СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Малые и крупные формы музыки» (1 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся  1 класса (УМК В.О. Усачёва, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 2 урока 3 четверти.

Цель урока: Исследование проблемы «Формы бытования музыки».

Задачи:

- продолжать знакомство с крупными и малыми музыкальными формами;

- конкретизировать на примерах разнообразие жанров и форм в музыке: песня, танец, марш, концерт, опера, ария.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Малые и крупные формы музыки» (1 класс)»

1 КЛАСС

3 ЧЕТВЕРТЬ


УРОК 2 (19). Малые и крупные формы музыки

Цель урока: Исследование проблемы «Формы бытования музыки».

Задачи:

- продолжать знакомство с крупными и малыми музыкальными формами;

- конкретизировать на примерах разнообразие жанров и форм в музыке: песня, танец, марш, концерт, опера, ария


Средства обучения и оборудование

1. Учебник, с. 96—99.

2. Музыкальный материал:

«Авсень» // нотная хрестоматия, с. 53.

Э. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром (ч. I) // фонохрестоматия.

В. Беллини. Ария «Casta Diva» из оперы «Норма» // фонохрестоматия.


ХОД УРОКА

  1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

  1. Музыкальное приветствие

  2. Игра «Угадай мелодию»

Колядка «Вечер тебе добрый»

- Какова форма этой песенки?

- Куплетная, одночастная.

- Что такое музыкальная форма?

- Строение. Или жанр.

- Назовите ещё известные вам по строению музыкальные формы.

- Двухчастные, трёхчастные.

- Это крупные или малые по строению формы?

- Малые.

- Споём эту песенку.

Исполнение колядки (хором).


  1. Сообщение темы. Целеполагание

На сегодняшнем уроке мы:

  • на примере народного творчества рассмотрим, как рождается музыкальная форма, как жизнь определяет этот процесс;

  • познакомимся с народными обычаями, характерными для зимнего времени года;

  • на примере классической музыки постараемся разобраться, от чего зависит такое разное строение музыкальных произведений – малые и крупные формы.

Тема урока так и звучит – «Малые и крупные формы музыки».


  1. Основная часть

  1. Работа по теме урока (Презентация)


А) Народный праздник «Святки»

Урок мы начали с исполнения песенки, которую поют в самый весёлый и светлый зимний, народный праздник «Святки». Как говорили на Руси в старину: «Зима - за морозы, а мы - за праздники!».

Святки длятся две недели или, как говорилось в народе, «от звезды до воды» - от Рождества до Крещения. Этот самый длинный народный праздник делится на три этапа:

  1. первый – праздник Рождества Христова (Святые вечера);

  2. второй – Щедрый вечер (Старый Новый Год);

  3. третий – Крещение (Страшные вечера).

Издавна на Руси в Святки проходили самые шумные гулянья с колядками, таинственными гаданиями, любимыми песнями и праздничными угощеньями.

Праздник этот - самый длинный.

Он весёлый и старинный:

Наши прабабушки и прадедушки

Веселились две недели –

От Рождества и до Крещенья -

Приготовив угощенье,

Пели разные колядки,

По дворам ходили; в Святки

Наряжались и шутили.

Праздник ждали и любили.

Рождество у нас прошло, а праздник продолжается.

Давайте понаблюдаем, как продолжительность звучания песни во время гадания, т.е. масштаб формы (крупная или малая), зависит от очень простых и понятных обстоятельств — от количества участников гадания и количества предметов от каждого из них.

Б) Подблюдные гадания

Гадания в старину были разными.

В новогоднюю ночь люди на звёзды смотрели: «Если звёзды ярко блестят, то хлеб будет хороший».

Ещё говорили так:

«Ночь звездиста – лето ягодисто».

«Перед Утреней небеса открываются.

О чём небу помолишься - то и сбудется».

А ещё в Святки гадали под песню. В некоторых местах святочное подблюдное гадание начиналось, например, с песни, под которую собирали кольца. Вечерами по заходу солнца из разных домов собирались девушки в одну назначенную ими горницу и начинали праздновать святки следующим образом: брали красное деревянное блюдо, покрывали его большой салфеткой. Потом каждая загадывает свой вопрос или желание на перстнях, на кольцах или на других мелких предметах и кладут их под салфетку. Девушка берёт тарелку и припевает:

Буде-ем пе-ерстни тре-есть,

Будем песни пе-еть,

Ли-и-им - лё-ли.


Мы ко-ому-у поё-ём,

Мы добра даё-ём,

Ли-и-им – лё-ли.


Кому-у вы-ыдастся-а -

Тому выйдется-а,

Ли-и-им – лё-ли.


А че-ей пе-ерстенё-ёк -

Того песенка-а.

Ли-и-им – лё-ли.


Ах, ты-ы щё-оточка-а –

Богатырочка-а,

Ли-и-им – лё-ли.


Пока-ати-илася-а

На богатый дво-ор,

Ли-и-им – лё-ли.

И т.д.

Прослушайте подблюдную песню. Каковы особенности её строения – простая форма или сложная?

  • Прослушивание аудиозаписи.

- Форма куплетная, простая - мелодия каждый раз повторяется, меняется только текст.

- Действительно, тема-мелодия одна, поэтому мы можем сказать, что форма одночастная и простая, хотя она повторяется вновь и вновь в зависимости от того, сколько девушек гадает и сколько предметов лежит на блюде. Оказывается, что простое в жизни (а значит, и в музыке) может быть достаточно длинным, пространным. И это происходит само по себе, складывается из простого повтора.

В) Работа с учебником

Откройте учебник на стр. 96—97, посвящённым зимним праздникам. Здесь представлены тексты песен и рисованные образы, относящиеся к народным обычаям и приметам: авсени кричат, гадают на Святую неделю:

Святочный Авсень – образ Солнца. Таким именем – Авсень – в нашей Тамбовской и соседней с нами Рязанской губерниях называли праздник Кануна Нового года.

Авсень ныне есть не что иное, как святочный (новогодний) козёл или коза, представитель возрождающегося весеннего солнца, подателя плодородия: его водили по селу на святках. Наши новогодние «посыпальщики», ныне обыкновенно являющиеся уже без козла, приносят и рассыпают по полу хаты хлебные зёрна. Впрочем, иногда ещё один из посыпальщиков бывает наряжен козой. Авсень, по словам святочных песен, ходит, гуляет по весёлым теремам, он торжественно въезжает вместе с Новым годом.

«Авсень!» - кричат ряженые под окошком в Новый год. Ходят от дома к дому.

Хозяева подают угощение, которое ряженые складывают в мешок, а потом делят или съедают вместе.

Г) Слушание. Разучивание. Исполнение

Колядка «Авсень, авсень!»:

Авсень, авсень!

Мы ходили по всем

По проулочкам,

По заулочкам.

Мы искали, мы искали

Иванов дом.

Открывай двери!

В гости нас хотели.

Открывай окно!

Запускай весело!

Открывай сундуки,

Доставай пятаки!

Кто не даст пятака –

Мы корову за рога!

Кто не даст пышку –

Тому в лоб шишку!

- Что можно сказать о музыкальной форме этой песенки?

- Малая, простая, одночастная, куплетная.

- Разучим песню.

Принимаем облик персонажей (ряженых) и пытаемся воспроизвести сам обряд — рядимся, пританцовываем, приговариваем, поём соло и в ансамбле.

Д) Вывод

Мы вновь убедились, что какой бы длинной и масштабной не была песня, из простого повтора в музыке складывается простая форма.


  1. Закрепление

- А почему так просто образуется масштабная музыкальная форма, как думаете?

Размышления детей.

- Действительно, это просто сами обстоятельства не требуют другого, любое другое было бы неуместным — и в этом суть и красота народного обряда: повтор создаёт магию действа, ощущение постоянства и неизменности круговорота жизни.

Вспомним теперь и сравним прослушанные и исполненные нами народные песенки с Концертом Э. Грига, где в рамках единого целого содержится много разнохарактерных образов.

  • Прослушивание фрагмента Фортепианного концерта Грига.

- Малое или крупное это произведение? Почему?

- Произведение крупное, крупная форма - построена на нескольких образах: танцевальный, песенный, маршевый, которые находятся в постоянном развитии, контрастируют и дополняют друг друга.

- Делаем вывод, что у композиторов был другой замысел: показать сложность жизни. А эта сложность закономерно потребовала противостояния разных музыкально-образных смыслов.


  1. Углубление в тему

- Прослушайте ещё один музыкальный фрагмент. Как думаете, это песня? Почему? Каковы её строение, форма?

  • Прослушивание арии «Casta Diva» из оперы В. Беллини «Норма».

Ответы учащихся.

- Верно, это не песня. И вот почему: говоря о куплетной форме, мы отмечали, что развёртывание песен строится на простом повторе куплетов и припевов, а мелодии песен обычно очень лаконичные, очень законченные — такие, которые легко запоминаются и воспринимаются слушателями. Здесь же мелодия развёртывается (развивается) как бы бесконечно и не имеет ясно выраженного деления на куплеты.

Мелодия этой «песни» — это как бы непрерывающийся рассказ о чём-то одном и важном (о мысли, чувстве, явлении).

Кроме того, песня создаётся для всех - является массовым жанром, а эта музыка характеризует, прежде всего, самого поющего, т.е. является его характеристикой.

Мы прослушали с вами, ребята, серьёзное произведение - классическую оперную арию «Casta Diva» из оперы В. Беллини «Норма».

Ария – это завершённый по построению и обладающий целостностью эпизод, играющий в драматургии музыкального произведения весьма важную роль. Композитор в нём не только рисует музыкальный портрет того или иного героя, разносторонне раскрывая внутренний мир, но и отображает его душевные переживания и устремления. Помимо того, автор в данных вокальных композициях устами персонажей ярко и развёрнуто повествует о происходящих в произведении событиях и при этом даёт им эмоциональную оценку.

Арию в опере (музыкальном спектакле) всегда исполняет певец в сопровождении оркестра. Для арии, как правило, характерна широкая распевность. По-итальянски «aria» хоть и означает «песня», но ещё и «воздух», и «ветер» - певец должен обладать хорошим вокальным дыханием и уметь им управлять. Да и вообще эту музыку может спеть не каждый человек, а только тот, кто умеет петь красиво (belcanto).

Пение арии – не простой способ обычного, бытового музицирования, пение арии – это уже высокое искусство.

В своей арии Норма – так зовут верховную жрицу и прорицательницу покорённой римлянами древней страны Галлии, жители которой готовят восстание против иноземного владычества - обращается к богам за поддержкой и, получив их благословение, предсказывает падение римского владычества и освобождение родины.


  1. Музыкальная грамота

1) Повторение, исполнение песни В. Герчик «Нотный хоровод» (Вокально-хоровая работа)

2) Просмотр видеоролика «Запоминай-ка ноты»

Задачи: закреплять знание нот.

3) Загадки

Пять верёвочек висят.

С них сто птичек голосят. (Нотный стан и ноты).


Ноты выстроились в ряд – получился … (звукоряд).


Он - ключ, но ключ не для двери,

Он в нотоносце - впереди. (Скрипичный ключ).


5. Рефлексия. Итог

- О чём мы сегодня узнали?

Ответы учащихся.

- Чем отличаются крупные и малые музыкальные формы?

- Один образ, одна мелодия, одна тема передаётся в малой музыкальной форме. Крупные формы имеют несколько образов.

- Мы сможем рассказать, в каких формах построена народная, а в каких – композиторская музыка?

- Да. Народная музыка – малые, куплетные формы; композиторская – крупные формы: опера, концерт.

- А о каком классическом оперном жанре ещё мы узнали?

- Об арии.

- Какой сделаем вывод? Как в нашем мире мы наблюдаем много различных образов, так и музыка отражает мир в многообразии жанров и форм (крупных и малых): песня, ария, опера, танец, марш, концерт.


6. Домашнее задание

1) Повтори песню «Нотный хоровод» В. Герчик. Подумай, какую музыкальную форму имеет эта песня?

2) Раскрась картинку «Помоги пингвинам найти свои подарки».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!