Конспект урока
Учитель:
Предмет: биология
Дата проведения:
№ урока: 40 Класс: 9-А, 9-Б, 9-В, 9-К
Тема урока: « Мышление и сознание. Речь».
Цель урока: сформировать представление о функциях головного мозга человека: сознании и мышлении, о сигнальных системах и речи, их роли в развитии деятельности головного мозга; об уровнях высшей нервной деятельности человека.
Задачи урока: установить особенности высшей нервной деятельности человека; выяснить значение речи, сознания и мышления в становлении поведения человека; раскрыть роль рассудочной деятельности в развитии мышления и сознания.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— определения понятий «сознание», «мышление», «функциональная асимметрия мозга», «первая сигнальная система», «вторая сигнальная система»;
— значение сознания, мышления и речи (слова) в развитии деятельности головного мозга;
— особенности и функции первой и второй сигнальных систем;
— уровни сознания, фазы мышления, их определения и признаки;
— уровни высшей нервной деятельности человека; признаки сходства и отличия ВНД человека и животных.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять роль речи в жизни человека;
— сравнивать сигнальные системы, ВНД человека и животных и формулировать выводы;
— давать характеристику уровней сознания, фаз мышления;
— показывать распределение функций между полушариями головного мозга человека, связь мышления с формированием и развитием речи.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью, материалами ЦОР, научно-популярной литературой;
— находить и анализировать источники биологической информации, вести поиск ответов на вопросы в тексте учебника, готовить сообщения и грамотно излагать их перед одноклассниками;
— осваивать познавательные, коммуникативные и регулятивные учебные действия;
— использовать некоторые методические приемы и формы организации обучения, способствующие качественному усвоению нового материала и развитию мышления учащихся.
Личностные результаты обучения:
— познавательный интерес к раскрытию роли речи (слова), сознания, мышления в развитии деятельности головного мозга человека, формировании его высшей нервной деятельности;
— чувство гордости за отечественную науку, ее фундаментальные достижения в области открытия основ высшей нервной деятельности человека, в том числе биологических ритмов деятельности головного мозга;
— ответственное отношение к учению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению.
Основные виды деятельности учащихся:
— определяют понятия «сознание», «мышление», «сигнальные системы», «асимметрия мозга»;
— раскрывают значение речи (слова), сознания, мышления для развития ВНД человека;
— характеризуют сигнальные системы, уровни сознания и фазы мышления;
— сравнивают ВНД человека и животных, делают выводы об уникальности ВНД человека, путях и направлениях ее совершенствования;
— раскрывают роль рассудочной деятельности в развитии мышления и сознания.
Тип урока: комбинированный.
Средства обучения: учебник; компьютер; набор ЦОР; наглядные пособия «Нервная система», «Головной мозг человека».
Ход урока
В чем уникальность высшей нервной деятельности человека?
I. Проверка знаний
1. Опрос «Цепочка» по вопросам и заданиям рубрики «Проверьте свои знания». Проверка выполнения задания в рабочей тетради.
3. Заранее подготовленные сообщения учащихся на темы: «Нарушения и расстройства сна», «Гипноз и его значение», «Сновидения. Вещие сны». (Обсуждение сообщений, ответы на вопросы.)
II. Изучение нового материала
1. Рефлекторные основы высшей нервной деятельности. Особенности высшей нервной деятельности человека. Сходство и разичия высшей нервной деятельности человека и животных. Введение в тему — рассказ учителя. Беседа о сходстве и различиях высшей нервной деятельности человека и животных — поиск ответов в тексте на с. 245—246 учебника. Первая и вторая сигнальные системы.
2. Функции человеческого мозга. Сознание человека, уровни сознания. Рассказ учителя с привлечением материалов ЦОР. Работа учащихся с материалом учебника. Заполнение таблицы «Уровни сознания». Критерии сознания.
Беседа: «Почему сознание есть высшая функция человеческого мозга?» Формулирование вывода.
III. Задания для самостоятельной работы
1) Выясните в ходе работы роль слова в жизни человека и животных.
2) Найдите и изучите информацию об особенностях и функциях сигнальных систем.
3) Охарактеризуйте роль труда в появление слова и речи, осознанных действий.
4) Выпишите в словарь определения понятий «речь», «слово», «сигнальная система».
4. Мышление. Особенности мышления, его развитие. Функциональная асимметрия мозга. Рассказ учителя с элементами беседы
IV. Домашнее задание п.32, 33, повт. п.13.
Ответить на вопросы и выполнить задания. Подготовить реферат на тему «Психика и поведение человека: роль обучения и воспитания».