СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Способ выражения подлежащего"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Способ выражения подлежащего"»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА. 8-Й КЛАСС

ТемаСпособы выражения подлежащего

Тип урока: урок систематизации знаний.

Цель урока:

  • расширить представления учащихся о подлежащем;

  • отработать навыки синтаксического разбора;

  • пополнить словарный запас;

  • привить интерес к предмету;

  • обобщить знания учащихся о подлежащем, полученные в 5-7 классах;

  • развить умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развить умение работать в парах;

  • создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Методические приемы: объяснение учителя, составление таблицы, беседа, конструирование предложений, выполнение разноуровневых заданий, лингвистическая игра.

ХОД УРОКА

1.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Организационный момент.

Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. Желаю вам плодотворной работы не только сегодня на уроках, но и в течение всей рабочей недели. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, поэтому самое время приступить к работе.

Для начала проверьте свою готовность к уроку. На столе у вас должны быть ручка, тетрадь, учебник.

Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату и «классная работа». Одну строчку пропустите, чуть позже мы запишем тему урока.

Кто выполнит задание, поднимите на меня глазки, чтобы я видела вашу готовность продолжать работу.

Беседа на повторение

- Что называется предложением? (Грамматически оформленное и интонационно завершенное выражение мысли, имеет грамматическую основу)

- Что вы знаете о структуре предложения? (Простое и сложное)

- Какие предложения по цели высказывания вы знаете? По эмоциональной окраске?

- Что такое грамматическая основа?

- Какими по составу бывают предложения?

- Где стоит подлежащее по отношению к сказуемому при прямом порядке слов в предложении?

- Что такое инверсия? Где уместно использовать инверсию?

2.ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА (ПОВТОРЕНИЕ ЧАСТЕЙ РЕЧИ)

Выпишите из текста самостоятельные части речи, вспомните определения. Найдите в тексте часть речи, которая не относится ни самостоятельным частям речи, ни к служебным.

1.«Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил, и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей».


2.Чу, кто-то приближается.

Существительное: воля, жизнь, дни, старость.

Прилагательное: блаженных, печальней, мрачней, бессильной.

Глагол: хочешь, знать, делал, задумал, приближается.

Местоимение: ты, моей, я, кто-то.

Числительное: трех(дней).

Наречие: давным-давно.

Междометие: чу.


3.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.Слово учителя. Тема нескольких уроков – «Двусоставные предложения» - не нова для вас. Вы знаете, конечно, что такое главные члены предложения, можете определить подлежащее и сказуемое.

В восьмом классе мы должны расширить наши представления о двусоставном предложении и его основе. Речь, прежде всего о подлежащем. Сегодня мы убедимся с вами, что в роли подлежащего могут выступать не только именные, но и другие части речи, даже междометие. Убедимся в этом, прочитав статью учебника, а затем составив обобщающую таблицу.

2.Изучение теоретического материала учебника.

3.Составление обобщающей таблицы «Способы выражения подлежащего».







Пример

Подлежащее

Существительное в И.п.

Солнце светит всем.

Местоимение в И.п.

Мы никогда не ссоримся.

Числительное в И.п.

Двенадцать делится на шесть.

Прилагательное или причастие в значении существительного

Взрослые часто не понимают детей. Вошедший привлек всеобщее внимание.

Неопределенная форма глагола

Курить – здоровью вредить.

Наречие

Очевидно не значит верно.

Междометие

Вдали послышалось ура.

Неделимое словосочетание

Прошло несколько дней.

4.Выполнение учащимися разноуровневых заданий

1-й уровень

Спишите предложения, подчеркните подлежащее, определите, какими частями речи они выражены

1.Мама развела на берегу костер, приготовила обед и чай.

2.Мы вернулись к нашим удочкам.

3. Кто-то громко назвал меня по имени.

4. Иван Ильич разложил бумаги на столе.

5. Охранять природу – значит охранять Родину.

6. Девять делится на три.

2-й уровень

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Вместо точек вставьте подлежащие, определите способ их выражения.

… теперь идут в палаты, у ворот бл..стают латы. И стоят в глазах царя … .

… обеда пр..ближался,… по двору раздался: входят …, семь удалых усачей.

… молвит: «Что за диво? … так чисто и красиво». … терем приб…рал да хозяев поджидал.

3-й уровень

Составьте предложения, употребляя данные слова в качестве подлежащих. Определите способ выражения подлежащих.

Трудиться; один из спортсменов; присутствующие; много городов; трое; никто; ау.

4. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПОКАЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

  • Две команды. На доске написаны предложения. Участники должны выбрать слова на карточках, где написаны члены предложения и стать согласно записанному на доске предложению.

  1. Снова что-то зашумело в лесу. (Наречие, местоимение, глагол, предлог, существительное).

  2. Четыре человека давно его ждут. (Числительное, существительное, наречие, местоимение, глагол)

Ученикам предлагается определить подлежащее.

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

- Что такое двусоставное предложение?

- Что такое подлежащее?

- Какие способы выражения подлежащего вам известны?

- Что у вас вызвало затруднение?

  • Выполните задания среза знаний по карточке.

1.Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и запятые.

(1)Красив был осе___ий парк.(2) М___тёт б___гря___ая м___тель по его доро___кам. (3)Уходит (в)даль ал___ея вытка___ая опавшими листьями. (4)А в стороне от а___еи – серебристые ели. (5)Концы их лап уже пос___дели всем своим видом они дают понять что к зиме готовы.

Выполните задания:

2.Из предложений по порядку через запятую выпишите подлежащие, обозначая часть речи.

3.Выпиши из текста примеры словосочетаний, укажи их вид (согласование, управление, примыкание)



- Спасибо за урок, ребята.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!