УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА. 8-Й КЛАСС
Тема. Способы выражения подлежащего
Тип урока: урок систематизации знаний.
Цель урока:
расширить представления учащихся о подлежащем;
отработать навыки синтаксического разбора;
пополнить словарный запас;
привить интерес к предмету;
обобщить знания учащихся о подлежащем, полученные в 5-7 классах;
развить умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развить умение работать в парах;
создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Методические приемы: объяснение учителя, составление таблицы, беседа, конструирование предложений, выполнение разноуровневых заданий, лингвистическая игра.
ХОД УРОКА
1.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Организационный момент.
Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. Желаю вам плодотворной работы не только сегодня на уроках, но и в течение всей рабочей недели. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, поэтому самое время приступить к работе.
Для начала проверьте свою готовность к уроку. На столе у вас должны быть ручка, тетрадь, учебник.
Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату и «классная работа». Одну строчку пропустите, чуть позже мы запишем тему урока.
Кто выполнит задание, поднимите на меня глазки, чтобы я видела вашу готовность продолжать работу.
Беседа на повторение
- Что называется предложением? (Грамматически оформленное и интонационно завершенное выражение мысли, имеет грамматическую основу)
- Что вы знаете о структуре предложения? (Простое и сложное)
- Какие предложения по цели высказывания вы знаете? По эмоциональной окраске?
- Что такое грамматическая основа?
- Какими по составу бывают предложения?
- Где стоит подлежащее по отношению к сказуемому при прямом порядке слов в предложении?
- Что такое инверсия? Где уместно использовать инверсию?
2.ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА (ПОВТОРЕНИЕ ЧАСТЕЙ РЕЧИ)
Выпишите из текста самостоятельные части речи, вспомните определения. Найдите в тексте часть речи, которая не относится ни самостоятельным частям речи, ни к служебным.
1.«Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил, и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей».
2.Чу, кто-то приближается.
Существительное: воля, жизнь, дни, старость.
Прилагательное: блаженных, печальней, мрачней, бессильной.
Глагол: хочешь, знать, делал, задумал, приближается.
Местоимение: ты, моей, я, кто-то.
Числительное: трех(дней).
Наречие: давным-давно.
Междометие: чу.
3.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1.Слово учителя. Тема нескольких уроков – «Двусоставные предложения» - не нова для вас. Вы знаете, конечно, что такое главные члены предложения, можете определить подлежащее и сказуемое.
В восьмом классе мы должны расширить наши представления о двусоставном предложении и его основе. Речь, прежде всего о подлежащем. Сегодня мы убедимся с вами, что в роли подлежащего могут выступать не только именные, но и другие части речи, даже междометие. Убедимся в этом, прочитав статью учебника, а затем составив обобщающую таблицу.
2.Изучение теоретического материала учебника.
3.Составление обобщающей таблицы «Способы выражения подлежащего».
Пример | Подлежащее |
Существительное в И.п. | Солнце светит всем. |
Местоимение в И.п. | Мы никогда не ссоримся. |
Числительное в И.п. | Двенадцать делится на шесть. |
Прилагательное или причастие в значении существительного | Взрослые часто не понимают детей. Вошедший привлек всеобщее внимание. |
Неопределенная форма глагола | Курить – здоровью вредить. |
Наречие | Очевидно не значит верно. |
Междометие | Вдали послышалось ура. |
Неделимое словосочетание | Прошло несколько дней. |
4.Выполнение учащимися разноуровневых заданий
1-й уровень
Спишите предложения, подчеркните подлежащее, определите, какими частями речи они выражены
1.Мама развела на берегу костер, приготовила обед и чай.
2.Мы вернулись к нашим удочкам.
3. Кто-то громко назвал меня по имени.
4. Иван Ильич разложил бумаги на столе.
5. Охранять природу – значит охранять Родину.
6. Девять делится на три.
2-й уровень
Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Вместо точек вставьте подлежащие, определите способ их выражения.
… теперь идут в палаты, у ворот бл..стают латы. И стоят в глазах царя … .
… обеда пр..ближался,… по двору раздался: входят …, семь удалых усачей.
… молвит: «Что за диво? … так чисто и красиво». … терем приб…рал да хозяев поджидал.
3-й уровень
Составьте предложения, употребляя данные слова в качестве подлежащих. Определите способ выражения подлежащих.
Трудиться; один из спортсменов; присутствующие; много городов; трое; никто; ау.
4. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПОКАЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Две команды. На доске написаны предложения. Участники должны выбрать слова на карточках, где написаны члены предложения и стать согласно записанному на доске предложению.
Снова что-то зашумело в лесу. (Наречие, местоимение, глагол, предлог, существительное).
Четыре человека давно его ждут. (Числительное, существительное, наречие, местоимение, глагол)
Ученикам предлагается определить подлежащее.
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
- Что такое двусоставное предложение?
- Что такое подлежащее?
- Какие способы выражения подлежащего вам известны?
- Что у вас вызвало затруднение?
1.Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и запятые.
(1)Красив был осе___ий парк.(2) М___тёт б___гря___ая м___тель по его доро___кам. (3)Уходит (в)даль ал___ея вытка___ая опавшими листьями. (4)А в стороне от а___еи – серебристые ели. (5)Концы их лап уже пос___дели всем своим видом они дают понять что к зиме готовы.
Выполните задания:
2.Из предложений по порядку через запятую выпишите подлежащие, обозначая часть речи.
3.Выпиши из текста примеры словосочетаний, укажи их вид (согласование, управление, примыкание)
- Спасибо за урок, ребята.