СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Музыка в храме» (3 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 3 класса (УМК В.О. Усачевой,  Л.В. Школяр «Музыка», 3 класс), позволяет   как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 1 урока 4 четверти «От церковной музыки — к музыке для церкви».

   Цели и задачи:

 - размышлять о роли музыки в церкви;

-  различать интонационно-мелодические особенности духовной музыки.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Музыка в храме» (3 класс)»

Усачева, Школяр. Музыка. 3 класс

4 четверть



Урок 1. От церковной музыки — к музыке для церкви

Тема: Музыка в храме



Цели и задачи:

- размышлять о роли музыки в церкви;

- различать интонационно-мелодические особенности духовной музыки.

Средства обучения

1. Учебник, с. 80–88.

2. Музыкальный материал:

Знаменные распевы: «Аще и во гроб», «Тропарь к Рождеству», «Достойно есть», «Свет тихий» // фонохрестоматия.



ХОД УРОКА

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

  1. Организационный момент. Музыкальное приветствие

  2. Мотивация и целеполагание


- Все приготовились к уроку? Посмотрите внимательно, чтобы в течение нашего урока не отвлекаться на мелочи, а погрузиться в мир музыки.

Сегодняшний урок я хочу начать словами А. Вивальди: «Музыка очищает душу человека».

Ребята, как вы понимаете эти слова?

Ответы учащихся.

- Тема нашего урока необычная — «Музыка в храме». Запишите в тетрадь.

В рамках этой темы мы с вами начнём знакомиться с огромным пластом русской музыкальной культуры, который до недавнего времени вообще не упоминался на уроках в школе. Это - русская музыка для церкви.

Музыка для церкви внутри жанра неоднородна:

- во-первых, это музыка - богослужебная, т.е. исторически сложившаяся и узаконенная отцами церкви как обрядовая. И в этом случае шедевры Бортнянского, Танеева, Рахманинова, сочинения русских композиторов на религиозные тексты и для церкви не относятся к церковной музыке.

- во-вторых, в современном мире происходит восстановление религии в общественном сознании как нравственной основы жизни. И всё-равно богослужебная музыка будет требовать специфической атмосферы храма, характерной для молитвенного состояния, ведь русское церковное пение отличается особенным интонированием – серьёзным, сосредоточенным, несуетным, «отрешённым». Да и не следует «поминать имя Господа всуе».

В свете этого становятся понятными, например, бесконечные конфликты с церковью музыки великого Баха — слишком человеческой по современным великому композитору канонам.

Но так или иначе, вся человеческая культура исторически - прямо или опосредованно - заключена в религии.

Как думаете, почему история церковной музыки вообще и в России в частности представляет собой постоянную борьбу за «чистоту» богослужебного пения? И закономерно ли это?..

На сегодняшнем уроке мы попытаемся понять и ответить на этот вопрос.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Введение в тему


В Древней Руси понятия «богослужебное пение» и «музыка» противопоставлялись и по своему внутреннему смыслу, и по происхождению, и по своим причинам, целям, условиям существования, средствам выражения...

Так, по словам Иоанна Златоуста – богослова, величайшего из отцов Восточной церкви – «…Ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает её от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать всё житейское, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь».

В отличие от «богослужебного пения» в «музыке» («мусикии»), прежде всего, видели её «богоборческую сущность», иными словами — безбожие.

Как поясняет данную позицию В.И. Мартынов, «…Каждый крупный музыкант открывает свой собственный музыкальный мир, вырабатывает свой собственный порядок и следует своим правилам, как бы становясь неким Творцом помимо Бога».

Поэтому целью музыки является уже не служение Богу, а «самоуслаждение души».

Особо хочу подчеркнуть слова «богоборческая сущность музыки». Ведь действительно музыке присуще такое возвышение человеческого духа, что переживание её нравственного содержания может вознести человека над всем мирским, обыденным, сконцентрировать его духовную волю и энергию!

Древние знали это, и здесь они правы...

Но является ли такое понимание роли музыки в богослужении односторонним и не в этом ли источник противоречивости всего дальнейшего развития музыки для церкви?..

Это «завязка» главной проблемы, над которой нам с вами предстоит размышлять, раскрывая противоречие между двумя функциями церковной музыки — отрешать от всего мирского и очеловечивать (всё — даже Бога! — «измерять» человеческой эмоционально-эстетической мерой).

Первая из этих функций — возвышая, отрешать — стала «уставной» для церкви и получила своё выражение в знаменном распеве.

Терминология: знаменный распев.

2. Знаменный распев

Относительно происхождения уточняющего термина «знаменный» в настоящее время существует несколько версий.

Согласно одной из них, он ведёт происхождение от слова «знамя», означавшего в те времена вообще любой знак.

Есть и другие точки зрения. «Древнее слово „знамение“, — пишет Б. Николаев, — равно как и современное русское „знамя“, наш народ произносит всегда с особым уважением. В словах этих слышится теплота, мягкость, задушевность — то, чем именно и преисполнена знаменная мелодия».

Существует несколько различных толкований термина «знаменный». Но как бы они ни разнились, всех их объединяет символическая трактовка, за которой видится одно из возможных толкований слова „знак“ как „предзнаменование, предвестие».

Особого внимания заслуживает определение из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля: «...параллель между знамением как иероглифическим знаком древнерусской музыкальной письменности и используемым в иконографии старинным термином „знаменатель“ — тот, кто кладёт первое очертание, очерк, по которому другие пишут».

Естественно, подразумевается, что «первое очертание, очерк» — то знамя, которое вызывает «молитвенное движение в сознании», его кладёт сам Господь, и оно должно было определять не только рождающуюся «мелодику богослужения», но и всю жизнь церковного певчего!

Вот это очень важно для понимания сущности знаменного распева как концентрированного выражения в музыке религиозного мировоззрения: петь «разумно» мог только человек верующий.

Духовная «рассогласованность» между профессиональной деятельностью певца и образом его жизни считалась недопустимой, ибо как пение, так и поведение певца, по словам Феодосия Печерского, основателя первого на Руси Киево-Печерского монастыря, должны подражать ангельскому. При этом поющим на клиросе надлежит «со страхом слушать божественное пение и чтение, возвысив ум свой, а голову преклонив».

Теперь мы послушаем образцы знаменных распевов. Послушаем и сравним музыку нескольких богослужебных песнопений.

3. Слушание знаменных распевов:

1) «Аще и во гроб» - пасхальный знаменный распев, славление.

Текст этого распева типичен для торжественного богослужения: «Во гроб сошёл бессмертным, разрушил силы ада и воскрес, как победитель, говорил жёнам-мироносицам „Радуйтесь“, апостолам (т.е. ученикам) дал мир, и своим воскресением дал воскресение всем остальным, и все праведники взошли с Ним на небо».

2) «Тропарь к Рождеству» (знаменный распев).

«Волхвы персидские пришли по звезде к Христу-младенцу и принесли ему дары — золото, елей (церковное масло). И увидели младенца в хлеву».

3) «Достойно есть» - знаменный распев, приписываемый царю Фёдору Иоанновичу.

«Достойными станем, чтобы славить Богородицу, всегда блаженную, непорочную и матерь Бога нашего. Ту, которая честнее херувимов и славнее серафимов, нетленного Бога родившую».

4) «Свет тихий» (знаменный распев). «Тихий свет святой славы бессмертного Отца Небесного, святого, блаженного Иисуса Христа, пришедшего на Запад Солнца и видевшего свет вечерний. Поём Отца и Сына и Святого Духа — Бога, всеми достойными будет воспет во все времена. Этим же мир тебя славит».

4. Обсуждение прослушанной музыки

- Как звучала музыка этих распевов? Что вы в них услышали?..

- Можно ли музыку распевов охарактеризовать как «теплая», «задушевная», «нежная», мягкая?

Ответы школьников.

- Вы правильно отметили, что в звучании нет теплоты, мягкости, задушевности в привычном смысле.

А как думаете, почему?

Учащиеся высказывают свои предположения.

- Чтобы понять - почему - нужно обратить внимание на следующие два момента.

Первый: богослужебное пение в древности было исключительно мужским — поэтому мягкость и теплота в этом пении особенная, «мужественная».

Второй момент: одна из важных характеристик чувства, которым должен проникнуться певчий, — отрешённость от всего земного, аскетизм. Е.В. Николаева пишет о том, как это чувство получает отражение в звучании песнопений: «...прежде всего, следует отнести такие типичные для знаменных песнопений черты, как монументальность, внутренняя сосредоточенность и умиротворённость».

Терминология: Тропарь.

Мелодика знаменного распева отличается не только глубокой эмоциональной выразительностью, но нередко рисует определенные образы и картины. 

- На какую ещё особенность вы обратили внимание?

- Сложный текст, непонятные слова.

- Все церковные тексты пишутся и произносятся на старославянском языке и пронизаны нравственно-поэтической символикой: «Свет тихий» — одно из названий Бога; в словах «Запад Солнца», «видевшего свет вечерний» (закат) можно усмотреть и такой смысл: Господу словно заранее известна жизнь Истины (или Судьбы) с начала и до конца.

А каким было исполнение распевов? Кто их исполнял?

- Хоровое исполнение, без инструментального сопровождения.

- Пение без инструментального сопровождения называется а’ капелла (acappella). В нем раскрываются красота и богатство человеческого голоса.

Терминология: а’ капелла

И замечательно, ребята, что в прослушанных знаменных распевах вы услышали отход от одноголосия. Хотя, по определению А.В. Преображенского, «знаменный распев — устав, строгость, неизменность и необходимость»!

Т.е. в данном случае мы можем говорить, что древнерусское певческое искусство пополнялось, его интонационный фонд обогащался за счет использования народного музыкального языка. И уcложнение связано именно с историческим развитием жанра, ничто не остаётся в неизменном виде, - это закономерно.

- Скажите, ребята, а без чего ещё мы не можем представить себе церковь, храм?

Ответы детей.

- А что такое икона?

- Изображение святого.

- Слово «икона» по-гречески означает «образ». Образы святых людей сопровождали человека всюду — в храме, в доме, в дороге...

Терминология: икона

- Что зажигают перед иконой, во время чтения молитвы?

- Свечи.

5. Физкультминутка. Упражнение «Задуй свечу»

Задачи: расслабление (переключение внимания); приобретение вокальных навыков (выработка правильного дыхания).

- Сейчас мы возьмем дыхание, не поднимая плечи. Представим, что перед нами -свеча, будем дуть на ее пламя, но так, чтобы оно не погасло. Посмотрим, как долго оно будет у каждого отклоняться. (Упражнение повторяется 2 раза.)

Теперь резким выдохом задуваем свечу (2 раза).

Постарайтесь помнить о дыхании во время пения.

Старые мастера говорят: «Искусство пения — это, прежде всего, искусство вдоха и выдоха».

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Рефлексия

- С чем мы сегодня познакомились?

- Какую музыку слушали?

- Слова какого композитора сопровождали нас в течение всего урока?

- Может ли нас изменить в лучшую сторону музыка в храме?

- Да, мы должны быть добрыми, послушными, любить всех: и людей, и животных, учиться понимать хорошую музыку.

Домашнее задание: Проработать материал урока. Знать новую терминологию.

  1. Итог

Анализ знаменной системы пения показывает, что процесс исполнения понимался в Древней Руси как процесс „духовного проживания“ певчими исполняемого ими песнопения. «Как и во всей системе знаменного пения в целом, так и в древнерусской музыкальной письменности главным было духовное начало». (Е.В. Николаева).

Музыка в храме учит любить себя и ближнего, ценить душевную красоту, она возвышает и очищает наши души, человек живет с верой, надеждой и любовью.

Процесс развития древнерусского певческого искусства протекал под знаком постоянного пополнения и обогащения его интонационного фонда за счет использования народного музыкального языка. Даже знаменная система пения, по свидетельству Е.В. Николаевой, начала со временем претерпевать эволюцию: «Её развитие идёт уже не столько по линии освоения и адаптации русскими мастерами пения византийских традиций, сколько по линии всё большего сближения её в интонационном отношении с русской народно-песенной культурой».

- Вы были сегодня прекрасными слушателями. Молодцы! Урок закончен.

До свидания!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!