СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 1 классе по теме "Золотая осень"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока музыки в 1 классе по программе В. В. Алеева "Золотая осень"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 1 классе по теме "Золотая осень"»

Конспект урока музыки

1 класс, 1 четверть 4 урок


Тема: «Краски осени».


Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний, с использованием межпредметных связей.


Краткое описание:

Продолжим путешествие в мир музыки «Музыка, музыка всюду нам слышна» через восприятие, разучивание и исполнение песен.


Цель урока:

углубление понимания художественного образа осени- поэтического, музыкального, живописного; отражение пережитых мыслей, чувств, настроений, навеянных осенью, в творчестве композиторов, поэтов, художников; расширение нравственно- эстетического восприятия родной природы.

Задачи:

- воспитывать любовь к родной природе, к земле, на которой родились и живем через произведения искусства и собственный чувственный мир;

- формировать у учащихся мысли, чувства, переживания, которые возникают при соприкосновении с музыкальным материалом;

- развивать чувство ритма, вокально-хоровые навыки.


Методы работы:

активный диалог, частично-поисковый, метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки, интонационно-стилевого постижения музыки, игра, метод создания художественных «композиций»


Ход урока


Организационный момент.

Звучит музыка: русская народная песня «Осень».


О каком времени года пелось в песни?


Многие наверно уже догадались, а кто не догадался – я вам немного помогу – загадаю загадку.

«Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я … (Осень).


Сегодня мы будем говорить об осени. Познакомимся с музыкой Чайковского П.И. «Осенняя песнь», со стихотворением Твардовского А.Т., Плещеева А.Н., которое так и называются «Осень». Будем разучивать песню «Осень», понаблюдаем, как одно и то же явление изображают композиторы, художники и поэты.


Объявление темы урока: «Краски осени».


Вы уже знаете о народных приметах, ведь в природе ничего не происходит просто так. С давних пор человек замечал периодические изменения в жизни природы. Необходимость в таких наблюдениях диктовалась повседневными хозяйственными нуждами.


Назовите приметы осени.


Дети: Одна из первых примет осени – желтые листья, увядшая трава, ночь длиннее, день короче, птицы на юг улетают, часто идет дождь.

В народе подмечали: «Если снег выпадает, когда деревья еще не сбросили листву, то он скоро растает». В лесу много рябины - осень будет дождливая. Большой урожай рябины - к большим морозам.

Много пословиц придумали люди об осени, составьте пословицу из данных слов. одна ягода Осенью горькая да и то рябина (карточки с этими словами расположены на доске).

Дети: составляют пословицу. Осенью одна ягода, да и то горькая рябина.

1 сентября в старину народ отмечал Новый год. Вечером в печи огонь тушили и выгребали все угольки, а как только начинала заниматься заря, разжигали новый огонь, и в доме становилось теплее. Праздники проходили весело с песнями да плясками. Мы сейчас наши пальцы тоже заставим двигаться под народные мелодии песен.


Пальчиковые игры.

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья берёзы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («Шагают» по столу средним и указательным пальцем.)


«Осень»

Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой,

Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на стол)

Ветер бросил на тропинку.


Разучивание песни.

«Скворушка прощается»

Песню нужно исполнять легко, мягко. Способ звуковедения – легато. Дыхание следует брать равномерно перед каждой фразой (через 2 такта), мягко, но активно.


Работа над дикцией.

А сколько скороговорок придумал народ! Вот одна из них: «Рубили дроворубы сыры дубы на срубы» – процесс творчески вариативный (развитие артикуляционного аппарата).


Игра «Сильный дождь». Учащиеся произносят фразу, отбивают ритм

(2 человека, затем еще 2 человека так в игру включается весь класс, происходит постепенное нарастание звука).


Давайте посмотрим, как осень изображают художники.


(На доске картина с изображением осени) Левитана И.И. «Золотая осень».

Картину родной природы особенно чувствуют художники. Посмотрите на эти картины (иллюстрации учебника) В. Ван Гог» Тополиная аллея осенью», Поленов В.Д. «Золотая осень», Грабарь И.И. «Рябинка». Осень на них изображена разной: грустной и веселой, солнечной и пасмурной, золотой и серой.


Есть картина, которая мне очень нравится. Постарайтесь по моему описанию понять, что это за картина.

Перед нами расстилается земля, покрытая уже побуревшей травой. Осень-шалунья нарядила березы в желтый наряд. А у рябины красные гроздья висят. Река спокойно несет свои воды меж невысоких берегов. Правильно, это картина Грабаря И.И. «Рябинка». Какое чувство она вызывает?

Дети: (Радостное).

Осень в стихах поэтов.


Природа. Ее рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников – краски, у поэтов – слова.


Сыплются с дерева листья поблекшие,

В поле, желтея, поникли кусты;

По небу тучи плывут бесконечные...

Осень докучная!.. Да, это ты! (А. Плещеев)


Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса. ( А.С. Пушкин)


Физминутка

«Ветер подул: «У-у-у (все дуют)

Кусты низко нагнул (наклоняются)

Листья запорхали (машут руками)

Как бабочки на карнавале (кружатся).


Слушание музыки

Сядьте «поудобнее», постарайтесь во время слушания музыки увидеть те картины осени, которые рисует звуками композитор

Чайковский П.И. в цикле пьес Времена года «Осенняя песнь» Октябрь.

Чайковский П.И. русский композитор, чья музыка богата песенными интонациями. Он говорит с нами языком звуков. С помощью их композитор рисует картину золотой осени.

Дети: слушают музыку.

Учитель: задает вопросы.

1. Какая осень изображена в музыке?

2. Что вы увидели, пока слушали музыку?

3. Мелодия по характеру, какая?


4. Назовите осенние месяцы.


К осенним месяцам относятся сентябрь, октябрь, ноябрь.

Выделите первые звуки, составьте слово, какое слово получилось.


СОН - осенью природа как бы засыпает. По народному календарю осенние месяцы называли (грудень, зоревник листопад, ревун, хмурень).

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, а снизу метет.


Ритмопластика – пение с движениями.

Хорошо нам было сегодня шагать по осенним тропинкам, но наш урок подошел к концу.


Итог урока


На уроке мы с вами пели и слушали песни. Проследили, как одно и то же явление природы изображают композиторы, художники, поэты.

Какими красками можно изобразить осень?

Дети: (красными, желтыми).

А если дождь, слякоть?

Дети: (синими, серыми).

Что нового узнали?

Дети: (Познакомились с новыми словами, приметами, скороговорками музыкой Чайковского П.И.)

Какое у вас было сегодня настроение? Почему?

Ответы детей.

Вывод: Наш урок заканчивается, но жизнь продолжается. За осенью придёт зима, которая будет радовать новыми красками. А пока еще осталось несколько деньков осени. Вслушайтесь в песню осени, всмотритесь в ее краски, и вы услышите, о чем шелестит последний упавший лист, о чем шепчут первые упавшие снежинки.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!