СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Однозначные и многозначные слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Однозначные и многозначные слова"»

Проверено:

Конспект по русскому языку

Тема: «Однозначные и многозначные слова»
Цель:
познакомить с понятиями «однозначные» и «многозначные» слова.
Тип урока: открытия новых знаний.
Задачи:
1.Обучающая:

  • познакомить учащихся с понятиями «однозначные» и «многозначные» слова;

  • научить различать однозначные и многозначные слова;

2.Развивающая:

  • содействовать развитию фонематического слуха, речи, мышления;

3.Воспитательная:

  • способствовать созданию у детей положительных эмоций от работы на уроке;


Наглядный ряд: буквы (месяц, парта).


Ход урока

1.Орг. момент (1 мин)
Здравствуйте, ребята!

Парта – это не кровать, 
И на ней нельзя лежать.

 Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

2. Повторение (8 мин)

- Откройте тетради, проведём минутку чистописания.
- Сегодня пропишем заглавную – К и строчную – к.
Продолжите, таким образом, ряд до конца строки. Выберите самые красивые буквы и подчеркните.
- На следующей строке пишем – Словарь: коньки, корова.
-
Поставим ударение, а для этого позовём слово «коньки»
- Куда падает ударение?
- Верно, на «и».
- Позовём слово «корова».
- Куда падает ударение?
- Правильно на «о».
- В слове «коньки» безударная гласная «о» в 1 слоге.
- В слове «корова» безударная гласная «о» в 1и 2 слоге.
- Поставьте над буквами точку, чтобы запомнить их написание.
- Ребята, отгадайте загадки:


Встретив зайку ёж – сосед

Говорит ему: « ….»Привет!

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик,…» здравствуй !

К Осминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: « …»До свидания!

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: « …»Спасибо!

Говорит лиса Матрона

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, лиса, не жалуйся,

А скажи: « …»Пожалуйста!

На закате мотылёк

Залетел на огонёк.

Мы, конечно, рады встрече,

Скажем гостю …Добрый вечер!

- Как называются слова-отгадки? (Вежливые слова)

- Для чего нужны в речи вежливые слова?

- Молодцы ребята!

3.Актуализация знаний (3 мин)
(вывешиваю буквы в разном порядке)

- Дети, составьте из этих букв слово.
- Что у вас получилось? (месяц)
- Какое значение имеет слово? (Единица времени по календарю)
- А есть еще какое-то значение этого слова?
- Верно, месяц – часть луны на земном небе.

4.Изучение нового материала (16 мин)

- Значит, какой вывод мы можем сделать об этом слове?
- Правильно, это слово имеет несколько значений.
- Слова, имеющие много значений, называют – многозначными.
(вывешиваю буквы в разном порядке)
- Дети, составьте из этих букв слово.
- Что у вас получилось? (парта)
- Какое значение имеет слово?
- Есть ли ещё какое-то значение у этого слова?
- Правильно. Нет
- Значит, какой вывод мы можем сделать об этом слове?
- Правильно, это слово имеет только одно значение.
- Слова, имеющие одно значение, называют –однозначными.
- Молодцы!

Физминутка «Буратино»

Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Буратино потянулся-
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки вытянул, согнул
И по улице шагнул.

- Откройте ваши учебники на 26 странице.  Рассмотрите рисунки в упражнении 16.
- Назовите предметы, которые нарисованы.
- Слово «карандаш» это однозначное или многозначное слово? Почему?
- Слово «грач» это однозначное или многозначное слово? Почему?
- Слово «колокольчик» это однозначное или многозначное слово? Почему?
- Слово «кисть» это однозначное или многозначное слово? Почему?
- Слово «виноград» это однозначное или многозначное слово? Почему?
- Что вы можете о них сказать?
- Ребята, теперь назовите по картинкам слова, которые имеют несколько значений.
- А теперь назовите по картинкам слова, которые имеют только одно значение.
- Умнички!
- Обратимся к толковому словарю, найдём значение этих слов, чтобы узнать правильно ли вы определили.
- Молодцы! Хорошо справились.
- Запишем однозначные слова в тетрадь.
(пишу на доске)
- На новой строчке запишем однозначные слова : Карандаш, грач, виноград.
- Поставим ударения в словах.
- Кто мне поможет это сделать?
- Дети, составьте предложение с одним многозначным словом. Лучшее предложение запишем в тетрадь.
- Запишем предложение «Мы купили малярную кисть»
- Составьте схему предложения ниже.
Физминутка «Буратино»

Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Буратино потянулся-
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки вытянул, согнул
И по улице шагнул.

5.Закрепление (8 мин)
(на доску вывешиваю карточки с однозначными и многозначными словами)
- Дети, на следующей строчке запишем два слова. 1- е слово «Однозначные» напишем, отступив от красной строки 2 пальчика, а 2-е слово «Двузначные» напишем, отступив 5 пальчиков от красной строки.
- Под 1-м столбиком будем писать слова, имеющие одно значение. Под 2-м будем писать слова, имеющие много значений.
- Приступим!
Слова: диван, язык, игла, земля, гитара, глобус, листочек, звезда.
- Куда мы отнесём слово «диван»?
- Куда мы отнесём слово «язык»? Почему?
- Куда мы отнесём слово «игла»? Почему?
- Куда мы отнесём слово «земля»? Почему?
- Куда мы отнесём слово «гитара»?
- Куда мы отнесём слово «глобус»? Почему?
- Куда мы отнесём слово «листочек»? Почему?
- Куда мы отнесём слово «звезда»? Почему?

- Проверим, прочитайте со своей тетради однозначные слова.
- Проверим, прочитайте со своей тетради многозначные слова.
- Предлагаю поработать самостоятельно, выберите слово, запишите его на новой строке, а рядом схема слова.
- Молодцы!


6.Рефлексия (3 мин)
- Ребята, что нового мы узнали сегодня?
- Какие слова мы называем однозначными?
- Какие слова мы называем многозначными?
- Были ли у вас трудности на сегодняшнем уроке?
- Вам понравился сегодняшний урок?


7.Домашнее задание (1 мин)
- Дома предлагаю поработать с упражнением 17. Составьте предложение с однозначным и многозначным словом.









Оценка:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!