СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 1 классе по теме: "Музыкальные портреты"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: получение новых знаний

Виды деятельности обучающихся: слушание музыки, пение, музыкально-пластическое движение

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 1 классе по теме: "Музыкальные портреты"»

Конспект урока музыки в 1 классе по теме: «Музыкальные портреты»

УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С


Раздел: «Музыка и ты»

Тема «Музыкальные портреты»

Тип урока: получение новых знаний

Форма организации учебной деятельности: работа всего класса, в группах, парах, индивидуально.

Виды деятельности обучающихся: слушание музыки, пение, музыкально-пластическое движение

Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ

Цель: выяснить каково отношение авторов к своей героине или героям

Задачи урока:

Обучающие: Связать жизненные впечатления детей с музыкальными образами в произведениях Чайковского, Моцарта, Прокофьева.

Развивающие: Уметь на слух определить характер и настроение музыки, соединение слуховых впечатлений детей со зрительными.

Воспитывающие: Воспитывать умение чутко вслушиваться в музыкальную ткань произведения.

Музыкальный материал:

«Баба-Яга» из «Детского альбома»П.Чайковского;

«Менуэт» Л.Моцарта;

«Болтунья» С.Прокофьева;

«Баба-Яга», детская песенка;

«Баба-Яга», песенка-дразнилка, обр. М.Иорданского.

Ход урока

1. Организационный момент.

Введение в тему:

- Тихо, тихо сядем рядом –

Входит Музыка в наш дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены –

Вся земля видна вокруг:

Пляшут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки

Тают в дымке голубой…

Это Музыка торопит и ведет нас за собой.



Учитель: Ребята, давайте представим, что сегодня к нам на урок пришли незнакомцы. А портреты их нам будет рисовать музыка.

- А вы должны будете узнать, кто они обычные люди, наши современники или персонажи сказок.



2. Углубление темы урока.

Учитель: Послушайте внимательно музыку.

Звучит пьеса «Баба-Яга» из «Детского альбома» П. Чайковского.

- В каком характере звучит музыка?

- Зловещий, таинственный, громкий, грозный характер.

- Какая здесь мелодия?

Учитель: Мелодия состоит из коротких фраз, их окончание подчеркнуто акцентами.

- О ком она рассказывает?

- О ком-то страшно.

- Какой характер у этого незнакомца?

(Предположительные ответы детей).

- Ребята выберите определения характера музыки, которые пред­ложены на с. 50 под № 1 учебника-тетради.

- Попробуйте дать сами название этой пьесе.

Наиболее удачные названия записываются на доске.

- А композитор П.И.Чайковский назвал, своё сочинение - «Баба-Яга».

- Наверняка композитор знал и любил страшные сказки о злой, коварной, опасной для людей колдунье, поэтому ему удалось создать такой яркий музыкальный портрет.

Показ иллюстраций.

Вывод:

- Итак, первым в класс вошла известная всем по русским народным сказкам Баба-Яга, её вы узнали по зловещим, таинственным интонациям музыки, громким, грозным звукам, резким акцентам.

- А теперь в класс войдут новые герои. Сколько их - один? Два? Что они будут делать - петь, танцевать, маршировать? Слушайте, об этом вам расскажет музыка!

3. Слушание

Учитель: «Менуэт» Леопольда Моцарта, отца известного австрийско­го композитора Вольфганга Амадея Моцарта.

Учитель: Вошел один человек. Он танцует.

- Нет, их двое - мужчина и женщина. Они танцуют плавный танец.

- Правы те из вас, кто услышал в этой музыке интонации танца. А теперь попробуем ответить на вопрос: сколько людей танцуют этот танец: одни или двое? Послушаем эту мелодию.

- Проигрывается верхняя строчка «Менуэта».

Учитель: Кого изобразила эта музыка: мужчину или женщину?

Дети: Это девушка. Она молодая, красивая, нежная. Музыка звучит ласково. Девушка будто бы напевает.

Учитель: Правильно! Действительно, эта мелодия грациозная, изящная.

- А теперь послушаем другую мелодию. Кого она изображает?

- Звучит нижняя строчка «Менуэта».

Учитель: Это мужчина. Он двигается неторопливо. Он, наверное, ста­рый, ворчливый. В его мелодии низкие звуки.

Показ иллюстраций.

Учитель: Верно. Вы услышали и «увидели» в музыке танцующую пару - мужчину и молодую женщину.

Учитель: Как вы думаете, какой танец они танцуют - старинный или со­временный?

Дети: Старинный. Его танцуют неторопливо. Современные танцы зву­чат по-другому.

Учитель: Правильно. Этот танец называется менуэт, и танцевали его дав­но, в XVIII веке, обычно на балах. В то время менуэт называли королем танцев и танцем королей («менуэт» в переводе - маленький шаг, старин­ный французский танец, произошел от народного хороводного танца).

Учитель: Откройте учебник-тетрадь на с. 50 и вы увидите, как художник изобразил пару, танцующую менуэт.

Учитель: А теперь встанем около своих столов (стульев), и каждый из вас изобразит при помощи танцевальных движений «музыкальные пор­треты» героев менуэта. Девочки и мальчики, услышав окончание тан­ца, сделают реверанс - приседание с вежливым поклоном.

Звучит первая часть «Менуэта», дети создают пластичес­кий этюд.

Учитель: Можем ли мы сказать, что в каждой интонации спрятан человек.

Дети: Да.

4. Физкультминутка.

Исполнение попевки с движениями: 

1 ряд: «Бом… Бом…» (Большой колокол звучит низко, долго);

2 ряд: «Дин-дон, дин-дон…» (Средний колокол звучит умеренно);

3 ряд: «Дили-дили-дон-дон, дили-дили-дон-дон…» (Малый колокол звучит высоко, быстро).

5. Слушание и анализ - обсуждение музыкального произведения.

Учитель: Послушайте стихотворение А.Барто «Болтунья»


Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!




Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
"Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.

Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок".

Ну, я выбрала по фото...
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Я теперь до старости
В нашем классе староста.
А чего мне хочется?
Стать, ребята, летчицей.

Поднимусь на стратостате...
Что такое это, кстати?
Может, это стратостат,
Когда старосты летят?

А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

У меня еще нагрузки
По-немецки и по-русски.

Нам задание дано -
Чтенье и грамматика.
Я сижу, гляжу в окно
И вдруг там вижу мальчика.

Он говорит: "Иди сюда,
Я тебе ирису дам".
А я говорю: "У меня нагрузки
По-немецки и по-русски".

А он говорит: "Иди сюда,
Я тебе ирису дам".

А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

-Понравилось вам стихотворение?

- Да.

Учитель: О ком это стихотворение?

Дети: О девочке Лиде, которая любит всё выдумывать.

Учитель: А теперь послушайте вокальную миниатюр «Болтунья», которую написал С.Рахманинов.

Учитель: Вам понравилось это произведение?

- Какую особенность вы заметили?

Учитель: Особенностью музыкального прочтения стиха является чередование ско­роговорки с фразами: «Что болтунья Лида, мол, это Вовка выдумал...».

- Прослушаем ещё раз небольшой фрагмент.

- Такой приём повтора в музыке называется «Рондо».

- Рондо – это музыкальная форма, в основе которой лежит чередование главной темы с несколькими эпизодами, возникает как бы движение по кругу …

Учитель: Каково отношение авторов этого произведения, поэта и композитора, к его главной героине?

6.Разучивание музыкального произведения.

Учитель: А теперь мы с вами разучим шуточные народные песенки о Бабе-Яге:

- «Баба-Яга», детская песенка.

- Прослушаем её и выучим слова

Баба-Яга, костяная нога,

нос крючком, голова сучком

Не ходи за селом,

Не мети помелом;

Не стучи ступкою,

Не тряси клюшкою.

- «Баба-Яга», песенка-дразнилка, обр. М.Иорданского.

Бабка-ёжка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала.

А потом и говорит: «У меня нога болит».

Пошла на улицу, раздавила курицу.

Пошла на базар, раздавила самовар.

Пошла на лужайку, испугала зайку.

7.Домашнее задание.

Учитель: Нарисовать рисунок Баба - Яга

Спасибо, за урок. Вы были все молодцы! До свидания!