Класс 9
Тема: Соляная кислота и её соли.
Цели:
Образовательные: рассмотреть способы получения соляной кислоты, физические и химические свойства соляной кислоты, применение соляной кислоты и её солей.
Развивающие: развивать умение сравнивать, обобщать, выделять главное, умение слушать других и формулировать свои мысли.
Воспитательные: способствовать формированию коммуникативных способностей, внимательности, аккуратности, интереса к предмету.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
І. Организационный этап.
II.Определение темы и целей урока
-Попробуйте определить вещество (оно и есть тема нашего урока) по его описанию:
Соль этого вещества мы каждый день принимаем с пищей.
Это вещество всегда с нами, в нашем желудке.
Это вещество, при небрежном с ним обращении, может вызвать сильные ожоги.
По правилам техники безопасности, при приготовлении раствора этого вещества, его следует наливать в воду, а не наоборот.
Это вещество не меняет цвет раствора фенолфталеина, а цвет метилового оранжевого становится красным.
-Молодцы, конечно, это соляная кислота. Итак, тема нашего урока «Соляная кислота и её соли» (запись темы в тетради)
- Давайте сформулируем цель нашего урока.
Изучить способы получения соляной кислоты, её физические свойства, химические свойства и применение соляной кислоты и её солей ( на доске )
III.Актуализация опорных знаний
-Какая химическая формула соляной кислоты?
-Какую валентность будет проявлять кислотный остаток?
-Как называются соли соляной кислоты?
-Как нужно работать с кислотами?
Для того, чтобы перейти к изучению свойств соляной кислоты давайте вспомним общие свойства кислот. На парте листок с вариантами ответа, работая в паре выберите правильные(1 минута). Обсуждение.
IV.Изучение нового материала
1. Получение соляной кислоты
-Установлено, что воды рек вблизи вулканов содержат соляную кислоту. Сделайте предположение о происхождении этого явления. (Хлороводород- одно из составляющих ядовитых вулканических газов. Хлороводород хорошо растворим в воде)
-Правильно, ребята, хророводород хорошо растворим в воде и это его свойство используется при получении соляной кислоты в лаборатории и промышленности.
-Давайте посмотрим видеоролик «Получение соляной кислоты»
- Лакмус стал розовым, значит хророводород растворился и получилась соляная кислота.
-Запишем в тетради: Получение соляной кислоты. Давайте составим уравнение реакции, которую мы сейчас наблюдали( один желающий у доски)
2NaCl(тв) + H2SO4(конц) → 2HCl +Na2SO4
-В промышленности соляную кислоту получают сжиганием водорода в хлоре и растворением продукта реакции в воде. Давайте запишем уравнение реакции в тетрадь( один желающий на доске).
Cl2 + H2→ 2HCl
2.Физические свойства соляной кислоты
-Просматривая опыт, вы видели раствор соляной кислоты. Что вы можете сказать о физических свойствах соляной кислоты? ( жидкость без цвета). А концентрированная соляная кислота- это жидкость сильно дымящая во влажном воздухе с резким запахом хлороводорода.
3. Химические свойства соляной кислоты(работа в группах)
Откройте учебники на стр.57.На какие две группы делятся химические свойства соляной кислоты? (на свойства общие для всех кислот и специфические).
Каждая группа получает инструкцию, выполняют опыты и фиксируют в тетради уравнение реакции в молекулярном виде и где нужно в ионном (на выполнение 7 минут)
1группа: изменение окраски индикаторов
2 группа: взаимодействие с металлами
Ряд напряжений металлов вспомнить.
3 группа: взаимодействие с оксидами (основными и амфотерными)
4 группа: взаимодействие с основаниями ( с растворимыми и нерастворимыми)
5 группа: взаимодействие с солями
6 группа: взаимодействие с нитратом серебра( качественная реакция на хлориды!)
Представители каждой группы выходят к доске, показывают опыт для всего класса (на демонстрационном столе тоже реактивы и пронумерованы), другой представитель пишет реакцию на доске, учащиеся конспектируют.
Возвращаемся к таблице «Химические свойства кислот». Какое свойство мы не рассмотрели? Правильно, реакцию с окислителями, обсуждаем.
Вывод: (схема на доске)
Физкультминутка
4. Применение соляной кислоты и её солей (сообщение одного ученика с презентацией)
Сообщение учащегося
Применение соляной кислоты и ее солей:
Соляная кислота входит в состав желудочного сока и способствует перевариванию белковой пищи у человека и животных.
Соляная кислота применяется для удаления оксидов железа перед покрытием другими металлами(оловом, никелем, хромом), для получения хлора и хлоридов в лаборатории.
Хлороводород и соляная кислота используются для производства лекарств, красителей, растворителей, пластмасс.
Применение основных солей соляной кислоты:
NaCl - поваренная соль - сырье для производства соляной кислоты, гидроксида натрия, водорода, хлора, хлорной извести, соды. Применяется в кожевенной и мыловаренной промышленности, в кулинарии и консервировании.
KCl - удобрение, используется также в стекольной и химической промышленности.
HgCl2 - сулема - яд, используется для дезинфекции в медицине, для протравливания семян в сельском хозяйстве.
AgCl - применяется в черно-белой фотографии, так как обладает светочувствительностью - разлагается на свету с образованием свободного серебра: 2AgCl = 2Ag + Cl2
V.Закрепление
1. Даны вещества:
Ca, Au, Fe(II), ZnO, FeO, LiOH, Fe(OH)3, FeSO4, Na2CO3, Fe(NO3)2,SO2.
Определите, с какими из них будет реагировать соляная кислота.
2. Как можно помочь желудку при изжоге?
3. В двух пробирках без подписей находятся разные кислоты – соляная и серная (одинаковы внешне). Как можно определить, в какой пробирке соляная кислота?
VI.Домашнее задание
Изучить параграф 15, стр.58 з.2.
VII.Подведение итогов урока
Ребята, посмотрите на цель нашего урока, добились ли мы своей цели?
Оценивание.
VIII.Рефлексия