменности круговорота жизни.
Вспомним теперь и сравним прослушанные и исполненные нами народные песенки с Концертом Э. Грига, где в рамках единого целого содержится много разнохарактерных образов.
- Малое или крупное это произведение? Почему?
- Произведение крупное, крупная форма - построена на нескольких образах: танцевальный, песенный, маршевый, которые находятся в постоянном развитии, контрастируют и дополняют друг друга.
- Делаем вывод, что у композиторов был другой замысел: показать сложность жизни. А эта сложность закономерно потребовала противостояния разных музыкально-образных смыслов.
Углубление в тему
- Прослушайте ещё один музыкальный фрагмент. Как думаете, это песня? Почему? Каковы её строение, форма?
Ответы учащихся.
- Верно, это не песня. И вот почему: говоря о куплетной форме, мы отмечали, что развёртывание песен строится на простом повторе куплетов и припевов, а мелодии песен обычно очень лаконичные, очень законченные — такие, которые легко запоминаются и воспринимаются слушателями. Здесь же мелодия развёртывается (развивается) как бы бесконечно и не имеет ясно выраженного деления на куплеты.
Мелодия этой «песни» — это как бы непрерывающийся рассказ о чём-то одном и важном (о мысли, чувстве, явлении).
Кроме того, песня создаётся для всех - является массовым жанром, а эта музыка характеризует, прежде всего, самого поющего, т.е. является его характеристикой.
Мы прослушали с вами, ребята, серьёзное произведение - классическую оперную арию «Casta Diva» из оперы В. Беллини «Норма».
Ария – это завершённый по построению и обладающий целостностью эпизод, играющий в драматургии музыкального произведения весьма важную роль. Композитор в нём не только рисует музыкальный портрет того или иного героя, разносторонне раскрывая внутренний мир, но и отображает его душевные переживания и устремления. Помимо того, автор в данных вокальных композициях устами персонажей ярко и развёрнуто повествует о происходящих в произведении событиях и при этом даёт им эмоциональную оценку.
Арию в опере (музыкальном спектакле) всегда исполняет певец в сопровождении оркестра. Для арии, как правило, характерна широкая распевность. По-итальянски «aria» хоть и означает «песня», но ещё и «воздух», и «ветер» - певец должен обладать хорошим вокальным дыханием и уметь им управлять. Да и вообще эту музыку может спеть не каждый человек, а только тот, кто умеет петь красиво (belcanto).
Пение арии – не простой способ обычного, бытового музицирования, пение арии – это уже высокое искусство.
В своей арии Норма – так зовут верховную жрицу и прорицательницу покорённой римлянами древней страны Галлии, жители которой готовят восстание против иноземного владычества - обращается к богам за поддержкой и, получив их благословение, предсказывает падение римского владычества и освобождение родины.
Музыкальная грамота
1) Повторение, исполнение песни В. Герчик «Нотный хоровод» (Вокально-хоровая работа)
2) Просмотр видеоролика «Запоминай-ка ноты»
Задачи: закреплять знание нот.
3) Загадки
Пять верёвочек висят.
С них сто птичек голосят. (Нотный стан и ноты).
Ноты выстроились в ряд – получился … (звукоряд).
Он - ключ, но ключ не для двери,
Он в нотоносце - впереди. (Скрипичный ключ).
5. Рефлексия. Итог
- О чём мы сегодня узнали?
Ответы учащихся.
- Чем отличаются крупные и малые музыкальные формы?
- Один образ, одна мелодия, одна тема передаётся в малой музыкальной форме. Крупные формы имеют несколько образов.
- Мы сможем рассказать, в каких формах построена народная, а в каких – композиторская музыка?
- Да. Народная музыка – малые, куплетные формы; композиторская – крупные формы: опера, концерт.
- А о каком классическом оперном жанре ещё мы узнали?
- Об арии.
- Какой сделаем вывод? Как в нашем мире мы наблюдаем много различных образов, так и музыка отражает мир в многообразии жанров и форм (крупных и малых): песня, ария, опера, танец, марш, концерт.
6. Домашнее задание
1) Повтори песню «Нотный хоровод» В. Герчик. Подумай, какую музыкальную форму имеет эта песня?
2) Раскрась картинку «Помоги пингвинам найти свои подарки».