Звучит музыка из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица» Музыка окружает нас повсюду. Она в пении птиц, шуме ветра, переливчатых звонках на перемену. Сегодня, я бы хотела, чтобы музыка подарила вам много приятных впечатлений и новых открытий. А как вы думаете, что будет с нашим миром, если музыка нас оставит? Ответить на этот вопрос сегодня поможет следующее видео. (на экране видео без звука, на котором дирижер управляет симфоническим оркестром) Как вы ответите на мой вопрос? Музыка бывает разной, но цель её всегда одна, она учит доброте, видению прекрасного в мире. | Дети заходят в класс под музыку, садятся на любые места. Дети формулируют ответы на проблемный вопрос | На слайде цитата Н.В. Гоголя: «Но если и музыка нас оставит, что же тогда будет с нашим миром?». |
Просмотренное вами видео было беззвучным, но на нем была музыка? Какую музыку вы бы сочинили для этого фрагмента, если бы были композиторами? Каким оркестром мог управлять дирижер? Кто бы её исполнил? О чем сегодня пойдет речь на уроке? Д. Шостакович говорил: «Среди других жанров большая симфоническая музыка стоит как бы первой среди равных. Она насыщена наиболее глубоким содержанием и является владычицей музыкального царства». Какие перечисленные жанры можно отнести к симфонической музыке? | Предположительные ответы учащихся Учащиеся определяют основную тему урока Учащиеся выделяют на слайде жанры, относящиеся к симфонической музыке | |
Сегодня вы побываете в роли дирижеров, исполнителей. Но для начала, давай узнаем, насколько вы оцените свои знания по этой теме. Давайте теперь их проверим. Для начала нужно вспомнить сколько групп инструментов в оркестре? (4) Кто помнит их название? Почему они так называются? Перед вами листочки с названием музыкального инструмента, чтобы наш оркестр зазвучал правильно, нужно каждому инструменту сесть в свою группу, схему вы видите на экране. Сегодня у нас будет не 4 группы, а пять. Пятая группа это группа музыкантов, в неё войдут дирижёр, композитор, исполнитель и музыкальный критик. Она группа поможет нам в конце урока ответить на вопрос, а нужна ли нам симфоническая музыка? | Дети с помощью стикеров-нот на нотном стане, изображенном на доске, определяют уровень своих знаний по теме урока, нота ДО соотвествует низкому уровню, нота СИ – высокому. Струнные смычковые; Деревянные духовые; Медные духовые; Ударные. Называются они так, по приемы игры на них и по материалу из которого изготовлены. Учащиеся выбирают музыкальный инструмент и делятся по группам и садятся согласно схеме. | |
У каждого инструмента не только своя внешность, но и свой неповторимый голос, который называется тембром. Сейчас я предлагаю вам превратиться в музыкантов и выполнить следующее задание. Восстановите текст отрывка, в котором есть описание инструментов. Слушание музыки – В.А. Моцарт Симфония № 40 Теперь вы все сидите правильно, кого не хватает оркестру? Перед вами история развития профессии дирижер. Познакомившись с одинаковым текстом, каждая из групп ответит на заданный вопрос. 1 группа – Кто раньше управлял оркестром или хором? 2 группа – кто впервые использовал дирижерскую палочку? 3 группа – какой дирижер впервые повернулся к публике спиной и почему? 4 группа – зачем нужен оркестру дирижер? Чтобы музыканты играли слаженно и дружно, они обязательно много репетируют и разминаются перед выступлением. А правильно распеться нам поможет ИСПОЛНИТЕЛЬ. Вокально-хоровая работа Распевание на знакомых музыкальных попевках по показу исполнителя. Пока вы распевались не всегда пели все вместе, оказывается и в оркестре есть свой термин, когда играет весь оркестр – это ТУТТИ. Сейчас исполнитель будет вам говорить когда будет петь какая группа, а когда тутти. Оркестр готов, давай насладимся музыкой великого композитора, чье имя нам подскажет композитор из 5 группы. Известный российский дирижер Евгений Светланов не только управлял оркестром, он вносил в музыку свои мысли и чувства, этим обогащая оркестровое звучание. Слушание музыки – М.И. Глинка «Арагонская хота», дирижер Е. Светланов После прослушания музыки вам нужно подобрать слова, которые рассказывают о характере этой музыки. А теперь характер музыки поможет вам выразить дирижер. Дирижер не только будет показывать какие инструменты играют, но передавать характер музыки с помощью движений. Слушание музыки – Л.Бетховен симфония №3 Для того, чтобы проверить запомнили ли вы инструменты оркестра, поиграем. Перед вами на слайде будут появляться изображения музыкальных инструментов, ваша задача найти лишний инструмент и лишнему инструменту ученику нужно встать. Труба – валторна - барабан Скрипка – арфа – виолончель Кларнет – флейта – треугольник Барабан – туба - бубен Контрабас – балалайка - альт | Учащиеся работают в группах, заполняют пробелы, после этого проверяют текст с учителем - Дирижера - В начале 19 века оркестром управлял или скрипач или чембалист, а во французской опере капельмейстер отбивал такт ударом палки оземь. - Немецкий композитор Людвиг Шпор впервые выступил в концерте с дирижерской палочкой. - Рихард Вагнер повернулся спиной к публике. - Дирижер – не только организатор и регулировщик коллективной игры, он интерпретатор музыки. К доске перед классом выходит учащийся, вытянувший карточку исполнитель, и предлагает варианты знакомых детям распевок Учащийся-композитор называет имя композитора, чья музыка прозвучит и вспоминает несколько фактов из жизни и творчества композитора. Дети подбирают и записывают слова в лист задания, определяющие настроение музыки Дети по показу дирижера играют на воображаемых музыкальных инструментах, передавая характер музыки Труба – валторна – лишний барабан Скрипка – лишняя арфа – виолончель Кларнет – флейта – лишний треугольник Барабан – лишняя туба - бубен Контрабас – лишняя балалайка - альт | |
Наш необычный урок подходит к концу, сегодня мы многое узнали. - Над какой темой мы работали? - Какую цель перед собой поставили? - Какие задачи решили? - Мы ответили на все вопросы? - какие новые термины узнали? - Сделайте вывод, ответив на вопрос: «Почему П.И. Чайковский называл оркестр «музыкальной республикой»? Оцените свою работу стикером- ноткой после нашего урока. Наш урок закончен, но мир музыки для вас только открывается! До новых встреч! | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. На слайде соотносят музыкальные термины и их определения. Учащиеся оценивают собственную работу на уроке и определяют уровень знаний Дети выходят под музыку из класса | |