СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Словосочетание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить учащихся с темой «Словосочетание», обобщить, систематизировать, закрепить знания о словосочетаниях. Формировать умение отличить слово, предложение от словосочетания, правильно находить главное слово и задавать вопросы к зависимым словам;, развивать речь учащихся...  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Словосочетание"»



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

« Янгикентская средняя общеобразовательная школа»







Конспект урока





Класс: 4

Предмет: русский язык


УМК»: учебник «Русский язык» 4 класс В.П.Канакина, В,Г.Горецкий:

Издательство «Просвещение» Москва. 2014 г.





Тема: «Краткая форма имени прилагательного » в условиях реализации ФГОС.



Образовательная технология: технология развития критического мышления, игровые и развивающие технологии.




Учитель: Абдуллаева Басират Садрутдиновна



Тема урока: Что такое словосочетание?

Цель: познакомить учащихся с темой «Словосочетание», обобщить, систематизировать, закрепить знания о словосочетаниях.

Задачи:  

-  знакомить детей с словосочетанием;  

- формировать умение отличить слово, предложение от словосочетания, правильно находить главное слово и задавать вопросы к зависимым словам;

- развивать речь учащихся;

- способствовать воспитанию культуры общения на уроке.

Тип урока: урок "открытия" нового знания.

Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Метод: словесный, поисковый, творческий.

Использованные технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо, информационно-коммуникационная.

Оборудование: учебник, интерактивная доска, ноутбук, раздаточный материал, презентация.





Ход урока

Организационный момент.

Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение интересной и важной темы.

- Ребята, попробуйте сами определить тему урока, прочитав записи:

Интересная книга, написать диктант, прочитал быстро.

Ученики определяют тему – «Словосочетание».

Составить словосочетание со словом дом , чтобы оно было:

1) главным

2) зависимым

Дом.

Каменный дом – построить дом.



1.«Свободное письмо».

Индивидуальная работа. Задание. Запишите в черновиках все, что вы знаете о словосочетании.

2. «Парная работа» Задание. Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом.

3. Проверка работы с одновременным заполнением таблицы

«Знаю – Хочу знать – Узнал».

Каждому ученику дается таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал».

Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю».

 Знаю

Хочу знать

Узнал

1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

 

4. Групповая работа (по 4 человека). Прием объединения в блоки.

Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.

П…сать сочинение, думать долго, предл…жить помощь, прик…снут…ся земли, с…деть криво, изучить планеты, купить п…дарок, теплый взгляд.

Проверка.

 - Сколько блоков вы получили? По каким признакам можно было объединить словосочетания?

(Учащиеся, объясняя орфограммы, озвучивают свои предложения:

по главному слову и зависимому слову.

- Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать?

В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные. Объединение по зависимому слову незнакомо.

- Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.

На доску выписываются блоки словосочетаний, объединенные по зависимому слову. (3 блока)

- С типами таких связей мы и познакомимся сегодня на уроке.

- Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».

 Знаю

Хочу знать

Узнал

1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объеди-ненных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

1. Как называется связь с зависимым словом – существительным?

 Учащиеся отвечают.

2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

Учащиеся отвечают.

 3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?

 Учащиеся отвечают.



III. Стадия осмысления.

Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление; соотнести полученную информацию с собственными знаниями.

- Переходим к главному источнику информации. Он поможет нам ответить на вопросы, подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся у нас сведения, расширить категории информации. Наш главный источник – текст § …

1.Учитель предлагает школьникам самостоятельно познакомиться с материалом.

Прием «Пометки на полях» (Инсерт).

Задание: Прочитайте материал на стр. 22-23, упр. 29

Сделайте пометки на полях:

«+» - если считаете, что это вам известно;

«-» - если считаете, что это противоречит тем знаниям, которые у вас есть;

«v» - если то, что прочитали, является новым;

«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

Вопросы к классу:

1. Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?

2. Какую новую информацию вы получили?

3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?

2. Прием Таблица «Знаю – хочу знать — узнал». (Парная работа).

Задание: Запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре.

Проверка колонки «Узнал».

В ходе чтения параграфа таблица заполняется так:

Знаю

Хочу знать

Узнал

1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объеди-ненных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

1. Как называется связь с зависимым словом – существительным?  

2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

 

3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?

Управление – это такая связь, при которой зависимое слово имя существи-тельное и все слова с признаками существительного).

Согласование – это такая связь, при которой зависимое слово — имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного).

Примыкание – это такая связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола). 

 -

3. Применение теории на практике.

Три ученика по очереди выходят к доске.

Один работает над блоком словосочетаний с зависимым словом – существительным (показывает графически главное слово, указывает часть речи, задает вопрос к зависимому, указывает часть речи).

Делает вывод:  способ связи — управление.

Второй проводит такую же работу над вторым блоком, делает вывод: способ связи – согласование.

Третий работает над третьим блоком; способ связи – примыкание.

4. Практическое закрепление знаний.

1.Распределительный диктант.

Распределить словосочетания в три группы – именные, глагольные и наречные; обозначить главное слово (один учащийся выполняет работу на доске, остальные – в тетрадях; другой учащийся проверяет написанное на доске; оба получают отметки за работу).

Приехать вовремя, читать дома, красивые туфли, разговаривать тихо, осенний лес, берег моря, говорит шепотом, новое платье.

IV. Стадия рефлексии.

Теперь проверим, как вы усвоили материал урока.

Приём «Синквейн».

Примерный вариант, который может получиться у обучающегося.

Связь.

Главное и зависимое.

Согласуется, управляет, примыкает.

Научился определять вид связи.

Словосочетание.

- Что узнали о способах связи слов в словосочетании?

- Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании?

- Для чего нам это надо знать?

- Где будем использовать полученные знания?

- Что было легко?

- Что вам помогало в работе?

V. Домашнее задание.

Стр. 322-23, упр.31, выписать из художественной литературы 5 сл/сочетаний.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!