СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме "Подлежащее. Способы его выражения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка по теме "Подлежащее. Способы его выражения" в системе реализации ФГОС. В основе - деятельностный подход к обучению.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме "Подлежащее. Способы его выражения"»

Презентация  урока русского языка   Тема: Подлежащее. Способы его выражения Подготовила: Кубышина Елена Павловна, учитель 1 категории МОУ Куркинская СОШ №1

Презентация урока русского языка Тема: Подлежащее. Способы его выражения

Подготовила: Кубышина Елена Павловна, учитель 1 категории МОУ Куркинская СОШ №1

  Все в твоих руках!      Только идущий одолевает путь … (китайская пословица)

Все в твоих руках!

Только идущий одолевает путь (китайская пословица)

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА  «Готовимся к ГИА»

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА «Готовимся к ГИА»

Часть речи, которая обозначает добавочное действие к основному. Морфема, которая служит для образования формы слова. 3. Род существительного «кольраби» Поставьте слово килограмм в  форму мн.ч. Род. падежа деепричастие окончание женский килограммов
  • Часть речи, которая обозначает добавочное действие к основному.
  • Морфема, которая служит для образования формы слова.

3. Род существительного «кольраби»

  • Поставьте слово килограмм в

форму мн.ч. Род. падежа

деепричастие

окончание

женский

килограммов

 5. Найдите разносклоняемое существительное:  война  пламя  кино 6. В каком слове буква Е обозначает два звука?   лень степь синеют  ехать 7. Антоним к слову чуть-чуть 8. Способ словообразования слова взрыв много бессуффиксный

5. Найдите разносклоняемое существительное:

война

пламя

кино

6. В каком слове буква Е обозначает два звука?

лень степь синеют

ехать

7. Антоним к слову чуть-чуть

8. Способ словообразования слова взрыв

много

бессуффиксный

 9. К какой лексической группе относятся слова:  кафтан сундук аршин  мантия оброк князь  10. Синоним к слову АНТРАКТ 11. Произнесите слова в соответствии с орфоэпическими нормами: звонят, каталог, квартал, торты, туфля,  августовский, по трое , обеспечение 12. В каком слове окончание нулевое?  (направо, называя, столов, милее,  мель) историзмы перерыв

9. К какой лексической группе относятся слова:

кафтан сундук аршин

мантия оброк князь

10. Синоним к слову АНТРАКТ

11. Произнесите слова в соответствии с орфоэпическими нормами: звонят, каталог, квартал, торты, туфля,

августовский, по трое , обеспечение

12. В каком слове окончание нулевое?

(направо, называя, столов, милее,

мель)

историзмы

перерыв

Проверь себя!  Пр е од о леть с о ст о рожностью, вку сн ая см е тана, развито о б о няние, очень бл а годарить, ск о рлупа яйца, уб е дить в пр а воте, сов е ршить подви г , милые бл и знецы, упасть навзн и чь.

Проверь себя!

Пр е од о леть с о ст о рожностью, вку сн ая см е тана, развито о б о няние, очень бл а годарить, ск о рлупа яйца, уб е дить в пр а воте, сов е ршить подви г , милые бл и знецы, упасть навзн и чь.

Слово Обоняние Этимология слова Проверочное слово От об - + воняти («пахнуть») Близнецы благов о ние благодарить От близный («близкий») бл и зкий От благо («добро») + дарить Обаяние бл а го От баять («говорить»); обаять («оговорить, околдовать словами») Скорлупа Сметана От кора ба ять к о рка От  сметать («сгребать в кучу»; букв.: «собранное, снятое молоко») Убедить см ё л От беда («принуждение») Навзничь б е дный От  взничь , от утраченного  ничь   «ничком, вниз». См.  ниц , ничком (лицом вниз) Совершить ниц От верх (букв.: «поднять вверх», «довести до конца») Преодолеть в е рхний От дол («низкое место» обозначало «перейти долину») под о л

Слово

Обоняние

Этимология слова

Проверочное слово

От об - + воняти («пахнуть»)

Близнецы

благов о ние

благодарить

От близный («близкий»)

бл и зкий

От благо («добро») + дарить

Обаяние

бл а го

От баять («говорить»); обаять («оговорить, околдовать словами»)

Скорлупа

Сметана

От кора

ба ять

к о рка

От сметать («сгребать в кучу»; букв.: «собранное, снятое молоко»)

Убедить

см ё л

От беда («принуждение»)

Навзничь

б е дный

От  взничь , от утраченного  ничь   «ничком, вниз». См.  ниц , ничком (лицом вниз)

Совершить

ниц

От верх (букв.: «поднять вверх», «довести до конца»)

Преодолеть

в е рхний

От дол («низкое место» обозначало «перейти долину»)

под о л

КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ ? Приятель торопится ко мне .

КТО?

ЧТО ДЕЛАЕТ ?

Приятель торопится ко мне .

Как можно изменить порядок слов в предложении « Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка

Как можно изменить порядок слов в предложении « Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка"? Л.В.Щерба

Какой порядок слов в русском языке? Как вы считаете, связаны ли особенности порядка слов в предложении с особенностями русского менталитета?

МЕНТАЛИТЕ́Т , а,  мн.  нет,  м.  [фр. mentalité Национальный м. М. иждивенца.  (Толковый словарь иноязычных слов)  МЕНТАЛИТЕ́Т . П рисущий всем людям данной культуры или общества образ мыслей, включающий модели поведения, общие ценности и т. д. (Англо-русский экономический словарь)
  • МЕНТАЛИТЕ́Т , а,  мн.  нет,  м.  [фр. mentalité Национальный м. М. иждивенца.

(Толковый словарь иноязычных слов)

  • МЕНТАЛИТЕ́Т . П рисущий всем людям данной культуры или общества образ мыслей, включающий модели поведения, общие ценности и т. д. (Англо-русский экономический словарь)

Исправьте ошибки!  Лежащая книга на столе прочитана. Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ.

Исправьте ошибки!

Лежащая книга на столе прочитана.

Бабушка восьми лет отвезла внука

на Кавказ.

Тиха украинская … . Прозрачно … . … блещут. Своей дремоты превозмочь Не хочет …. . Чуть трепещут Сребристых тополей … .    (А.С.Пушкин. Поэма «Полтава») ночь небо Звезды  воздух листы

Тиха украинская … .

Прозрачно … . … блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет …. . Чуть трепещут

Сребристых тополей … .

(А.С.Пушкин. Поэма «Полтава»)

ночь

небо

Звезды

воздух

листы

 Подлежащее.  Способы выражение  подлежащего.

Подлежащее. Способы выражение подлежащего.

Цели и задачи : расширить представления о подлежащем; узнать о способах его выражения; научиться находить подлежащее в предложении; определять способы выражения подлежащего; правильно употреблять подлежащее в предложении

Цели и задачи :

  • расширить представления о подлежащем;
  • узнать о способах его выражения;
  • научиться находить подлежащее в предложении;
  • определять способы выражения подлежащего;
  • правильно употреблять подлежащее в предложении
обозначает то, о чем говорится в предложении подлежащее член грамматической основы способы выражения: главный член предложения отвечает на вопросы именительного падежа: кто? что?

обозначает то, о чем говорится в предложении

подлежащее

член грамматической основы

способы выражения:

главный член предложения

отвечает на вопросы именительного падежа: кто? что?

№ / № Языковой материал 1 Способы выражения подлежащего Большое окно распахнуто. 2 3 Мы никогда не ссоримся. Кто-то теряет, а кто-то находит 4 Каждый поступил бы так же. 5 Большое видится на расстоянии. 6 Вошедший привлек всеобщее внимание. 7 8 Очевидно не значит верно. Вдали послышалось ау. 9 Двадцать делится на пять. 10 Двое уже обогнали меня. 11 Восьмой не отзывается 12 Любить – значит прощать. 13 Не с глаголами пишется отдельно. 14 Прошло несколько дней. 15 Анютины глазки – небольшие яркие цветы. 16 Золотые руки – залог успеха.

/

Языковой материал

1

Способы выражения подлежащего

Большое окно распахнуто.

2

3

Мы никогда не ссоримся.

Кто-то теряет, а кто-то находит

4

Каждый поступил бы так же.

5

Большое видится на расстоянии.

6

Вошедший привлек всеобщее внимание.

7

8

Очевидно не значит верно.

Вдали послышалось ау.

9

Двадцать делится на пять.

10

Двое уже обогнали меня.

11

Восьмой не отзывается

12

Любить – значит прощать.

13

Не с глаголами пишется отдельно.

14

Прошло несколько дней.

15

Анютины глазки – небольшие яркие цветы.

16

Золотые руки – залог успеха.

Способы выражения подлежащего 1.Имя существительное в именительном падеже 2. Местоимение в именительном падеже 3.Любая часть речи в значении существительного 4.Инфинитив 5. Неделимое словосочетание

Способы выражения подлежащего

1.Имя существительное в именительном падеже

2. Местоимение в именительном падеже

3.Любая часть речи в значении существительного

4.Инфинитив

5. Неделимое словосочетание

Субстантивация  ( от  лат.  substantivum— существительное)  Переход слов других частей речи в разряд имен существительных.  Больной поправился .  Двое на качелях.  Наше завтра.  Раздавалось мерное тик-так.

Субстантивация ( от  лат.  substantivum— существительное)

Переход слов других частей речи в разряд имен существительных.

Больной поправился .

Двое на качелях.

Наше завтра.

Раздавалось мерное тик-так.

 Обратите внимание!   Подлежащее может быть выражено косвенным падежом в том случае, если оно указывает на приблизительное количество кого-либо или чего-либо.  Тридцать кораблей  вышло в море.  Около тридцати кораблей  вышло в море.  Свыше тридцати кораблей  вышло в море.

Обратите внимание!

Подлежащее может быть выражено косвенным падежом в том случае, если оно указывает на приблизительное количество кого-либо или чего-либо.

Тридцать кораблей  вышло в море.  Около тридцати кораблей  вышло в море.  Свыше тридцати кораблей  вышло в море.

Задание «Предложения рассыпались».  Не соединяя слова, найдите подлежащие.  1. деревья, от, гнулись, ветерка, малейшего;  2. реку, Грека, ехал, через;  3. везёт, на, Соньку, Санька, санках;  4.мать, дочь, любит;  5. велосипед, грузовик, разбил;

Задание «Предложения рассыпались». Не соединяя слова, найдите подлежащие.

1. деревья, от, гнулись, ветерка, малейшего;

2. реку, Грека, ехал, через;

3. везёт, на, Соньку, Санька, санках;

4.мать, дочь, любит;

5. велосипед, грузовик, разбил;

Проверим!  Хороший снежок урожай сбережет.  Проспект засыпал снег.  Направление указывает компас.  Кленовый лист срывает ветер сильный.

Проверим!

Хороший снежок урожай сбережет.

Проспект засыпал снег.

Направление указывает компас.

Кленовый лист срывает ветер сильный.

Выписать подлежащее из каждого предложения 1. Гости приехали утром. 2. Он был в музее. 3. Старшие помогали младшим. 4. Желающие могли покататься на лодке. 5. Два да два – четыре. 6. Курить - здоровью вредить. 7. Завтра не наступит никогда. 8. Га-га-га слышалось на лугу. 9. Мы с сестрой радовались возвращению домой. 10. Дуб сломал ураган.

Выписать подлежащее из каждого предложения

  • 1. Гости приехали утром.
  • 2. Он был в музее.
  • 3. Старшие помогали младшим.
  • 4. Желающие могли покататься на лодке.
  • 5. Два да два – четыре.
  • 6. Курить - здоровью вредить.
  • 7. Завтра не наступит никогда.
  • 8. Га-га-га слышалось на лугу.
  • 9. Мы с сестрой радовались возвращению домой.
  • 10. Дуб сломал ураган.
Проверка   1. гости 2. он 3. старшие 4. желающие 5. два да два 6. курить 7. завтра 8. га-га-га 9. мы с сестрой 10. ураган

Проверка

1. гости

2. он

3. старшие

4. желающие

5. два да два

6. курить

7. завтра

8. га-га-га

9. мы с сестрой

10. ураган

СИНКВЕЙН 1) Ключевое слово (существительное) – тема. 2) Два прилагательных, характеризующих тему. 3) Три глагола, показывающих действие темы. 4) Короткое предложение (не больше четырех слов) – отношение автора к теме. 5) Синоним к ключевому слову, повторяющий суть темы на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне.  

СИНКВЕЙН

1) Ключевое слово (существительное) – тема.

2) Два прилагательных, характеризующих тему.

3) Три глагола, показывающих действие темы.

4) Короткое предложение (не больше четырех слов) – отношение автора к теме.

5) Синоним к ключевому слову, повторяющий суть темы на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне.

 

Домашнее задание Для всех : составить устный рассказ по кластеру, подобрав примеры к каждому пункту. На выбор : 1) Выполнить упражнение по учебнику. ( Упр.93 на стр.56) 2) Составить по аналогии с текстом на карточке свой текст, в котором были бы представлены различные способы выражения подлежащего.

Домашнее задание

  • Для всех : составить устный рассказ по кластеру, подобрав примеры к каждому пункту.
  • На выбор :
  • 1) Выполнить упражнение по учебнику.
  • ( Упр.93 на стр.56)
  • 2) Составить по аналогии с текстом на карточке свой текст, в котором были бы представлены различные способы выражения подлежащего.
Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!