ПОДЛЕЖАЩЕЕ. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО.
Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Цели:
1 . обобщить знания обучающихся о подлежащем;
2. умение выделять главные члены предложения и среди них подлежащее;
3.формировать умения определять способы выражения подлежащего;
4.закреплять умения правильно согласовывать подлежащее со сказуемым;
Добрый день! Прозвенел звонок весёлый, Он позвал нас на урок, Все задания сегодня Выполнить должны мы в срок.
ОПРЕДЕЛИТЬ ВИД СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ
Тёмный дол, грохочут по холмам, участвовать в олимпиаде, приехать надолго, интересная профессия, чествовать ветеранов, упасть навзничь, просить помочь, играя на гитаре, смеющийся мальчик, сидели в креслах.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
СОГЛАСОВАНИЕ:
тёмный дол
интересная профессия
смеющийся мальчик
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
УПРАВЛЕНИЕ:
грохочут по холмам
участвовать в олимпиаде
чествовать ветеранов
просить помочь
играя на гитаре
сидели в креслах
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
ПРИМЫКАНИЕ:
приехать надолго
упасть навзничь
Когда перед вами задача – найти
Главные члены предложения,
Прежде всего, отыщите глагол,
Глагол в любом наклонении.
Потом от него мы вопросы Кто? Что?
К другим словам направляем
И подлежащее, как на крючок,
На эти вопросы поймаем.
ДОПОЛНИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Подлежащее – это … член предложения.
Подлежащее отвечает на вопросы … и …
Подлежащее связано в предложении со …
Чаще всего подлежащее может быть выражено именем … и …. в Им. падеже и согласуется в роде, … и …
Исследовательская работа
Мать обрадовала дочь.
Выхожу один я на дорогу. Это уникальная коллекция минералов.
Кто откроет дверь? Все хотят участвовать в празднике. Кто-то позвонил. Никто не ответил.
Курить – здоровью вредить. Учиться интересно.
Исследовательская работа
Во время детского чая большие сидели на балконе.
Присутствующие говорили о разном.
Восемь делится на четыре. Наше завтра будет прекрасно! Вот раздалося ау вдалеке.
Дед с бабушкой шли впереди. Мы с тобой пойдем в лес за ягодами.
Исследовательская работа
Пять человек расселись около костра.
Один из всадников размахивал шашкой. Около сорока плотников занялись починкой моста. Весь поселок собрался на площади.
У этого мастера были золотые руки .
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО
1. Существительное в им.п.
Мать обрадовала дочь.
2. Местоимение в им.п. (разных разрядов)
Выхожу один я на дорогу. Это уникальная коллекция минералов.
Кто откроет дверь? Все хотят участвовать в празднике.
Кто-то позвонил. Никто не ответил.
3. Другие части речи в значении существительного: а) прилагательное;
б) причастие;
в) числительное; г) наречие; д) междометие
Во время детского чая большие сидели на балконе. Присутствующие говорили о разном. Восемь делится на четыре. Наше завтра будет прекрасно! Вот раздалося ау вдалеке.
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО
4. Неопределённая форма глагола.
Курить – здоровью вредить. Учиться интересно.
5. Синтаксически неделимое словосочетание: а) сущ.(личн.мест.) в им.п. + сущ. (личн.мест.) в тв.п.; б) колич.числ. в им.п. + сущ. в род п.;
в) весь, сам + сущ. (мест.)
Дед с бабушкой шли впереди. Мы с тобой пойдем в лес за ягодами.
Пять человек расселись около костра. Один из всадников размахивал шашкой. Около сорока плотников занялись починкой моста. Весь поселок собрался на площади.
6. Фразеологизм.
У этого мастера были золотые руки .
ВЫВОД:
подлежащее может быть выражено существительным, прилагательным, числительным, местоимением, инфинитивом, причастием, наречием, междометием, т.е. любой частью речи, выступающей в роли существительного, а также словосочетанием.
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
Самостоятельная работа
1.Сытый голодного не разумеет.
2.Семеро одного не ждут.
3.Понимать – значит сочувствовать.
4.Небо коптить – жить бесцельно.
5.Большое окно было распахнуто.
6.Большое видится
на расстоянии.
Самостоятельная работа
1. Сытый голодного не разумеет.
2. Семеро одного не ждут.
3. Понимать – значит сочувствовать.
4.Небо коптить – жить бесцельно.
5.Большое окно было распахнуто.
6. Большое видится
на расстоянии.
ТЕСТ
1. Гости приехали утром.
2. Он был в музее.
3. Старшие помогали младшим.
4. Желающие могли покататься на лодке.
5. Два да два – четыре.
6. Завтра не наступит никогда.
7. Га-га-га слышалось на лугу.
8. Мы с сестрой радовались возвращению домой.
ТЕСТ
1.Гости
2. Он
3. Старшие
4. Желающие
5. Два да два
6. Завтра
7. Га-га-га
8. Мы с сестрой
1 КАРТОЧКА
1) Поезд ( сущ.) мчался в неясную даль, и я (личн. мест.) вспомнил зимнюю ночь в горах. 2 ) Все ( опред. мест.) притихли. Несколько человек ( неделимое словосоч.) оглянулось. Иные ( опред. мест.) вздрогнули. Другие
( опред. мест.) отошли в сторону. 3) Развевались два полковых знамени( неделимое словосоч.) , поднятые высоко. 4) Мы с товарищем ( неделимое словосоч.) выехали до заката солнца. 5) Танцующие ( прич. в знач. сущ.) теснились и толкали друг друга. 6) Вот раздалося ау ( межд. в знач. сущ.) вдалеке.
2 КАРТОЧКА
1) Двое ( числ. в знач. сущ.) уже обогнали меня. И вдруг подошёл третий( числ. в знач. сущ.) . 2) Там, где садилось солнце ( сущ.) , обозначился слабый румянец( сущ.) зари. 3) Был уже полдень( сущ.) , когда мы ( личн. мест.) возвратились в Степанчиково. 4) Дом отдыха ( неделимое словос.) стоял на бугре, поросшем густым осинником и старыми елями. 5) Б ольшинство знакомых ребят ( неделимое словос.) уже разъехалось по дачам.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§17 выучить правило; упр. № 94;
выполнить тестовые задания
Рефлексия
хорошо усвоил
отлично усвоил и могу применить на практике
усвоил хорошо,
но есть вопросы
многое непонятно