Конспект урока русского языка
Класс: 9
Тема урока: Подготовка к написанию сжатого изложения.
Цели урока:
Образовательная:
подготовка к ОГЭ: обучение приемам сжатия текста;
развитие навыков определения основной мысли, выделения микротем;
развитие навыков использования в работе над текстом приемов компрессии;
Развивающая:
формирование коммуникативной компетенции у школьников: развитие умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
создание оптимальных условий для овладения навыками написания сжатого изложения.
Воспитательная:
содействовать развитию умения учащихся общаться между собой,
помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
формировать у учащихся личное отношение к затрагиваемым проблемам.
Оборудование: ноутбук, презентация.
Технологии: информационные, проблемного обучении.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Учитель озвучивает цели урока:
-верно понять и передать тему и основную мысль исходного текста;
-логично, без искажений, передать в собственном высказывании содержание исходного текста, используя способы и приемы компрессии.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, как вы понимаете понятие «компрессия текста»? (то же, что и сжатие)
Учитель. Сегодня мы с вами будем работать над компрессией отрывка из статьи О. Калашник «О чём мы думаем в Прощёное воскресенье, или Легко ли попросить прощения?»
Учитель читает текст, учащиеся следят по своим текстам.
Текст
(1)Последний день Масленицы – последнее воскресенье перед наступающим Великим постом. (2)Издавна в этот день и стар, и млад, и царь, и последний нищий просят друг у друга прощения за обиды вольные и невольные. (3)Этот день и поныне называется Прощеным воскресеньем.
(4)Чин прощения появился в Египте. (5)Перед наступлением Великого поста монахи расходились по пустыне на сорок дней. (6)Некоторые из них уже не возвращались – погибали в пустыне.(7) Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все обиды, как перед смертью. (8)И, конечно, сами от души прощали всех. (9)Каждый понимал, что их встреча может оказаться последней. (10)Для того и существовал чин прощения – чтобы быть примиренным и прощенным со всеми.
(11)А сейчас это еще один повод обратить внимание на своих родных. (12)Именно самых близких мы больше всего и обижаем. (13)Пусть ненароком, пусть вроде бы не явно, невниманием, например. (14)Думаешь, надо бы попросить прощения, да суета и спешка берут свое… (15)Прощеное воскресенье – это возможность остановиться, оглянуться на череду прожитых дней, ощутить ценность отношений с дорогими тебе людьми.
(16)Многие из нас из собственного опыта хорошо знают, что простить гораздо легче, чем самому испросить прощения. (17)Легко ли обидеть другого человека? (18)Легко. (19)Легко ли обидеться самому? (20)Легко. (21)Легко ли простить? (22)Трудно. (23)Неудобно. (24)Не хочется. (25)Но прощать все-таки надо. (26)Да, это серьезный шаг – попросить прощения. (27)Недаром православные говорят, что самый трудный подвиг – это покаяние. (28)Радость искреннего прощения – огромное приобретение, возвращение друга, подруги, ребенка, их любви. (29)И благодаря этому – невероятное состояние великодушия.
(30)Помните притчу о блудном сыне? (31)У отца было двое сыновей. (32)Младший, получив свою долю наследства, ушел из дома.(33) Живя распутно, все потратил. (34)Когда же стал терпеть нужду, то пришлось ему и питаться чем попало, и работать за гроши. (35)Решил он покаяться и вернуться в родной дом: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу и скажу ему: отче, я согрешил против неба и перед тобою, и уже недостоин называться твоим сыном. Прими меня в число наемников твоих». (36)Отец же искренне и с радостью принял вернувшегося сына. (37)Даже устроил в честь него богатое застолье. (38)Старший сын, увидев такой прием промотавшегося брата, возмутился.(39) Но услышал в ответ: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое – твое. А о том надо было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв, и ожил, пропал и нашелся».
(40)Притча на то и притча, что многозначна, и каждый слышит в ней созвучное времени и своим представлениям о вечных истинах.(41) Думается, сегодня история блудного сына в той или иной степени близка многим из нас…
Учитель:
- О чём этот текст? Что хотел сказать автор текста? (Тема, идея). Подумайте и запишите в тетрадь тему и основную мысль текста.
Тема: «Об умении прощать и просить прощения».
Идея: «Необходимо учиться раскаиваться в своих ошибках, просить прощения и учиться самим прощать».
Учитель: Попробуйте разделить текст на микротемы.
Проверьте правильность выполненной работы (текст, разделённый на абзацы, выведен на экран).
Учитель: Составим тезисный план. (План записывается в тетрадь).
План
1. Прощёное воскресенье – день, когда все просят друг у друга прощения.
2. История чина прощения.
3. Прощёное воскресенье – это возможность ощутить ценность отношений с дорогими тебе людьми.
4.Покаяние – это самый трудный подвиг, а радость искреннего прощения – огромное приобретение.
5. Притча о блудном сыне – яркий пример покаяния и прощения.
6. История блудного сына близка многим из нас (вариант: история блудного сына современна, актуальна).
Физкультминутка.
Учитель: Давайте вспомним с вами приёмы компрессии текста (презентация выведена на экран)
Исключение | Обобщение |
Удаление из текста вводных слов, однородных членов предложения, повторов, однотипных примеров, риторических вопросов и восклицаний, цитат, деталей, которые не влияют на ход авторской мысли, пояснений, рассуждений, описаний, слов, предложений, которые могут быть изъяты без ущерба для содержания | Объединение парцеллированных предложений, ряда предложений, связанных одной мыслью, частей предложений, конкретных единичных фактов, событий, явлений. |
Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова)избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем. Уберем эти однородные обстоятельства. Сказка живет везде, во всем(5 слов) | Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого.(30 слов) Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов) |
Работа с текстом (Читаем, анализируем, применяем способы компрессии текста и записываем окончательный вариант в тетрадь)
Учитель: Подумайте, какой способ компрессии применим в первом абзаце.
1 абзац. (1)Последний день Масленицы – последнее воскресенье перед наступающим Великим постом. (2)Издавна в этот день и стар, и млад, и царь, и последний нищий просят друг у друга прощения за обиды вольные и невольные. (3)Этот день и поныне называется Прощеным воскресеньем. (Исключение однородных членов, отдельных членов предложения, содержащих второстепенную информацию. Обобщение 1 и 2 предложений) Получаем: В последнее воскресенье перед Великим постом все просят друг у друга прощения за обиды вольные и невольные. Этот день называют Прощёным воскресеньем.
2 абзац. (4)Чин прощения появился в Египте. (5)Перед наступлением Великого поста монахи расходились по пустыне на сорок дней. (6)Некоторые из них уже не возвращались – погибали в пустыне. (7) Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все обиды, как перед смертью. (8)И, конечно, сами от души прощали всех. (9)Каждый понимал, что их встреча может оказаться последней. (Обобщение 5-9 предложений, исключение отдельных членов предложения, содержащих второстепенную информацию) Получаем: Чин прощения появился в Египте.Монахи, уходя перед Великим постом в пустыню на сорок дней, просили друг у друга прощения и сами от души прощали всех, потому что понимали, что их встреча может оказаться последней. (10)Для того и существовал чин прощения – чтобы быть примиренным и прощенным со всеми. (Без изменений)
3 абзац. (11)А сейчас это еще один повод обратить внимание на своих родных. (12)Именно самых близких мы больше всего и обижаем. (13)Пусть ненароком, пусть вроде бы не явно, невниманием, например. (Объединение 11 и 12 предложений, исключение 13) Получаем: Сейчас это еще один повод обратить внимание на своих родных, так как именно их мы больше всего и обижаем. (14)Думаешь, надо бы попросить прощения, да суета и спешка берут свое… (15)Прощеное воскресенье – это возможность остановиться, оглянуться на череду прожитых дней, ощутить ценность отношений с дорогими тебе людьми. (Исключение 14 предложения, т.к. оно имеет менее важное значение, и ряда однородных членов в 15 предложении) Получаем: Прощеное воскресенье – это возможность ощутить ценность отношений с дорогими тебе людьми.
4 абзац. (16)Многие из нас из собственного опыта хорошо знают, что простить гораздо легче, чем самому испросить прощения. (Исключение второстепенной информации в 16 предложении) Получаем: Простить легче, чем просить прощения. (17)Легко ли обидеть другого человека? (18)Легко. (19)Легко ли обидеться самому? (20)Легко. (21)Легко ли простить? (22)Трудно. (23)Неудобно. (24)Не хочется. (25)Но прощать все-таки надо. (26)Да, это серьезный шаг – попросить прощения. (27)Недаром православные говорят, что самый трудный подвиг – это покаяние. (28)Радость искреннего прощения – огромное приобретение, возвращение друга, подруги, ребенка, их любви. (29)И благодаря этому – невероятное состояние великодушия. (Обобщение информации, содержащейся в 18-29 предложениях) Получаем: Покаяние – это самый трудный подвиг, а радость искреннего прощения – огромное приобретение.
5 абзац.(30)Помните притчу о блудном сыне? (31)У отца было двое сыновей. (32)Младший, получив свою долю наследства, ушел из дома.(33) Живя распутно, все потратил. (34)Когда же стал терпеть нужду, то пришлось ему и питаться чем попало, и работать за гроши. (35)Решил он покаяться и вернуться в родной дом: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу и скажу ему: отче, я согрешил против неба и перед тобою, и уже недостоин называться твоим сыном. Прими меня в число наемников твоих». (36)Отец же искренне и с радостью принял вернувшегося сына. (37)Даже устроил в честь него богатое застолье. (38)Старший сын, увидев такой прием промотавшегося брата, возмутился.(39) Но услышал в ответ: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое – твое. А о том надо было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв, и ожил, пропал и нашелся». (Не будем пересказывать притчу, обобщим) Получаем: В притче о блудном сыне отец искренне и с радостью принял прогулявшего свою долю наследства сына, который покаялся в своих грехах.
6 абзац.(40)Притча на то и притча, что многозначна, и каждый слышит в ней созвучное времени и своим представлениям о вечных истинах.(41) Думается, сегодня история блудного сына в той или иной степени близка многим из нас… (Исключение второстепенной информации из 40 и 41 предложений, объединение предложений в сложноподчинённое) Получаем: И хотя в притче каждый слышит созвучное своим представлениям о вечных истинах, сегодня история блудного сына близка многим.
Полученный текст (на экране)
В последнее воскресенье перед Великим постом все просят друг у друга прощения за обиды вольные и невольные. Этот день называют Прощёным воскресеньем.
Чин прощения появился в Египте. Монахи, уходя перед Великим постом в пустыню на сорок дней, просили друг у друга прощения и сами от души прощали всех, потому что понимали, что их встреча может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения – чтобы быть примиренным и прощенным со всеми.
Сейчас это еще один повод обратить внимание на своих родных, так как именно их мы больше всего и обижаем. Прощеное воскресенье – это возможность ощутить ценность отношений с дорогими тебе людьми.
Простить легче, чем просить прощения. Покаяние – это самый трудный подвиг, а радость искреннего прощения – огромное приобретение.
В притче о блудном сыне отец искренне и с радостью принял прогулявшего свою долю наследства сына, который покаялся в своих грехах.
И хотя в притче каждый слышит созвучное своим представлениям о вечных истинах, сегодня история блудного сына близка многим.
Учитель: Подводя итоги нашего занятия, хочу прочитать вам стихотворение Бориса Пастернака «Учись прощать».
Борис Пастернак
УЧИСЬ ПРОЩАТЬ
Учись прощать... Молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра.
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская звезда.
Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слез,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос.
Учись прощать, прощать не только словом,
Но всей душой, всей сущностью своей.
Прощение рождается любовью
В творении молитвенных ночей.
Учись прощать. В прощеньи радость скрыта.
Великодушье лечит, как бальзам.
Кровь на Кресте за всех пролита.
Учись прощать, чтоб ты был прощен сам.
Учитель:
-Какую проблему поднимает автор этого стихотворения? (Проблема прощения)
-Что хотел сказать Борис Пастернак своим стихотворением? (Необходимо учиться прощать, прощение делает нас самих лучше)
Это очень важные и трудные умения: умение просить прощения и умение прощать. А зачем нужно учиться этому, вы подумаете дома.
Домашнее задание: написать сочинение «Зачем нужно учиться прощать и просить прощения?»
Учитель: Мы сегодня познакомились с отрывком из статьи О.Калашник «О чём мы думаем в Прощёное воскресенье, или Легко ли попросить прощения?», повторили приёмы компрессии текста и отработали их на данном отрывке. Всё ли у вас получилоь? Какие трудности у вас возникли во время этой работы?
А теперь составьте синквейн на тему домашнего задания «Зачем нужно учиться прощать и просить прощения?»
( Схема составления синквейна на экране)
Пример синквейна:
Прощение
Искреннее, Важное
Раскаяться, Радоваться, Жить
Прощение дарит исцеление души
Извинение
Учитель: Кто хочет озвучить свой синквейн? (Собираю работы)
Благодарю ребят. Выставляю отметки за работу на уроке.
Текст для учащихся
(1)Последний день Масленицы – последнее воскресенье перед наступающим Великим постом. (2)Издавна в этот день и стар, и млад, и царь, и последний нищий просят друг у друга прощения за обиды вольные и невольные. (3)Этот день и поныне называется Прощеным воскресеньем.(4)Чин прощения появился в Египте. (5)Перед наступлением Великого поста монахи расходились по пустыне на сорок дней. (6)Некоторые из них уже не возвращались – погибали в пустыне.(7) Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все обиды, как перед смертью. (8)И, конечно, сами от души прощали всех. (9)Каждый понимал, что их встреча может оказаться последней. (10)Для того и существовал чин прощения – чтобы быть примиренным и прощенным со всеми.(11)А сейчас это еще один повод обратить внимание на своих родных. (12)Именно самых близких мы больше всего и обижаем. (13)Пусть ненароком, пусть вроде бы не явно, невниманием, например. (14)Думаешь, надо бы попросить прощения, да суета и спешка берут свое… (15)Прощеное воскресенье – это возможность остановиться, оглянуться на череду прожитых дней, ощутить ценность отношений с дорогими тебе людьми.(16)Многие из нас из собственного опыта хорошо знают, что простить гораздо легче, чем самому испросить прощения. (17)Легко ли обидеть другого человека? (18)Легко. (19)Легко ли обидеться самому? (20)Легко. (21)Легко ли простить? (22)Трудно. (23)Неудобно. (24)Не хочется. (25)Но прощать все-таки надо. (26)Да, это серьезный шаг – попросить прощения. (27)Недаром православные говорят, что самый трудный подвиг – это покаяние. (28)Радость искреннего прощения – огромное приобретение, возвращение друга, подруги, ребенка, их любви. (29)И благодаря этому – невероятное состояние великодушия.(30)Помните притчу о блудном сыне? (31)У отца было двое сыновей. (32)Младший, получив свою долю наследства, ушел из дома.(33) Живя распутно, все потратил. (34)Когда же стал терпеть нужду, то пришлось ему и питаться чем попало, и работать за гроши. (35)Решил он покаяться и вернуться в родной дом: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу и скажу ему: отче, я согрешил против неба и перед тобою, и уже недостоин называться твоим сыном. Прими меня в число наемников твоих». (36)Отец же искренне и с радостью принял вернувшегося сына. (37)Даже устроил в честь него богатое застолье. (38)Старший сын, увидев такой прием промотавшегося брата, возмутился.(39) Но услышал в ответ: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое – твое. А о том надо было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв, и ожил, пропал и нашелся».(40)Притча на то и притча, что многозначна, и каждый слышит в ней созвучное времени и своим представлениям о вечных истинах.(41) Думается, сегодня история блудного сына в той или иной степени близка многим из нас…
О.Калашник «О чём мы думаем в Прощёное воскресенье, или Легко ли попросить прощения?»