СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему Правописание букв а-о в корнях -кос-, - кас-

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока построен на основе проблемного вопроса, который ставит учитель в начале урока. В ходе урока используется технология дифференцированного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему Правописание букв а-о в корнях -кос-, - кас-»

Урок русского языка в 6 классе.

Подготовила учитель русского языка Самоделова Д.А.

Тема урока: Буквы о и а в корне -кос- ,-кас-.

Цели урока: ознакомление с правописанием слов с корнями –кос- - -кас-,

ознакомление с лексическим значением слов с корнем –кос- - -кас-,

развитие орфографической зоркости учащихся,

развитие речи учащихся.

Методы обучения: проблемный.

В ходе урока использован элемент технологии дифференцированного обучения.


Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Повторение изученного.


Без шу.. з..лёных и з..лёных шапок

Кусты сб..жались на сырой мысок.

Как отпечатки лё..ких птич..их лапок,

Тень веточек л..жится на песок.


-Назвать в словах пропущенные буквы, объяснить условия выбора вставленных орфограмм.

-В словах зелёных, сбежались, ложится назовите корень.

-Подберите к ним однокоренные слова.

-Какие слова в тексте употреблены в переносном значении?

-В каком слове гласную в корне нельзя проверить? Почему?


Корни с чередованием нельзя проверять ударением!


3.Постановка проблемного вопроса.

Посмотрите на доску:


коснуться касаться


прикоснуться прикасаться


прикосновение касание


Какие чередующиеся корни вы видите?

Как же не ошибиться в написании таких корней?

Вы уже знакомы с корнями лаг/лож, а чтобы сформулировать правило написания букв о – а в корне с чередованием – кос- - кас - , вы самостоятельно изучите материал. Но каждый из вас будет изучать новый материал в силу своих возможностей.


4.Работа над новым материалом. Решение проблемного вопроса.

(самостоятельное изучение нового материала по трём уровням сложности)

1 уровень.

1.Откройте учебник.

2.Прочитайте правило в рамочке "Буквы о – а в корне с чередованием – кос- - кас - ".

3.Рассмотрите внимательно примеры в конце правила.

4.Перепишите их в тетрадь.

5.Выделите орфограмму, как показано в учебнике.

6.Прочитайте правило ещё раз, постарайтесь его запомнить.

7.Закройте учебник.

8.Запишите выученное правило в тетрадь.

9.Проверьте себя, прочитав ответ на обратной стороне листа.

2 уровень.

1.Прочитайте внимательно данные слова:
коснуться касаться
прикоснулась касание
прикосновение касательная.

2.Перепишите их в свою тетрадь так же в 2 столбика.

3.Выделите в словах корень.

4.Обратите внимание на то, какая гласная пишется в корне этих слов, если после корня стоит суффикс – а - .

5.Обратите внимание на то, какая гласная пишется в корне, если после него нет суффикса -а-.

6.Подчеркните гласные в корне.

7.Сделайте вывод (устно) о правописании гласных –о – а – в корне с чередованием - кос - кас -

8.Запишите получившееся правило в тетрадь.

9.Проверьте себя, прочитав ответ на обратной стороне листа.

10.Поздравьте себя с успешным выполнением задания, если ваше правило такое же, как на обороте.

11.Внесите необходимые изменения, если ваше правило неверно.

3 уровень.

1. Прочитайте внимательно данные слова: кость, коса, прикоснуться,

коснуться, косить, касаться, прикоснулась, косой, касание
прикосновение, косища, касательная.

2. выпишите в свою тетрадь однокоренные слова, имеющие значение дотрагиваться до чего – нибудь , прикасаться к чему – то.

3. выделите в них корень.

4. Сделайте вывод ( устно) о правописании гласных – о – а – в корне с чередованием кос кас .

5. Запишите получившееся правило в тетрадь.

6. Проверьте себя, прочитав ответ на обратной стороне листа.

7. Поздравьте себя с успешным выполнением задания, если ваше правило такое же, как на обороте.

8. Внесите необходимые изменения, если ваше правило неверно.


5. Проверка и закрепление изученного.

1)Устный опрос по материалам, с которыми работали учащиеся, опрос правила из всех трех групп учеников. Сопоставление правила с учебником.


2)Слово учителя.


А теперь давайте познакомимся со значение слов с корнем –кос- - -кас-:


1.Дотрагиваться до чего-нибудь или кого-нибудь.

Игрок коснулся клюшкой мяча.


2.Затронуть в разговоре, в письме какую-либо тему.

Лектор лишь коснулся этой проблемы, но решить её не смог.


3.Иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь, быть причастным.

Соблюдение правил дорожного движения касается всех.


- Относятся ли слова кость, косой, коса к данной орфограмме?Почему?


3) Упражнение-размышление : «Есть ли корень -кос- - -кас-?»

1 2 3

лёгкое прик..сновение к..снуться воды меня не к..сается

ск..сить траву к...сой бросился наутёк к..ситься на соседа

к..солапый мишка новая к..силка к..снулся вопроса к..саетсявсех начертить к..сательную прик..саться к ране

к..стяной гребешок заплести к..сички большая к..сть


6. Проверочная работа по теме «Гласные о, а в корне с чередованием – кос – кас»

1)Вставьте пропущенные буквы.

К..сой дождь

К..саюсь стены

Раск..сые глаза

К..сание мяча

Решение к..снётся всех

Смотреть иск..са

Густая к..са

К…снуться

К…сание

Прик…сайтесь

Прик…сновение

Соприк…снуться

Тебя не к…сается

7.Итог урока. Рефлексия.

-Какие корни с чередованием мы изучили?

-Вспомним ещё раз, от чего зависит выбор гласной буквы в этих корнях.

-Когда в корне –кос- - -кас- пишется а, когда о?

-Какие лексические значения имеют слова с корнем –кос- - -кас-?


8. Домашнее задание. § 21, упр. 111.