СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Мышление и сознание. Речь."

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Мышление и сознание. Речь."»

Конспект урока

Учитель:

Предмет: биология

Дата проведения:

урока: 40 Класс: 9-А, 9-Б, 9-В, 9-К

Тема урока: « Мышление и сознание. Речь».

Цель урока: сформировать представление о функциях головного мозга человека: сознании и мышлении, о сигнальных системах и речи, их роли в развитии деятельности головного мозга; об уровнях высшей нервной деятельности человека.

Задачи урока: установить особенности высшей нервной деятельности человека; выяснить значение речи, сознания и мышления в становлении поведения человека; раскрыть роль рассудочной деятельности в развитии мышления и сознания.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    определения понятий «сознание», «мышление», «функциональная асимметрия мозга», «первая сигнальная система», «вторая сигнальная система»;

—    значение сознания, мышления и речи (слова) в развитии деятельности головного мозга;

—    особенности и функции первой и второй сигнальных систем;

—    уровни сознания, фазы мышления, их определения и признаки;

—    уровни высшей нервной деятельности человека; признаки сходства и отличия ВНД человека и животных.

Учащиеся должны уметь:

—    объяснять роль речи в жизни человека;

—    сравнивать сигнальные системы, ВНД человека и животных и формулировать выводы;

—    давать характеристику уровней сознания, фаз мышления;

—    показывать распределение функций между полушариями головного мозга человека, связь мышления с формированием и развитием речи.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    работать с учебником, рабочей тетрадью, материалами ЦОР, научно-популярной литературой;

—    находить и анализировать источники биологической информации, вести поиск ответов на вопросы в тексте учебника, готовить сообщения и грамотно излагать их перед одноклассниками;

—    осваивать познавательные, коммуникативные и регулятивные учебные действия;

—    использовать некоторые методические приемы и формы организации обучения, способствующие качественному усвоению нового материала и развитию мышления учащихся.

Личностные результаты обучения:

—    познавательный интерес к раскрытию роли речи (слова), сознания, мышления в развитии деятельности головного мозга человека, формировании его высшей нервной деятельности;

—    чувство гордости за отечественную науку, ее фундаментальные достижения в области открытия основ высшей нервной деятельности человека, в том числе биологических ритмов деятельности головного мозга;

—    ответственное отношение к учению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению.

Основные виды деятельности учащихся:

—    определяют понятия «сознание», «мышление», «сигнальные системы», «асимметрия мозга»;

—    раскрывают значение речи (слова), сознания, мышления для развития ВНД человека;

—    характеризуют сигнальные системы, уровни сознания и фазы мышления;

—    сравнивают ВНД человека и животных, делают выводы об уникальности ВНД человека, путях и направлениях ее совершенствования;

—    раскрывают роль рассудочной деятельности в развитии мышления и сознания.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: учебник; компьютер; набор ЦОР; наглядные пособия «Нервная система», «Головной мозг человека».

Ход урока

В чем уникальность высшей нервной деятельности человека?

I. Проверка знаний

1.    Опрос «Цепочка» по вопросам и заданиям рубрики «Проверьте свои знания».    Проверка выполнения задания в рабочей тетради.

3.    Заранее подготовленные сообщения учащихся на темы: «Нарушения и расстройства сна», «Гипноз и его значение», «Сновидения. Вещие сны». (Обсуждение сообщений, ответы на вопросы.)

II. Изучение нового материала

1.    Рефлекторные основы высшей нервной деятельности. Особенности высшей нервной деятельности человека. Сходство и разичия высшей нервной деятельности человека и животных. Введение в тему — рассказ учителя. Беседа о сходстве и различиях высшей нервной деятельности человека и животных — поиск ответов в тексте на с. 245—246 учебника. Первая и вторая сигнальные системы.

2.    Функции человеческого мозга. Сознание человека, уровни сознания. Рассказ учителя с привлечением материалов ЦОР. Работа учащихся с материалом учебника. Заполнение таблицы «Уровни сознания». Критерии сознания.

Беседа: «Почему сознание есть высшая функция человеческого мозга?» Формулирование вывода.

III. Задания для самостоятельной работы

1)    Выясните в ходе работы роль слова в жизни человека и животных.

2)    Найдите и изучите информацию об особенностях и функциях сигнальных систем.

3)    Охарактеризуйте роль труда в появление слова и речи, осознанных действий.

4)    Выпишите в словарь определения понятий «речь», «слово», «сигнальная система».

4.    Мышление. Особенности мышления, его развитие. Функциональная асимметрия мозга. Рассказ учителя с элементами беседы

IV.    Домашнее задание п.32, 33, повт. п.13.

Ответить на вопросы и выполнить задания. Подготовить реферат на тему «Психика и поведение человека: роль обучения и воспитания».

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!