СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 5 классе. Тема: "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки в 5 классе. Тема: "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 5 классе. Тема: "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"»

Конспект урока музыки в 5 классе. Тема «Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве».

Цели урока:

Обучающая: сформировать представления о колокольном звоне как явлении музыкального искусства;

Развивающая: развить эмоциональную отзывчивость на колокольный звон;

Мотивационная: пробудить интерес к изображению колоколов в изобразительном искусстве.

Задачи:

-Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; любовь к Родине; учебно-познавательный интерес к новому материалу.

-Метапредметные:

регулятивные: дети учатся слушать вопросы и отвечать на них; понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы; развитие умения осмысливать полученную информацию; формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность

коммуникативные: формирование умения излагать свою точку зрения; выражать свое мнение о музыке, понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке; участие в коллективном пении.

познавательные: дети учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства; обобщать. Учатся моделировать ритмическое сопровождение из предложенных ритмов; развивать ассоциативно-художественное восприятие

-Предметные: пробуждать интерес к православной культуре, духовному наследию русского народа, изучать новые музыкальные понятия, учить различать основные виды колокольного звона; расширять представление детей о назначении колоколов; эмоционально и осознанно воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями.

Форма урока: урок-беседа, основанный на индивидуальных исследованиях учащихся и проектной деятельности.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Новые музыкальные понятия: кампанелла, звонница, звонарь, колокольня, перезвон, благовест, трезвон.

Оборудование:

• мультимедиа аппаратура;

• компьютер;

  • рояль.

Музыкальный материал:

• звоны – благовест, трезвон, перезвон;

• М. П. Мусоргский – «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов»;

С.В. Рахманинов «Сюита для двух фортепиано»

• Е. Крылатов, Ю. Энтин – «Колокола»;

• А. Морозов – «Малиновый звон».

Предварительная работа:

Учащиеся распределены по группам (опережающие задания) :

1. познакомить с историей Царь-колокола;

2. найти информацию о колоколе – инструменте симфонического оркестра;

3. сообщения о колокольном звоне.

Ход урока:

Со звонком учащиеся занимают свои места.

Вступительное слово учителя.

1 слайд (на фоне звучания колоколов – фото колоколов) .

Учитель (читает стихотворение) :

Музыка над городом плывёт
Радостно, торжественно, красиво…
Колокольный звон…. Какая сила!
Чистый звук, что за душу берёт.

Звон плывёт, взмывая в облака,
Он, как свет: прозрачный и хрустальный.
И парит над миром чудо, тайна,
Возродившись к жизни на века.

Учитель:

Как хорошо в этих стихах поэтесса Татьяна Лаврова передала ощущение радости и торжественности!

Наш сегодняшний урок будет посвящён замечательному явлению в русской культуре – колокольному звону.

Скажите, можно ли назвать колокола музыкальным инструментом?

Ответы учащихся.

Учитель:

Когда звонят колокола, то в их звоне можно услышать мелодию.

Как вы считаете, колокольный звон появился давно или совсем недавно?

Ответы учащихся.

Учитель:

Сегодня на уроке мы выясним, когда появился колокольный звон, где он звучал, какое место он занимал и занимает в жизни нашего соотечественника.

Тема нашего урока – «Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве».

2 слайд (тема урока) .

3 слайд (изображение колоколов) .

Учитель:

Колокола появились на Руси ещё в древние времена. По преданию, в IV веке один монах, живший в Италии, заболел и пошёл в лес за лечебными травами. Устав он прилёг на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать.

Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается колокольчик. И монах решил, что именно голос цветка помог ему.

Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив её из металла.

По-итальянски цветок - «кампана». От этого слова происходит название предмета, созданного монахом, - кампанелла, по-русски – колокольчик.

На Руси отлив колоколов поначалу заказывали иностранцам – мастерам из Европы. Однако в конце XV века русские мастера сами овладели секретом изготовления кампанелл, да так быстро продвинулись в своём мастерстве, что превзошли своих западных коллег и по красоте, и по качеству звона колоколов.

Учитель:

Как вы думаете, для чего первоначально служили колокола?

В связи с чем люди Древней Руси звонили в колокол?

Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам.

Звоном оповещали о какой–либо опасности: приближении неприятеля, пожаре (набатный колокол) .

Звоном собирали народ на народное собрание-вече.

В трагические для Родины дни звоном созывали народ на защиту Отечества.

Учитель:

Как вы думаете, где размещают колокола?

Ответы учащихся.

Учитель:

Для колоколов строят специальные сооружения, их называют колокольни, или звонницы.

Почему колокольня – понятно, а почему звонница?

Ответы учащихся.

Учитель:

Потому что оттуда льётся звон.

Как называют человека, который звонит в колокол?

Ответы учащихся.

Учитель:

Звонарь.

Колокольни строили высокими, и поэтому звон колоколов был хорошо слышен на большом расстоянии. Самая известная колокольня в России находится на территории Московского Кремля, это колокольня Ивана Великого.

4 слайд (изображение колокольни Ивана Великого) .

Учитель:

Строительство колокольни - очень трудное дело.

Звонницы – это деревянные щиты под навесом, куда прикреплялись наборы колоколов разного размера, каждый из которых звенел своим собственным голосом.

На колокольне Ивана Великого в 4-х ярусах находятся 37 колоколов!

Существует легенда, что когда Наполеон вступил в Москву, то решил он взорвать колокольню Ивана Великого. По его приказанию под неё подложили большое количество пороха и подожгли. Раздался взрыв, колокольня взлетела вверх, а затем опустилась на прежнее место, целая и невредимая.

Учитель:

А знаете ли вы, как изготавливают колокола? Из какого металла?

Ответы учащихся.

5 слайд (изображение – плавка колоколов)

Учитель:

В огромной яме сооружали кирпичный «болван» и глиняную форму. Рядом в печи плавили медь. Только за 10-15 минут до окончания отливки к меди добавляли олово. Некоторые мастера бросали в растопленную печь серебряные монеты. Несколько работников, раскачав рычаг, пробивали в плавильной печи отверстие, из которого вырывался раскалённый металл. Стекая по желобам, он заполнял форму. Если часть меди проливалась и её не хватало на всю форму, вся работа пропадала даром.

Чтобы отливке колокола не повредили козни нечистой силы, перед литьём распускали самые невероятные слухи. Считалось: чем нелепее слух, тем звонче будет колокол.

6 слайд (изображение литейного завода) .

Учитель:

А знаете ли вы, какой колокол самый большой?

Ответы учащихся.

Учитель:

Пусть о Царь-колоколе расскажет 1 исследовательская группа.

7 слайд (изображение, фото XIX века) .

Сообщения учащихся.

Учитель:

К колоколам на Руси относились как к живым существам.

8 слайд (изображение – части колокола) .

Учитель:

Колоколам давали имена и прозвища: Гавриил, Ревун, Широкий, Медведь, Сысой, Лебедь, Глухой.

Как вы думаете, с чем связаны имена колоколов?

Ответы учащихся.

Учитель:

С характером звука – у каждого колокола свой неповторимый голос, тембр.

От чего зависит тембр колокола?

Ответы учащихся.

Учитель:

От размера. Действительно, размер определяет высоту и силу звучания колокола. Большие колокола имеют густой и мощный звук, маленькие, изящные звенят нежно и звонко.

И звоны колоколов бывают разные. От чего они зависят?

Ответы учащихся.

Учитель:

От церковного события.

Различают, главным образом, два рода звонов: благовест и собственно звон.

Благовест – одиночные удары в большой колокол. Возвещает о начале богослужения. Благовест – это название звона, а не колокола. Колокол, в который производят благовест, называется благовестником.

9 слайд (изображение колокола, звучание благовеста) .

Учитель:

Сейчас вы услышите собственно звон, а это – трезвон, перезвон, перебор.

Трезвон – несколько одновременно звонящих колоколов.

10 слайд (изображение колоколов, звучание трезвона) .

Перезвон – поочерёдные удары (от одного до семи в каждый колокол) от большого колокола к малым.

11 слайд (изображение колоколов, звучание перезвона) .

Учитель:

Перед воскресными службами, а также в праздничные дни за благовестом следует трезвон в несколько колоколов. Перед освящением воды в престольные праздники звучит перезвон, начиная с большого и кончая самым маленьким колоколом.

Как вы думаете, могут ли композиторы использовать звучание колоколов при создании музыкальных произведений?

Ответы учащихся.

Учитель:

Для этого был придуман специальный инструмент, в состав которого входит набор колоколов, разных по своему звучанию – от звонкого, лёгкого до басовитого, гудящего. Этот музыкальный инструмент так и назвали: колокол. Он входит в состав симфонического оркестра.

12 слайд (изображение инструмента) .

Учитель:

Об оркестровом колоколе нам расскажет представитель другой исследовательской группы.

Сообщение учащихся.

Учитель:

Колокольный звон имел очень большое значение для русской музыки.

Звоны можно услышать в операх М. П. Мусоргского «Борис Годунов», А. П. Бородина «Князь Игорь», в кантате С. С. Прокофьева «Александр Невский», в опере М. И. Глинки «Иван Сусанин».

Сегодня мы с вами послушаем «Великий колокольный звон» из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов».

13 слайд (портрет композитора, звучание фрагмента) .

Учитель:

К колоколам в давние времена относились, как к людям, они тоже имели свою судьбу.

Послушаем сообщения 3 исследовательской группы.

Сообщение учащихся.

14 слайд (изображение – валдайские колокольчики) .

Учитель:

Есть в колокольном звоне что-то раздольное, богатырское, созвучное душе русского человека. Он возвещал о рождении и смерти, о начале дня и его завершении, о всех значительных событиях в жизни человека.

В странах Западной Европы колокольный звон часто использовался для организации быта людей. Об этом говорят факты:

В Италии имелся так называемый «Хлебный колокол». С его ударом хозяйки ставили тесто.

Под «Колокол чистоты» в Германии начинали свой день дворники.

Во Франции колокол «Торговка рыбой» давал сигнал к открытию рыбных лавок.

«Процентный колокол» в Германии указывал на срок уплаты долгов.

«Колокол позора» извещал о банкротстве купцов.

«Колокол бедного грешника» созывал народ на казнь преступника.

Теперь, ответьте мне на вопрос: чем же были и стали колокола для нашего соотечественника?

Ответы учащихся.

Учитель:

Послушаем сюиту для двух фортепиано С.В. Рахманинова

15 слайд (портрет композитора, звучание фрагмента)

Учитель: Два фортепиано прекрасно имитируют звучание колоколов. Колокола, как голос с неба. Колокольный звон стал мерилом праведности и добра. Встречать колокольным звоном кого-либо считалось величайшей честью. Колокола – это символ России.

16 слайд (картина Левитана «Вечерний звон», звучание фрагмента русской народной песни «Вечерний звон»)

Учитель:

Могла бы эта песня для художника стать импульсом к написанию картины?

Ученики соглашаются, мотивируя это тем, что настроение песни и картины располагает к раздумью, воспоминаниям, светлой грусти. Ученики выбирают созвучные смыслу картины строки: «Как много дум наводит он…», « И многих нет теперь в живых…» , « О юных днях в краю родном, где я любил, где отчий дом…»

Учитель:

Что сближает старинную русскую песню «Вечерний звон» и картину Левитана «Вечерний звон»?

Учащиеся: Образ Родины, раздумья, о родной земле, любовь и печаль.

В результате анализа картины «Вечерний звон» Левитана и песни «Вечерний звон» ученики должны быть подведены главному: изумиться простоте и ясности выразительных средств, которые выражают сложное душевное состояние.

Исполнение песни «Колокола» Е. Крылатова, Ю. Энтина.

17 слайд (текст).

Учитель:

В наше время любовь к колокольным звонам не угасла. По народным поверьям, влиянию ночного церковного колокола не могут противостоять нечистые силы, теряет силу всякое злое волшебство и гадание.

Учёные установили, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы. Звоном встречают и провожают прибывших в храм на венчание молодых, считается, что звон отгоняет от них нечистую силу и дарит долгую, счастливую жизнь.

Говорят: «Когда звонишь в колокол, душа становится светлее».

Сейчас специально устраивают концерты и праздники колокольной музыки, на которые приезжают любители этого прекрасного искусства.

Чаще всего такие праздники устраивают в городах, которые принято называть «Золотым кольцом России»: Суздаль, Владимир, Ростов Великий и т. д.

Целый день в городе звучат колокола, и над родной землёй плывут волшебные колокольные переливы.

Мне хочется, чтобы и у нас в классе зазвучал красивый Малиновый звон.

18 слайд (изображение, звучание звона) .

Итоги урока.