Дата проведения урока: 28.02.19
Номер урока по КТП: 114
Класс, в котором проводится урок: 6-А
Тема урока: Глагол как часть речи
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Планируемые результаты:
личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
метапредметные: применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
предметные: знать, что представляет из себя глагол как часть речи. Уметь его распознавать в тексте. Правильно употреблять в речи.
Оборудование урока: учебник, наглядность, тетрадь
ПЛАН УРОКА
-
Организационный момент
Добрый день, уважаемые гости и ребята!
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем
И урок скорей начнём.
-
Актуализация опорных знаний
Запись слов под темой урока.
УПРАЖНЕНИЕ «ВЕРНО – НЕВЕРНО». (учащиеся записывают только правильные ответы, затем результаты проецируются на проекторе, осуществляется самопроверка).
1. Глагол – это служебная часть речи.
2. Глагол обозначает действие предмета.
3. Все глаголы изменяются по лицам, числам и родам.
4. Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?
5. Глагол – склоняемая часть речи.
6. В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.
7. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.
8. У глаголов есть суффиксы - ся и - сь.
-
Объявление темы и целеполагание.
Ребята, посмотрите на изображения, что делают люди на картинках? А какая часть речи обозначает действие?
Значит, о чем мы сегодня будем говорить? Какие цели и задачи поставим перед собой?
-
Объяснение новой темы
Объяснение теоретического материала учебника.
Сказочная заставка "Глагол и его друзья" (чтение учителем)
"Жил был Глагол. И вот однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую-нибудь пользу людям. И пошел он по белу светы счастье искать. Шел, шел, видит - сидит Существительное на камушке и плачет.
- Что ты так пригорюнилось?
- Да вот, живу-живу, а для чего - не знаю. Никакой пользы не приношу.
- Пойдем вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде.
Шли, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое.
- Что ты кручинишься, Прилагательное?
- Не к чему мне свои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где.
- Пойдем с нами счастье искать.
Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике
О чём мы узнали из сказки? Что нам уже известно о глаголе
-
Физкультминутка
Игра с мячом.
Ребята, я называю слово, кому брошу мяч, тот должен к сказанному глаголу подобрать слово, противоположное по значению.
6.Закрепление изученного материала
Работа с учебником.
А) Выполнение упражнений 494, 495
Б) Игра «Образуй глагол» (устно)
Учитель вывешивает существительные, и ученики образуют от них глаголы.
Лётчик – летает Будильник – будить
отдых – отдыхает деление – делить
грызун – грызёт дружба – дружить
подкова – подковывает постель – постелить
свет – светит шалунья – шалить
шумный – шумит укус – укусить
чисто – чистит посылка – посылать
В) «РЕСТАВРАТОР». Выберите подходящее слово (работа в парах)
Сказка про одуванчики
(Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко. Умылось оно теплым дождем и пошло (шагать, гулять) по небу. (Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом. (Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки. (Засветились, засверкали, заискрились, заблестели) на земле маленькие желтые огоньки – одуванчики.
Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремучем лесу. (Выглянула, посмотрела) она. Втраве блестели миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась, разгневалась, рассвирепела)зима. (Закрыла, запорошила) она снегом веселые огоньки и (скрылась, ушла, убежала) насевер.
Так теперь одуванчики сначала в желтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают. (По Н. Толмачевой)
Зелёный, зеленеющий, зеленея, зелень, зелено, зеленеть; крик, кричать, кричащий, крича, крикливый; салют, салютуя, салютовать; чтение, читающий, прочитав, читать, читатель, читательский; белый, белеющий, белизна, белея, белеть; слава, славить, славный, славится; улыбка, улыбаться, улыбаясь, улыбчивый. желтый, желтеть, желтеющий, желтея, желтизна; солёный, соль, солить; пена, пенный, пенясь, пенящийся, пениться; мороз, морозный, морозить, морозно; здоровый, здоровье, здороветь; молодость, молодой, молодеть; двигаясь, движущийся, движение, двигаться, двигатель, двигается.
Г) Творческий диктант.
-Вставьте подходящие по смыслу глаголы.
1)Пилой пилят, а ножом…
2)Красками красят, а белилами…
3)Дом строят, а колодец…
4)Зубы чистят пастой, а руки… мылом.
5)Лед на реке колют, а траву на лугу…
Д) Цифровой диктант
1-глагол I спряжения;2- глагол II (любить, нести, стелить, смотреть, растереть, скакать, слышать, обидеть, строить, брить, приклеить.)
7. Рефлексия.
«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ»
Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
-
Мне было интересно…
-
Мы сегодня разобрались….
-
Я сегодня понял, что…
-
Мне было трудно…
-
Завтра я хочу на уроке…
8, Домашнее задание. Параграф 70 упр. 497