СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Музыку трудно объяснить словами» (7 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 7 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 7 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 2 урока 1 четверти.

  Планируемые результаты учебной деятельности

Метапредметные:

— формирование понимания содержательной сущности произведений искусства.

Личностные:

— формирование понимания художественной деятельности, творчества как пути самовыражения, самосознания, самопреодоления человека, его взаимосвязи с окружающим миром.

Предметные:

— укрепление навыка самостоятельного домашнего прослушивания музыки с последующим её обсуждением на занятии;

— интонационно и ритмически правильное, выразительное исполнение песни.

Форма проведения занятия: Урок-беседа о содержательной сущности произведений искусства.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Музыку трудно объяснить словами» (7 класс)»



7 КЛАСС

I ЧЕТВЕРТЬ

Урок 2. Музыку трудно объяснить словами

Цели и задачи урока:

  • Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

  • Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

  • Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

  • Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

  • Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).


Планируемые результаты учебной деятельности

Метапредметные:

— формирование понимания содержательной сущности произведений искусства.

Личностные:

— формирование понимания художественной деятельности, творчества как пути самовыражения, самосознания, самопреодоления человека, его взаимосвязи с окружающим миром.

Предметные:

— укрепление навыка самостоятельного домашнего прослушивания музыки с последующим её обсуждением на занятии;

— интонационно и ритмически правильное, выразительное исполнение песни.

Форма проведения занятия: Урок-беседа о содержательной сущности произведений искусства.

Учебно-дидактическое обеспечение

Музыка (слушание): Ш. Азнавур. «Вечная любовь» (№ 2 аудиоприложения).

Песенный материал: Я. Дубравин, стихи М. Пляцковского «Когда играет музыкант».

Виды деятельности учащихся: Беседа о специфике музыки как временно́го звукового вида искусства. Разучивание и выразительное исполнение песни — сольное пение в куплетах и хоровое исполнение припевов.

Формы педагогического контроля. Контроль понимания и умения объяснить смысл цитаты А. де Сент-Экзюпери, приведённой в учебнике. Проверка качества исполнения песни (сольное и хоровое пение). Проверка умения объяснить влияние музыки на человека на примере песни «Когда играет музыкант». Проверка выполнения заданий и ответов на вопросы учебника и «Дневника музыкальных размышлений».

ХОД УРОКА

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока

- Тема урока: Музыку трудно объяснить словами.

Сегодня мы изучим вопросы о содержании музыки, силе её воздействия, роли в жизни человека. Также осветим некоторые страницы истории искусства и, в частности, музыки.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Работа по теме урока

Запись на экране:

Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека.

А. де Сент-Экзюпери

- О музыкальном содержании говорить намного труднее, чем о содержании других видов искусства.

В музыке часто отсутствует сюжет, в отличие от произведений литературы или живописи, поэтому музыку не перескажешь словами. В ней редко встречаются конкретные образы, которым можно дать словесную характеристику.

Лишь о небольшой части музыки – музыки программной – мы имеем возможность рассуждать примерно так, как рассуждают о литературном произведении, т. е касаясь тех словесных описаний, которые даёт нам композитор. Но как только начинается собственно музыкальное звучание, программная музыка становится столь же недоступной нашим определениям, подобно любой другой.

Всё это делает музыку особым искусством среди других искусств.

Вероятно, потому, что только музыка умеет выразить невыразимое.

Мы уже говорили о музыкальности мира, о том, что эта музыкальность присутствует в явлениях природы, в других видах искусства, в многообразии человеческих настроений и состояний души.

Любой знает, в жизни не всё и не всегда протекает гладко и безоблачно. Даже каждодневные радости, волнения, тревоги оставляют в душе глубокий след. Ещё более глубоко воздействуют на нас сильные эмоциональные потрясения: открытия, потери, разочарования и новые надежды.

Все эти впечатления составляют огромный пласт человеческой жизни – невидимый, но порой самый важный и значительный. Это то, с чем человек пребывает постоянно, что лишь в малой своей части может быть открыто окружающему миру – ведь средства самовыражения у человека так ограничены. Как вырваться из самого себя, хотя бы ненадолго преодолеть это вечное одиночество собственных желаний, стремлений, снов, радостей и страданий? Одним из путей преодоления самого себя является творчество. Ведь в нём находят выражения чувства и мысли, пережитые автором, его личный опыт поражений и побед, вся его богатая внутренняя жизнь.

Однако не каждый человек способен выражать себя в художественной деятельности. Среди многих ценностей, каким обладает искусство, есть и такая, которая обращена к человеческой душе, которая приобщает к безграничному миру фантазии, возвышает её, помогает преодолеть замкнутость одиночного существования.

Может быть, именно этого человек, прежде всего, ищет в произведениях искусства: ведь он взаимосвязан с миром, он ищет отклика и утешения. «Мы вечном плену у источников, – писал А. де Сент-Экзюпери в своей книге «Планета людей». – Наша свобода так ограничена. Считается, что человек волен идти куда вздумается. Считается, будто он свободен… И никто не видит, что мы на привязи у колодцев, мы привязаны точно пуповиной, к чреву земли. Сделаешь лишний шаг – и умираешь».

Эту мысль, пришедшую к лётчику, терпящему бедствие в пустыне, едва ли следует понимать только в самом прямом смысле. Мы действительно находимся в вечном плену у источников. Как телу нужна вода, пища и одежда, точно так же человеческая душа ищет свои родники, откуда она черпает силу.

Среди этих животворящих родников, с давних времён поддерживающих и укрепляющих человека, находится и музыка – музыка с её зажигательными ритмами и убаюкивающими интонациями, музыка, понимающая и утешающая нас.

Бывают минуты, когда нам не нужны слова, когда они даже мешают: вслушаться в себя, глубже понять свои чувства. Не всегда человек может объяснить самого себя.

Вот почему мы говорим о том, что только музыка способна выразить невыразимое.

Вот почему её саму так трудно объяснить словами.

И в этом – главная особенность её содержания.


  1. Прослушивание песни Ш. Азнавура

Шарль Азнавур — французский композитор, певец, поэт и актёр 20-го века. Азнавур сочинил более 1300 песен, сыграл в 60 фильмах. Он является одним из самых знаменитых эстрадных исполнителей 20 века. Азнавур сочинял в жанре шансон — французской эстрадной песни.

«Вечная любовь» —  песня из кинофильма «Тегеран-43». Песня имеет французский текст; также существует русский перевод Н. Кончаловской:

Вечная любовь,

Верны мы были ей,

Но время зло

Для памяти моей,

Чем больше дней,

Глубже рана в ней.

3) Вокально-хоровая работа. Разучивание песни Я. Дубравина на стихи М. Пляцковского «Когда играет музыкант»


- Тема песни — значение деятельности музыканта, его влияния на людей — соответствует теме нашего урока.

Песня состоит из трёх куплетов с припевами. Куплеты исполняются одноголосно сольно, припевы —  трёхголосно хором.


III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Итог урока

- Мы говорили о том, что только музыка способна выразить невыразимое.

2. Домашнее задание:

Выучить песню.

Ответить письменно на вопрос: Почему художественное произведение можно уподобить загадке?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!