Конспект урока музыки в 1 классе по теме: «Музыкальные портреты»
УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С
Раздел: «Музыка и ты»
Тема «Музыкальные портреты»
Тип урока: получение новых знаний
Форма организации учебной деятельности: работа всего класса, в группах, парах, индивидуально.
Виды деятельности обучающихся: слушание музыки, пение, музыкально-пластическое движение
Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ
Цель: выяснить каково отношение авторов к своей героине или героям
Задачи урока:
Обучающие: Связать жизненные впечатления детей с музыкальными образами в произведениях Чайковского, Моцарта, Прокофьева.
Развивающие: Уметь на слух определить характер и настроение музыки, соединение слуховых впечатлений детей со зрительными.
Воспитывающие: Воспитывать умение чутко вслушиваться в музыкальную ткань произведения.
Музыкальный материал:
«Баба-Яга» из «Детского альбома»П.Чайковского;
«Менуэт» Л.Моцарта;
«Болтунья» С.Прокофьева;
«Баба-Яга», детская песенка;
«Баба-Яга», песенка-дразнилка, обр. М.Иорданского.
Ход урока
1. Организационный момент.
Введение в тему:
- Тихо, тихо сядем рядом –
Входит Музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг:
Пляшут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки
Тают в дымке голубой…
Это Музыка торопит и ведет нас за собой.
Учитель: Ребята, давайте представим, что сегодня к нам на урок пришли незнакомцы. А портреты их нам будет рисовать музыка.
- А вы должны будете узнать, кто они обычные люди, наши современники или персонажи сказок.
2. Углубление темы урока.
Учитель: Послушайте внимательно музыку.
Звучит пьеса «Баба-Яга» из «Детского альбома» П. Чайковского.
- В каком характере звучит музыка?
- Зловещий, таинственный, громкий, грозный характер.
- Какая здесь мелодия?
Учитель: Мелодия состоит из коротких фраз, их окончание подчеркнуто акцентами.
- О ком она рассказывает?
- О ком-то страшно.
- Какой характер у этого незнакомца?
(Предположительные ответы детей).
- Ребята выберите определения характера музыки, которые предложены на с. 50 под № 1 учебника-тетради.
- Попробуйте дать сами название этой пьесе.
Наиболее удачные названия записываются на доске.
- А композитор П.И.Чайковский назвал, своё сочинение - «Баба-Яга».
- Наверняка композитор знал и любил страшные сказки о злой, коварной, опасной для людей колдунье, поэтому ему удалось создать такой яркий музыкальный портрет.
Показ иллюстраций.
Вывод:
- Итак, первым в класс вошла известная всем по русским народным сказкам Баба-Яга, её вы узнали по зловещим, таинственным интонациям музыки, громким, грозным звукам, резким акцентам.
- А теперь в класс войдут новые герои. Сколько их - один? Два? Что они будут делать - петь, танцевать, маршировать? Слушайте, об этом вам расскажет музыка!
3. Слушание
Учитель: «Менуэт» Леопольда Моцарта, отца известного австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта.
Учитель: Вошел один человек. Он танцует.
- Нет, их двое - мужчина и женщина. Они танцуют плавный танец.
- Правы те из вас, кто услышал в этой музыке интонации танца. А теперь попробуем ответить на вопрос: сколько людей танцуют этот танец: одни или двое? Послушаем эту мелодию.
- Проигрывается верхняя строчка «Менуэта».
Учитель: Кого изобразила эта музыка: мужчину или женщину?
Дети: Это девушка. Она молодая, красивая, нежная. Музыка звучит ласково. Девушка будто бы напевает.
Учитель: Правильно! Действительно, эта мелодия грациозная, изящная.
- А теперь послушаем другую мелодию. Кого она изображает?
- Звучит нижняя строчка «Менуэта».
Учитель: Это мужчина. Он двигается неторопливо. Он, наверное, старый, ворчливый. В его мелодии низкие звуки.
Показ иллюстраций.
Учитель: Верно. Вы услышали и «увидели» в музыке танцующую пару - мужчину и молодую женщину.
Учитель: Как вы думаете, какой танец они танцуют - старинный или современный?
Дети: Старинный. Его танцуют неторопливо. Современные танцы звучат по-другому.
Учитель: Правильно. Этот танец называется менуэт, и танцевали его давно, в XVIII веке, обычно на балах. В то время менуэт называли королем танцев и танцем королей («менуэт» в переводе - маленький шаг, старинный французский танец, произошел от народного хороводного танца).
Учитель: Откройте учебник-тетрадь на с. 50 и вы увидите, как художник изобразил пару, танцующую менуэт.
Учитель: А теперь встанем около своих столов (стульев), и каждый из вас изобразит при помощи танцевальных движений «музыкальные портреты» героев менуэта. Девочки и мальчики, услышав окончание танца, сделают реверанс - приседание с вежливым поклоном.
Звучит первая часть «Менуэта», дети создают пластический этюд.
Учитель: Можем ли мы сказать, что в каждой интонации спрятан человек.
Дети: Да.
4. Физкультминутка.
Исполнение попевки с движениями:
1 ряд: «Бом… Бом…» (Большой колокол звучит низко, долго);
2 ряд: «Дин-дон, дин-дон…» (Средний колокол звучит умеренно);
3 ряд: «Дили-дили-дон-дон, дили-дили-дон-дон…» (Малый колокол звучит высоко, быстро).
5. Слушание и анализ - обсуждение музыкального произведения.
Учитель: Послушайте стихотворение А.Барто «Болтунья»
Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
"Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.
Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок".
Ну, я выбрала по фото...
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Я теперь до старости
В нашем классе староста.
А чего мне хочется?
Стать, ребята, летчицей.
Поднимусь на стратостате...
Что такое это, кстати?
Может, это стратостат,
Когда старосты летят?
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
У меня еще нагрузки
По-немецки и по-русски.
Нам задание дано -
Чтенье и грамматика.
Я сижу, гляжу в окно
И вдруг там вижу мальчика.
Он говорит: "Иди сюда,
Я тебе ирису дам".
А я говорю: "У меня нагрузки
По-немецки и по-русски".
А он говорит: "Иди сюда,
Я тебе ирису дам".
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
-Понравилось вам стихотворение?
- Да.
Учитель: О ком это стихотворение?
Дети: О девочке Лиде, которая любит всё выдумывать.
Учитель: А теперь послушайте вокальную миниатюр «Болтунья», которую написал С.Рахманинов.
Учитель: Вам понравилось это произведение?
- Какую особенность вы заметили?
Учитель: Особенностью музыкального прочтения стиха является чередование скороговорки с фразами: «Что болтунья Лида, мол, это Вовка выдумал...».
- Прослушаем ещё раз небольшой фрагмент.
- Такой приём повтора в музыке называется «Рондо».
- Рондо – это музыкальная форма, в основе которой лежит чередование главной темы с несколькими эпизодами, возникает как бы движение по кругу …
Учитель: Каково отношение авторов этого произведения, поэта и композитора, к его главной героине?
6.Разучивание музыкального произведения.
Учитель: А теперь мы с вами разучим шуточные народные песенки о Бабе-Яге:
- «Баба-Яга», детская песенка.
- Прослушаем её и выучим слова
Баба-Яга, костяная нога,
нос крючком, голова сучком
Не ходи за селом,
Не мети помелом;
Не стучи ступкою,
Не тряси клюшкою.
- «Баба-Яга», песенка-дразнилка, обр. М.Иорданского.
Бабка-ёжка, костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала.
А потом и говорит: «У меня нога болит».
Пошла на улицу, раздавила курицу.
Пошла на базар, раздавила самовар.
Пошла на лужайку, испугала зайку.
7.Домашнее задание.
Учитель: Нарисовать рисунок Баба - Яга
Спасибо, за урок. Вы были все молодцы! До свидания!