5 класс
ЧЕТВЕРТЬ
Урок 1. Вторая жизнь песни
Задачи урока:
- углубление представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни;
- осмысление народных истоков профессиональной музыки (фрагменты симфонии, концерта, оперы, симфонии-действа, кантаты);
- знакомство с современными интерпретациями классической музыки, формирование интереса к различным направлениям музыкального искусства, анализ, классификация их жанровой принадлежности, умение строить речевые высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей.
ХОД УРОКА
Организация урока. Приветствие. Мотивация
- Наш урок мы начнём с новой песни. Послушайте её и ответьте на вопросы:
О чём эта песня?
Как с помощью средств музыкальных выразительности композитор выразил образ, созданный автором текста?
1) Просмотр видеофрагмента. Обсуждение.
- Покачивающийся, синкопированный ритм, спокойный, неторопливый темп, прозрачные интонации.
- Верно, своеобразный ритмический рисунок песни, построенный на синкопах, создаёт ощущение мягкого покачивания. А выразительное инструментальное сопровождение – вступление, проигрыш, заключение песни - создают живописную музыкальную картину.
2) Разучивание «Снег идёт». Музыка М. Славкина. Вокально-хоровая работа
А) Работа над интонированием широких интервалов, исполнением высоких и низких звуков в единой певческой позиции
Б) Выразительная исполнительская трактовка: обратить внимание учащихся на текст песни и приём его произнесения шёпотом.
2. Актуализация знаний. Формулирование темы. Целеполагание
– Как вы думаете, какова продолжительность жизни песни? У всех ли песен она одинакова? От чего это зависит?
Размышления учащихся.
- Назовите песни, которые прожили долгую жизнь?
- Народные песни.
- Подумайте, что этому способствовало? В какой форме они дошли до нас? Слышим ли мы народные песни только в форме вокальной музыки?
- А как вы понимаете смысл выражения «Живительный родник творчества» (Учебник, с. 28)? Могут ли композиторы использовать народную музыку в своём творчестве?
- «Родник» - это и есть народные песни. В нашей жизни народные песни живут и как вокальная, и как инструментальная музыка.
- Да, композиторы с вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями, подсказывает темы и сюжеты. Но помимо простых обработок, когда песня остаётся песней, независимо от того, сохранена она как вокальное сочинение или изложена для какого–либо инструмента или оркестра, мы с вами знаем и более сложные виды обработки. Вспомните, как называется музыкальная форма, когда звучит тема с изменениями?
- Музыкальная форма, в которой звучит тема с изменениями, называется вариациями.
- Итак, тема нашего урока – «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества».
Сегодня вы:
познакомитесь с творчеством русских композиторов, в мелодической основе которого использованы мотивы народных песен;
узнаете, какие народные песни использовали в своих произведениях П. Чайковский, С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков;
исследуете преобразования народных мелодий в жанровом богатстве классического музыкального искусства;
изучите такие новые музыкальные понятия как интерпретация, обработка, трактовка.
3. Основной этап
Осмысливание новой информации
- Вторая жизнь песни – это своеобразная интерпретация, заключающаяся в трактовке классического сочинения или в обработке какой-либо мелодии народной песни.
К песне, как к живительному роднику творчества, новых идей и вдохновений обращались композиторы разных поколений. Включая любимые народом напевы в свои крупные инструментальные сочинения, композиторы давали им вторую жизнь.
Только в XVIII в. впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Крупнейшие поэты и писатели обращались к народной песне как источнику русской поэзии, русского литературного языка. Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: опере, симфонии, концерте.
Вот что говорил о значении народного творчества С.В. Рахманинов: «Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки и различные песни… У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка».
Действительно, связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт и борьбу русского народа, его думы и чаяния, глубоки и многосторонни.
Проявляются эти связи различным образом:
в цитировании композиторами отдельных народных мелодий;
в создании своих собственных мелодий, по музыкальным образам и по интонационно-мелодическому складу близких к подлинно народным;
в воспроизведении в оперной и программной симфонической музыке различных жанров народной песни в их неразрывной связи с картинами народного быта, народных обрядовых действ, праздников, игрищ или же с определённой исторической обстановкой;
в использовании композиторами выразительных средств народной песенной речи: её интонаций, ритмического склада, особенностей мелодического развёртывания, приёмов народного подголосочного многоголосия в произведениях непесенного склада (в оперных сценах, ариях, симфониях);
в претворении народно-поэтических сюжетов и образов, использовании характерных приёмов развития музыкального содержания в симфонической и оперной музыке.
Давайте вспомним, назовём знакомые произведения, в которых звучат народные или церковные мелодии.
- Пьесы «Камаринская», «В церкви» П. Чайковского, опера «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.
- Совершенно верно, Пётр Ильич Чайковский в «Детском альбоме» предложил свой вариант обработки известной русской народной песни-пляски «Камаринская», а в пьесе «В церкви» повторил подлинно церковный напев.
Предлагаю исполнить эти пьесы П. Чайковского.
Игра на музыкальных инструментах при звучании «Камаринской» из «Детского альбома» П.И. Чайковского
Пение мелодии оригинального церковного песнопения, лежащего в основе пьесы «В церкви»
Оригинальный текст песни:
Господи мой, Боже!
Душу возношу к Тебе.
Святый, научи меня, дай мне понять, что есть Любовь.
Господи мой, Боже!
Научи меня любить.
Уповаю на Тебя.
Не покидай меня, Господь!
Не покидай меня…
Не оставляй меня…
(Господь, спаси и помилуй меня.)
Даруй, Господь, Веру и Любовь…
- Какие чувства выражает музыка пьесы «В церкви»? Охарактеризуйте её.
- Торжественная, религиозная. Мелодия звучит величаво, строго и скорбно. Характер задумчивый, фактура с элементами полифонии.
- Во второй части пьесы слышится скорбный звон церковных колоколов. Музыка будто призывает искать свою «дорогу к храму».
- В финале Концерта №1 для фортепиано с оркестром Чайковский мастерски обработал мелодию украинской песенки-веснянки:
Выйди, выйди, Иванку,
Спой, Иванку, веснянку.
Зимовали – не спевали, -
Весны дожидали.
Споём «Веснянку» вместе.
Проследим за преобразованиями простой песенки-веснянки и их ролью в финале Концерта № 1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского.
Охарактеризуйте «веснянку» Чайковского. Какие изменения она претерпела?
Теперь споём хором мелодию из сцены «Проводы Масленицы» из оперы-сказки «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова:
Раным-рано петухи у нас пропели,
Про весну-красну возвестили.
Прощай, прощай,
Прощай, Масленица.
Пение мелодии «Прощай, Масленица»
Н. Римский-Корсаков в сцену «Проводы Масленицы» в своей опере включил несколько народных мелодий. Прослушайте, просмотрите фрагмент этой сцены, постарайтесь почувствовать и понять, как народная песня помогла создать картину народного праздника.
Обсуждение.
А сюита для двух фортепиано «Светлый праздник» С.В. Рахманинова построена на интонациях колокольных звонов. Композитор использовал приём звукоподражания. В Сюите мы слышим также и мелодию оригинального пасхального песнопения. Прослушайте музыку, расскажите о характере, настроении музыки.
Обсуждение.
Включение в систему знаний и повторение
Прочитайте замечательное высказывание М.И. Глинки, попробуйте расшифровать его смысл: «Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем». Что значит аранжируем?
- Композиторы часто по-своему обрабатывали народную музыку.
- Верно. Многочисленные жанры песенного фольклора, инструментальные народные наигрыши, а также церковные песнопения, колокольные звоны давали повод многим композиторам для создания новых, оригинальных по замыслу и необычных по форме произведений. Возникли интерпретации и обработки народной музыки.
Интерпретация (от лат. interpretatio) - толкование, разъяснение, раскрытие смысла чего-либо. Как музыкальный термин также используется не только при создании музыкального сочинения, но и в связи с искусством исполнения. Нотные знаки печатных изданий музыкальных произведений одинаковы для всех, а музыка у всех исполнителей получается разная. Каждый музыкант вкладывает в неё своё понимание, свои чувства, имея собственную творческую концепцию воплощения художественного замысла. Это и есть исполнительская интерпретация, или, как ещё говорят, трактовка произведения.
Музыкальное сочинение в том виде, в котором оно написано для определённого исполнительского состава, называется оригиналом. Но в жизни принято весьма свободное обращение с оригинальными материалами. У музыкантов часто возникает желание исполнить какое-либо сочинение в ином варианте: например, простую народную песню развить, преподнести в более красочном виде, исполнив её как инструментальные вариации на гитаре или оркестром народных инструментов; романс исполнить без сопровождения или же хором. И тогда появляются переложения вокальной партии и сопровождения на хоровую партитуру.
Сегодня музыканты активно обращаются к популярным классическим произведениям и перекладывают их для самых различных составов инструментов, начиная с джаз-оркестра и кончая современным электронным инструментарием. Все эти изменения, приспособления оригинальных произведений для других составов называются обработками. В качестве синонимов употребляются термины переложение, транскрипция, аранжировка. Одно и то же произведение может подвергаться множеству музыкальных обработок, в каждой из которых обнаруживаются, раскрываются новые, незнакомые черты этого произведения.
Назовите современные обработки классической музыки, приведите такие примеры. Где мы их чаще слышим?
Ответы учащихся.
4. Рефлексия. Итог
- Настало время подвести итог урока.
Откройте тетради. Вспомните, запишите в тетрадь имена композиторов, названия их произведений и новые термины, которые сегодня звучали на уроке.
- Всё ли вам было понятно на уроке? Есть ли какие вопросы?
- С каким настроением вы уйдёте с урока?
- Проанализируйте работу на уроке и поставьте объективную оценку за работу на уроке самим себе, учителю и самому уроку.
Спасибо за работу на уроке. До свидания!