Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Доргелинская СОШ № 1»
Конспект урока
Класс: 6
Предмет: география
Тема: «Круговорот воды в природе»
Образовательная технология: развивающая технология, здоровьесберегающиие технологии, игровые технологии.
Учитель: Исагаджиева Саида Абдуллаевна
Тема урока: «Круговорот воды в природе»
Цели: разобраться в понятии «круговорота воды в природе»и установить взаимосвязи в данном природном явлении.
Задачи:
Образовательная: дать представление о круговороте воды в природе.
Воспитательная: воспитать у учащихся понимание о глобальной роли воды и необходимости её охраны.
Развивающая: продолжить развивать у учащихся ассоциативное мышление и умение строить схемы природных явлений.
Планируемые результаты:
Предметные-должны знать:роль гидросферы в природе; части гидросферы: моря, заливы, проливы, острова, полуострова, архипелаги;
Мета предметные -должны уметь:описывать мировой круговорот воды как природное явление; работа с картой;
Личностные-проявляют устойчивый познавательный интерес к изучению географии.
Образовательные ресурсы: физическая карта полушарий, карты атласа.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: беседа, рассказ, иллюстрация, наблюдение, фронтальный опрос.
Формы организации работы на уроке: индивидуальная, парная.
Ход урока:
Вводно – мотивационный этап
Учитель. Ребята этот урок мы начнём с притчи:
Вода в пустыне.
В одной пустынной долине расположилась деревня. Это был маленький оазис с небольшим источником. И само собой, что вода в этом месте ценилась выше золота. Люди дорожили каждой каплей, укрывали ее от солнца, чтобы она не испарялась и использовали её крайне бережно.
В этом селении побывал путешественник. Который, погостив там немного ушел дальше.
Идя по пустыне и размышляя о тяжелой жизни в покинутой деревне, он увидел роскошный дворец. Путник вошел внутрь и естественно был просто поражен убранством, буйным садом с фонтанами и озерами. Это был невероятный контраст по сравнению с тем, что он видел в деревне. И тогда он спросил хозяйку дворца:
- Скажите, Великая Хозяйка, ведь у вас невероятное количество воды?
- Да, путник. Именно так.
- В вашей земле есть фонтаны, озера, водопады и целые ангары, заполненные живительной пресной водой?
- Ты прав. Зачем ты спрашиваешь об этом? – уточнила Хозяйка.
- Все очень просто. Вы обладаете таким несметным богатством, а по соседству живут люди, у которых воды практически нет. Они бедствуют и берегут каждую каплю. Ценят воду, выше золота и драгоценных камней. Почему вы не поделитесь с ними своими источниками? Почему не одарите их водой? Ведь вы не станете беднее. Не разоритесь. Но сможете спасти множество жизней!
Хозяйка помолчала мгновение. А затем ответила:
- Знаешь, путник, что будет, если я подарю этим людям воду? – улыбнулась она, – В первый раз, они не будут помнить себя от счастья. Они будут благодарить меня. Превознесут до небес и объявят дочерью богов. Во второй раз, воспримут подарок, как должное. А потом придут и начнут требовать.
Учитель.1)Ребята, что самое ценное у людей, живущих в этой деревне в пустыне? 2)Как вы думаете почему хозяйка не даёт воду жителям села? (ответ:чтобы они не забывали о её значение для всего живого на земле).
Ребята! Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня и на наших последующих уроках? (вода).
А как вы думаете, что мы с вами должны знать в конце урока?
Тема урока: Круговорот воды в природе.
Запишите в тетрадях тему урока.
II. Информационно – операциональный этап
Вводная беседа с учащимися.
-Какие оболочки Земли мы изучали?
-Почему на глобусе и карте преобладает синий цвет?
-Назовите водные объекты, которые вы видите на карте.
Итак, мы приступаем к изучению водной оболочки Земли-гидросферы.
Запишите в тетрадях новый термин и определение.
Что такое гидросфера? Гидросфера-это водная оболочка Земли, включающая океаны, моря, подземные воды, воды поверхности суши, ледники .
-Задание в тетрадях и работа с атласом:
Нарисуйте схему, из чего состоит гидросфера.
Найдите на картах атласа примеры частей гидросферы.
Гидросфера
океаны,моря, подземные воды, воды поверхности суши,ледники ,воды атмосферы
2)Проблемный вопрос. Почему вода это - кровеносная система земли.?
(на доске написано)
1)Ребята! А какие у вас появляются ассоциации со словосочетанием
«круговорот воды в природе»?
учащиеся называют слова или словосочетания, которые ассоциируются у них с круговоротом воды в природе.(2 минуты)
Например: дождь, вода, река, снег, лёд, море, океан, облако, испарение, водяной пар, подземные воды, родник, человек, вода в луже, болото, почва, атмосфера, туман, роса, растения, животные…конденсация,! (запись новых понятий в тетрадь).
-А что является главным двигателем круговорота воды?( работа с учебником. найдите ответ на этот вопрос в учебнике стр 109 в пункте «Почему существует круговорот воды?») Главным двигателем круговорота воды в природе являются Солнце. Именно его лучи вызывают испарение воды и определяют перемещение воздушных масс, несущих в себе влагу.
-Назовите агрегатные состояния воды?(твёрдое, жидкое, газообразное)
-Можно ли самому увидеть круговорот воды в природе?
Демонстрация:закипает чайник, сверху на него ставим вверх дном пустую банку, через несколько сек. банка заполняется паром, а чуть позже видим капли воды, стекающие по стенкам банки в низ. Ребята, что мы видим? Что это за вода и откуда она появилась в банке? (Ответы рассуждения уч-ся)
Учитель делает вывод из сказанного детьми: что это вода при нагревание превратилась в пар, а затем пар поднявшись соприкасается с холодным стеклом и превращается в воду,( явление конденсация)
-Какая вода на вкус? (пресная и солёная)
-Какую воду используют люди для питья и приготовления пищи?(пресную)
-Почему на Земле не источаются запасы пресной воды?
Дать пояснения, что воды на земле никогда не станет меньше или больше. Просто если здесь выпадет больше, то где-то меньше.
-Какой цвет имеет обычная вода?(бесцветная)
Слова на доске: круговорот воды в природе, конденсация, испарение, мировой океан, облака,
Прикрепляются на доске слова вокруг ключевого словосочетания-круговорот воды в природе. Они перевернуты, и ученики не видят их. Но на доске находятся не все названные слова, а основные звенья круговорота воды. После ответов учащихся, один ученик выходит к доске и собирает всю схему из отдельных слов,учитель вместе с ними проверяет, что они назвали (5 минут)
2)Задание: Работа в парах
В тетрадях письменно ответьте на вопрос: Составить листовку, отвечающую на вопрос: Каково значение круговорота воды в природе?(5 минут) (приготовить картинки с животными, растениями, водными объектами). Все заготовки разложить на листах бумаги, бумагу вырезать в виде капли воды.
Каждый ребёнок напишет свои слова о воде, о её значение для всего живого на земле.
Озвучивание ответов.(3-5 минуты)
3)Добавление учителя.
Человечество ежедневно потребляет 14 000 000 000 000 л пресной воды. Ещё больше воды требуется для поддержания жизни растительных и животных организмов Земли. Если бы запасы пресной воды на Земле постоянно не наполнялись, земной шар давно бы превратился в безжизненную пустыню.
Подсчитано, что на Земле примерно 250 млрд. л на каждого жителя планеты.
Учёные утверждают, что каждая капля воды проводит 10 дней в атмосфере, 40 дней в снежном покрове, 100 лет в озере и 10 000 лет под землёй.(2 -3 минуты)
IV. Рефлексивно - оценочный
1)В тетрадях зарисуйте схему круговорота воды в природе.Стр 110 (3 минуты)
Вопрос 1: Почему вода, выпавшая на сушу в процессе круговорота воды, пресная?
Правильный ответ: Пары воды испаряются, а соль так и остается в океане. (это потому, что молекулы воды легкие, а соль имеет кристаллическую решетку)
2012 | 2015 |
Тип вопроса: | с открытым свободно-конструируемым ответом | | Объяснение явлений с научной точки зрения |
Компетенция: | научное объяснение явлений | | Содержательный – Живая природа |
Содержание: | системы, связанные с Землей и Вселенной | | глобальный |
Область применения: | природные ресурсы | | высокий |
Контекст: | глобальный | | Открытый ответ |
Вопрос 2: Если бы круговорот воды в природе исчез?....
Правильный ответ: прекратились бы дожди, пересохли реки, иссякли подземные воды, исчезли бы растительность, меньше стало бы кислорода и тд
2012 | 2015 |
Тип вопроса: | с открытым свободно-конструируемым ответом | | Объяснение явлений с научной точки зрения |
Компетенция: | научное объяснение явлений | | Содержательный – Живая природа |
Содержание: | системы, связанные с Землей и Вселенной | | глобальный |
Область применения: | природные ресурсы | | средний |
Контекст: | глобальный | | Открытый ответ |
3. Что происходит с водяным паром высоко над земной поверхностью
А) конденсация
Б) испарение
В) выпадение осадков
Г) охлаждение
Правильный ответ: А)
2012 | 2015 |
Тип вопроса: | Простой множественный выбор, требующий одного выбора ответа | | Объяснение явлений с научной точки зрения |
Компетенция: | научное объяснение явлений | | Содержательный – Живая природа |
Содержание: | системы, связанные с Землей и Вселенной | | глобальный |
Область применения: | природные ресурсы | | средний |
Контекст: | глобальный | | Простой множественный выбор, требующий одного выбора ответа |
Итог урока. Обращение к воде
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,
не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для
жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую
не объяснить нашими чувствами…
Ты самое большое богатство на свете…
Антуан де Сент-Экзюпери.
Обращение к землянам
«Цивилизация – это диалог между человеком и водой». Воде нет замены. Поэтому все люди должны бережно к ней относиться, не загрязнять, не расходовать попусту, помнить, что вода – самый ценный минерал нашей планеты.
политический деятель Индии
Индира Ганди
Рефлексия
Озвучивание оценок за урок.(3 минуты)
Домашнее задание: параграф 34(общее)., вопрос № 6 письменно.
Задание: Найти стихи и прозу, где упомянута вода, её свойства, сила.