СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: "Круговорот воды в природе"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Круговорот воды в природе"»





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Доргелинская СОШ № 1»









Конспект урока



Класс: 6



Предмет: география







Тема: «Круговорот воды в природе»





Образовательная технология: развивающая технология, здоровьесберегающиие технологии, игровые технологии.





Учитель: Исагаджиева Саида Абдуллаевна







Тема урока: «Круговорот воды в природе»

Цели: разобраться в понятии «круговорота  воды в природе»и установить взаимосвязи в данном природном явлении.

Задачи:

Образовательная: дать представление о круговороте воды в природе.

Воспитательная: воспитать у учащихся понимание о глобальной роли воды и необходимости её охраны.

Развивающая: продолжить  развивать у учащихся ассоциативное мышление и умение строить схемы природных явлений.

Планируемые результаты:

Предметные-должны  знать:роль гидросферы в природе; части гидросферы: моря, заливы, проливы, острова,  полуострова, архипелаги;

Мета предметные -должны  уметь:описывать мировой круговорот воды как природное явление; работа с картой;

Личностные-проявляют устойчивый познавательный интерес к изучению географии.

Образовательные ресурсы: физическая карта полушарий, карты атласа.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: беседа, рассказ, иллюстрация,  наблюдение, фронтальный опрос.

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, парная.

Ход урока:

  1. Вводно – мотивационный этап

Учитель. Ребята этот урок мы начнём с притчи:

Вода в пустыне.

В одной пустынной долине расположилась деревня. Это был маленький оазис с небольшим источником. И само собой, что вода в этом месте ценилась выше золота. Люди дорожили каждой каплей, укрывали ее от солнца, чтобы она не испарялась и использовали её крайне бережно.

В этом селении побывал путешественник. Который,  погостив там немного ушел дальше.

Идя по пустыне и размышляя о тяжелой жизни в покинутой деревне, он увидел роскошный дворец. Путник вошел внутрь и естественно был просто поражен убранством, буйным садом с фонтанами и озерами. Это был невероятный контраст по сравнению с тем, что он видел в деревне. И тогда он спросил хозяйку дворца:

- Скажите, Великая Хозяйка, ведь у вас невероятное количество воды?

- Да, путник. Именно так.

- В вашей земле есть фонтаны, озера, водопады и целые ангары, заполненные живительной пресной водой?

- Ты прав. Зачем ты спрашиваешь об этом? – уточнила Хозяйка.

- Все очень просто. Вы обладаете таким несметным богатством, а по соседству живут люди, у которых воды практически нет. Они бедствуют и берегут каждую каплю. Ценят воду, выше золота и драгоценных камней. Почему вы не поделитесь с ними своими источниками? Почему не одарите их водой? Ведь вы не станете беднее. Не разоритесь. Но сможете спасти множество жизней!

Хозяйка помолчала мгновение. А затем ответила:

- Знаешь, путник, что будет, если я подарю этим людям воду? – улыбнулась она, – В первый раз, они не будут помнить себя от счастья. Они будут благодарить меня. Превознесут до небес и объявят дочерью богов. Во второй раз, воспримут подарок, как должное. А потом придут и начнут требовать.

Учитель.1)Ребята, что самое ценное  у людей, живущих в этой деревне в пустыне? 2)Как вы думаете почему хозяйка не даёт воду жителям села? (ответ:чтобы они не забывали о её значение для всего живого на земле).

Ребята! Как вы думаете, о чём пойдёт  речь сегодня  и  на наших последующих уроках? (вода).

А как вы думаете, что мы с вами должны знать в конце урока?

Тема урока: Круговорот воды в природе.

Запишите в тетрадях тему урока.

II. Информационно – операциональный этап

Вводная беседа с учащимися.

-Какие оболочки Земли мы изучали?

-Почему на глобусе и карте преобладает синий цвет?

-Назовите водные объекты, которые вы видите на карте.

Итак,  мы приступаем к изучению водной оболочки Земли-гидросферы.

Запишите в тетрадях новый термин и определение.

Что такое гидросфера?  Гидросфера-это водная оболочка Земли, включающая океаны,  моря, подземные воды, воды  поверхности суши,   ледники .

-Задание в тетрадях  и работа с атласом:

Нарисуйте схему, из чего состоит гидросфера.

Найдите на картах атласа  примеры частей гидросферы.

 Гидросфера

 океаны,моря, подземные воды, воды  поверхности суши,ледники ,воды атмосферы

2)Проблемный вопрос.  Почему  вода это - кровеносная система земли.?

(на доске написано)

1)Ребята! А какие у вас появляются ассоциации со словосочетанием

 «круговорот воды в природе»?

учащиеся называют слова или словосочетания, которые ассоциируются у них с круговоротом воды в природе.(2 минуты)

Например: дождь, вода, река, снег, лёд, море, океан, облако, испарение, водяной пар, подземные воды, родник, человек, вода в луже, болото, почва, атмосфера, туман, роса, растения, животные…конденсация,! (запись новых понятий в тетрадь).

-А что является главным двигателем круговорота воды?( работа с учебником. найдите ответ на этот вопрос в учебнике стр 109 в пункте «Почему существует круговорот воды?») Главным двигателем круговорота воды в природе являются Солнце. Именно его лучи вызывают испарение воды и определяют перемещение воздушных масс, несущих в себе влагу.

-Назовите агрегатные состояния воды?(твёрдое, жидкое, газообразное)

-Можно ли самому увидеть круговорот воды в природе?

Демонстрация:закипает чайник, сверху на него ставим вверх дном пустую банку, через несколько сек. банка заполняется паром, а чуть позже  видим капли воды, стекающие по стенкам банки в низ. Ребята, что мы видим? Что это за вода  и откуда она появилась в банке? (Ответы  рассуждения уч-ся)

Учитель делает вывод из сказанного детьми: что это вода при нагревание превратилась в пар,  а затем пар   поднявшись соприкасается с холодным стеклом и превращается в воду,( явление конденсация)

-Какая вода на вкус? (пресная и солёная)

-Какую воду используют люди для питья и приготовления пищи?(пресную)

-Почему на Земле не источаются запасы пресной воды?

Дать пояснения, что  воды на земле никогда не станет меньше или больше. Просто если здесь выпадет больше, то где-то меньше.

 -Какой  цвет имеет обычная  вода?(бесцветная)

Слова на доске: круговорот  воды в природе, конденсация, испарение, мировой океан, облака,

Прикрепляются на доске слова вокруг ключевого словосочетания-круговорот воды в природе. Они перевернуты,  и ученики не видят их. Но на доске находятся не все названные слова, а основные звенья круговорота воды. После ответов учащихся,   один ученик выходит к доске и собирает всю схему  из отдельных слов,учитель вместе с ними проверяет, что они назвали (5 минут)

2)Задание: Работа в парах

В тетрадях письменно ответьте на вопрос: Составить листовку,  отвечающую на  вопрос: Каково значение круговорота воды в природе?(5 минут) (приготовить картинки с животными, растениями, водными объектами). Все заготовки разложить на листах бумаги, бумагу вырезать в виде капли воды.

Каждый ребёнок напишет свои слова  о воде, о её значение для всего живого на земле.

Озвучивание ответов.(3-5 минуты)

3)Добавление учителя.

Человечество ежедневно потребляет 14 000 000 000 000 л пресной воды. Ещё больше воды требуется для поддержания жизни растительных и животных организмов Земли. Если бы запасы пресной воды на Земле постоянно не наполнялись, земной шар давно бы превратился в безжизненную пустыню.

Подсчитано, что на Земле примерно 250 млрд.  л на каждого жителя планеты.

Учёные утверждают, что каждая капля воды проводит 10 дней в атмосфере, 40 дней в снежном покрове, 100 лет в озере и 10 000 лет под землёй.(2 -3 минуты)

IV. Рефлексивно - оценочный

1)В тетрадях зарисуйте схему круговорота воды в природе.Стр 110 (3 минуты)

Вопрос 1: Почему вода, выпавшая на сушу в процессе круговорота воды, пресная?

Правильный ответ: Пары воды испаряются, а соль так и остается в океане. (это потому, что молекулы воды легкие, а соль имеет кристаллическую решетку)

2012

2015

Тип вопроса:

с открытым свободно-конструируемым ответом

Компетенции



Объяснение явлений с научной точки зрения

Компетенция:

научное объяснение явлений

Тип научных знаний



Содержательный – Живая природа

Содержание:

системы, связанные с Землей и Вселенной

Контекст



глобальный

Область применения:

природные ресурсы

Когнитивные требования



высокий

Контекст:

глобальный

Формат задания


Открытый ответ

Вопрос 2: Если бы круговорот воды в природе исчез?....

Правильный ответ: прекратились бы дожди, пересохли реки, иссякли подземные воды, исчезли бы растительность, меньше стало бы кислорода и тд

2012

2015

Тип вопроса:

с открытым свободно-конструируемым ответом

Компетенции



Объяснение явлений с научной точки зрения

Компетенция:

научное объяснение явлений

Тип научных знаний



Содержательный – Живая природа

Содержание:

системы, связанные с Землей и Вселенной

Контекст



глобальный

Область применения:

природные ресурсы

Когнитивные требования



средний

Контекст:

глобальный

Формат задания


Открытый ответ

3. Что происходит  с водяным паром высоко над земной поверхностью

     А) конденсация

     Б) испарение

     В) выпадение осадков

     Г) охлаждение

Правильный ответ: А)

2012

2015

Тип вопроса:

Простой множественный выбор, требующий одного выбора ответа

Компетенции



Объяснение явлений с научной точки зрения

Компетенция:

научное объяснение явлений

Тип научных знаний



Содержательный – Живая природа

Содержание:

системы, связанные с Землей и Вселенной

Контекст



глобальный

Область применения:

природные ресурсы

Когнитивные требования



средний

Контекст:

глобальный

Формат задания


Простой множественный выбор, требующий одного выбора ответа


Итог урока. Обращение к воде

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,

тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,

не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для

жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую

не объяснить нашими чувствами…

Ты самое большое богатство на свете…

             Антуан де Сент-Экзюпери.

Обращение к землянам

«Цивилизация – это диалог между человеком и водой». Воде нет замены. Поэтому все люди должны бережно к ней относиться, не загрязнять, не расходовать попусту, помнить, что вода – самый ценный минерал нашей планеты.

политический деятель Индии

Индира Ганди

Рефлексия


Озвучивание оценок за урок.(3 минуты)

Домашнее задание: параграф 34(общее)., вопрос № 6 письменно.

Задание: Найти стихи и прозу, где упомянута вода, её свойства, сила.