Проверено:
Конспект по русскому языку
Тема: «Однозначные и многозначные слова»
Цель: познакомить с понятиями «однозначные» и «многозначные» слова.
Тип урока: открытия новых знаний.
Задачи:
1.Обучающая:
познакомить учащихся с понятиями «однозначные» и «многозначные» слова;
научить различать однозначные и многозначные слова;
2.Развивающая:
содействовать развитию фонематического слуха, речи, мышления;
3.Воспитательная:
Наглядный ряд: буквы (месяц, парта).
Ход урока
1.Орг. момент (1 мин)
Здравствуйте, ребята!
Парта – это не кровать,
И на ней нельзя лежать.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
2. Повторение (8 мин)
- Откройте тетради, проведём минутку чистописания.
- Сегодня пропишем заглавную – К и строчную – к.
Продолжите, таким образом, ряд до конца строки. Выберите самые красивые буквы и подчеркните.
- На следующей строке пишем – Словарь: коньки, корова.
- Поставим ударение, а для этого позовём слово «коньки»
- Куда падает ударение?
- Верно, на «и».
- Позовём слово «корова».
- Куда падает ударение?
- Правильно на «о».
- В слове «коньки» безударная гласная «о» в 1 слоге.
- В слове «корова» безударная гласная «о» в 1и 2 слоге.
- Поставьте над буквами точку, чтобы запомнить их написание.
- Ребята, отгадайте загадки:
Встретив зайку ёж – сосед
Говорит ему: « ….»Привет!
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик,…» здравствуй !
К Осминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: « …»До свидания!
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: « …»Спасибо!
Говорит лиса Матрона
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, лиса, не жалуйся,
А скажи: « …»Пожалуйста!
На закате мотылёк
Залетел на огонёк.
Мы, конечно, рады встрече,
Скажем гостю …Добрый вечер!
- Как называются слова-отгадки? (Вежливые слова)
- Для чего нужны в речи вежливые слова?
- Молодцы ребята!
3.Актуализация знаний (3 мин)
(вывешиваю буквы в разном порядке)
- Дети, составьте из этих букв слово.
- Что у вас получилось? (месяц)
- Какое значение имеет слово? (Единица времени по календарю)
- А есть еще какое-то значение этого слова?
- Верно, месяц – часть луны на земном небе.
4.Изучение нового материала (16 мин)
- Значит, какой вывод мы можем сделать об этом слове?
- Правильно, это слово имеет несколько значений.
- Слова, имеющие много значений, называют – многозначными.
(вывешиваю буквы в разном порядке)
- Дети, составьте из этих букв слово.
- Что у вас получилось? (парта)
- Какое значение имеет слово?
- Есть ли ещё какое-то значение у этого слова?
- Правильно. Нет
- Значит, какой вывод мы можем сделать об этом слове?
- Правильно, это слово имеет только одно значение.
- Слова, имеющие одно значение, называют –однозначными.
- Молодцы!
Физминутка «Буратино»
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Буратино потянулся-
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки вытянул, согнул
И по улице шагнул.
- Откройте ваши учебники на 26 странице. Рассмотрите рисунки в упражнении 16.
- Назовите предметы, которые нарисованы.
- Слово «карандаш» это однозначное или многозначное слово? Почему?
- Слово «грач» это однозначное или многозначное слово? Почему?
- Слово «колокольчик» это однозначное или многозначное слово? Почему?
- Слово «кисть» это однозначное или многозначное слово? Почему?
- Слово «виноград» это однозначное или многозначное слово? Почему?
- Что вы можете о них сказать?
- Ребята, теперь назовите по картинкам слова, которые имеют несколько значений.
- А теперь назовите по картинкам слова, которые имеют только одно значение.
- Умнички!
- Обратимся к толковому словарю, найдём значение этих слов, чтобы узнать правильно ли вы определили.
- Молодцы! Хорошо справились.
- Запишем однозначные слова в тетрадь.
(пишу на доске)
- На новой строчке запишем однозначные слова : Карандаш, грач, виноград.
- Поставим ударения в словах.
- Кто мне поможет это сделать?
- Дети, составьте предложение с одним многозначным словом. Лучшее предложение запишем в тетрадь.
- Запишем предложение «Мы купили малярную кисть»
- Составьте схему предложения ниже.
Физминутка «Буратино»
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Буратино потянулся-
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки вытянул, согнул
И по улице шагнул.
5.Закрепление (8 мин)
(на доску вывешиваю карточки с однозначными и многозначными словами)
- Дети, на следующей строчке запишем два слова. 1- е слово «Однозначные» напишем, отступив от красной строки 2 пальчика, а 2-е слово «Двузначные» напишем, отступив 5 пальчиков от красной строки.
- Под 1-м столбиком будем писать слова, имеющие одно значение. Под 2-м будем писать слова, имеющие много значений.
- Приступим!
Слова: диван, язык, игла, земля, гитара, глобус, листочек, звезда.
- Куда мы отнесём слово «диван»?
- Куда мы отнесём слово «язык»? Почему?
- Куда мы отнесём слово «игла»? Почему?
- Куда мы отнесём слово «земля»? Почему?
- Куда мы отнесём слово «гитара»?
- Куда мы отнесём слово «глобус»? Почему?
- Куда мы отнесём слово «листочек»? Почему?
- Куда мы отнесём слово «звезда»? Почему?
- Проверим, прочитайте со своей тетради однозначные слова.
- Проверим, прочитайте со своей тетради многозначные слова.
- Предлагаю поработать самостоятельно, выберите слово, запишите его на новой строке, а рядом схема слова.
- Молодцы!
6.Рефлексия (3 мин)
- Ребята, что нового мы узнали сегодня?
- Какие слова мы называем однозначными?
- Какие слова мы называем многозначными?
- Были ли у вас трудности на сегодняшнем уроке?
- Вам понравился сегодняшний урок?
7.Домашнее задание (1 мин)
- Дома предлагаю поработать с упражнением 17. Составьте предложение с однозначным и многозначным словом.
Оценка: