СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «В чём сила музыки» (6 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 6 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 6 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 5 урока 1 четверти.

 Цели и задачи урока:

— размышлять о воздействии музыки на человека;

— внимательно прослушивать музыкальные произведения, уметь определять их характер;

— разучивать и исполнять песню; укреплять певческие навыки.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «В чём сила музыки» (6 класс)»

6 КЛАСС

I ЧЕТВЕРТЬ

Урок 5. В чём сила музыки



Цели и задачи урока:

— размышлять о воздействии музыки на человека;

— внимательно прослушивать музыкальные произведения, уметь определять их характер;

— разучивать и исполнять песню; укреплять певческие навыки.

Учебно-дидактическое обеспечение

Изобразительное искусство: С. Красаускас. Гравюра из цикла «Вечно живые». Портреты композиторов (фото).

Музыка: Л. Бетховен. Симфония № 7, II часть, фрагмент (№ 5 аудиоприложения); Р. Вагнер. Антракт к III действию оперы «Лоэнгрин» (№ 6 аудиоприложения).

Песенный материал. А. Калныньш, стихи В. Пурвса, русский текст О. Улитиной. «Музыка».

КОНСПЕКТ УРОКА

  1. Введение в тему

Никакое искусство не обнаруживает такого разнообразия чувств, характеров и настроений, как искусство музыкальное. В каждом его произведении то порыв, то созерцание; раздумье сменяется весельем, безудержный бег – плавной величественной поступью.

Пожалуй, таковы и мы, люди: ведь это мы создаём такую разнообразную музыку. И самое главное, именно такой – изменчивой и разной – воспринимаем её и любим. Значит, эти её свойства близки нам самим, нашему способу мыслить и чувствовать.

Вспомните, часто ли выпадает день, когда с утра до вечера мы пребываем в одном настроении. А всегда ли удаётся додумать до конца какую-нибудь одну мысль, не увлекаясь, не фантазируя, не споря с самим собой? И уж совсем невозможно представить себе разговор нескольких людей, который протекал бы полностью бесстрастно (хладнокровно, спокойно), без вопросов и волнений.

Мир чувств действительно бесконечно подвижен. На него влияют перемены в природе, слова и поступки людей, удачи и неудачи нашей жизни, прочитанные книги и, наконец, услышанная музыка. Возникающая из эмоций человеческой души, музыка обладает волшебным свойством передавать своё состояние множеству людей. И не случайно французский философ А. Бергсон сказал: «Когда музыка плачет, с нею вместе плачет всё человечество, плачет вся природа».

Обратите внимание: плачут именно все, то есть воздействие музыки признаётся как всеобщее, одинаково покоряющее всех, кто способен её воспринимать.

Прослушаем, сравним два разных музыкальных произведения.

  1. Музыка Л. Бетховена

Важнейшими идеями творчества немецкого композитора Л.В. Бетховена были героические, свободолюбивые, революционные темы. Герой произведений Бетховена — борец, отважный человек, отдающий свою жизнь ради счастья других людей.

Главным жанром творчества Бетховена была симфония — масштабное произведение для оркестра. А одним из любимых музыкальных жанров композитора является траурный марш. Его черты вы и услышите во фрагменте из второй части бетховенской Симфонии №7.

В
торая часть Седьмой симфонии Бетховена имеет название «Павшие братья». Её музыка выражает состояние благородной и возвышенной скорби. Она не побуждает к действию, она заставляет нас задуматься.

Прослушивание фрагмента из 2-ой части Симфонии № 7 Л. Бетховена.









С. Красаускас. Гравюра из цикла «Вечно живые»



  1. Музыка Рихарда Вагнера

Музыка немецкого композитора Р. Вагнера тоже написана для симфонического оркестра, но воспринимается совсем по-другому: она должна звучать в опере. В ней есть все черты театральной музыки — яркость, эффектность, зрелищность.

Главный персонаж оперы, Лоэнгрин — тоже герой, рыцарь, защитник людей - подобно бетховенскому герою. Но музыка Вагнера полна ликования и праздничности. Она звучит как вступление перед действием, в котором происходит свадьба Лоэнгрина и Эльзы.

В основе этой музыки — тоже жанр марша, но другого типа — свадебного.

Стремительность и мощь, уверенность и победоносность отличают характер этой музыки. Наверное, потому эта музыка так часто звучит во время крупных торжеств и церемоний, подчёркивая оптимистическое настроение.

Прослушивание фрагмента из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера

  1. Вокальная работа

Песня А. Калныньша на стихи В. Пурвса (русский текст О. Улитиной) «Музыка» представляет собой воспевание музыки, гимн этому виду искусства.

Разучивание и исполнение песни - https://youtu.be/Spr3_AjZIA0

  1. Итог

Отличие музыки Бетховена – это тёплые тембры струнных инструментов, а музыку Вагнера исполняет весь оркестр - тутти - с большой ролью торжественно звучащих медных духовых инструментов.

Музыка Бетховена звучит в низком регистре, построена на аккордах, имеет чёткий маршевый ритм.

В музыке Вагнера — фанфар­ный характер, преобладает восходящее движение мелодии, громкая динамика (ff), маршевый ритм.

Вывод. Два разных фрагмента – два характера, переданные в музыке с яркой силой. Эта сила воздействует на всех, кто слушает великую музыку, способную преображать окружающий мир.



  1. Вопросы и задания

В чём заключается сила музыки? Расскажи на примере 2-ой части Симфонии №7 Л. Бетховена и Антракта к 3-ему действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера.



МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРИК

Симфония. Тутти. Фанфары. Фортиссимо.



Л. Бетховен

Р. Вагнер


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!