2.Актуализация знаний. Целеполагание. 3. Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения | -Ребята, посмотрите на слайд, рассмотрите выставку книг. (на выставке представлены авторские и народные сказки) -Прочитайте названия на обложке. Что это за произведения? Можно ли назвать эту выставку «Сказки»? Почему? -Кто написал эти сказки? Найдите имя автора сказки. -Как называются сказки, у которых нет конкретного автора? -На какие 2 группы можно разделить эти сказки? - Почему сказки называются народные? - Почему сказки называются авторскими? -Как вы думаете, о чём же пойдёт речь на уроке? -Прочитайте учебные задачи на стр. 33 - А вы любите сказки? За что? -Назовите свои любимые сказки. -Как вы можете отличить сказку от других произведений? -Итак, обратите внимание на слайд. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы должны будете отгадать, слушайте внимательно. (загадки на слайде) -1)Зимой белый, летом серый. -2)Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. -3)Живёт в норке, грызёт корки. Короткие ножки, боится кошки. -4)Рыжая с пушистым хвостом, Живёт в лесу под кустом. -5)На овчарку он похож. Что ни зуб – то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. -6)Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. -Угадайте, героями какой сказки являются эти животные? -Откройте стр. 33 Вспомните, как звали героев сказки «Теремок»? - Верно, ребята. А вы помните народную сказку «Теремок»? -Ребята, давайте попробуем ее вместе рассказать, но сначала посмотрите на слайд и расположите героев в порядке их появления в сказке.(на слайде: медведь, лисичка, зайчик, мышка, лягушка, волчок.) -Верно, ребята. А сейчас я начну рассказывать сказку «Теремок».А вы продолжите. Слушайте внимательно. (учитель начинает рассказывать сказку. А потом привлекает детей по мере появления героев). -А кто помнит, чем кончилась сказка? -Давайте прочитаем, как заканчивается сказка в учебнике на стр.33 -Вам понравился такой конец? Чем? -Как вы думаете, это сказка народная или ее написал писатель? -Верно, ребята. Это народная сказка, но ее пересказывали многие писатели. Сюжет, который лёг в основу сказки, стал интересен многим писателям. Её пересказывал Алексей Николаевич Толстой, иСамуил Яковлевич Маршак. Поэтому она известна в разных вариантах. А вот чей вариант мы сегодня будем читать, вы узнаете, если внимательно рассмотрите выставку. -Кто написал все эти книги? -Какова же тема нашего сегодняшнего урока? -Как вы думаете, откуда у писателя идеи для написания произведений? Прочитайте об этом в рамке на стр.33 -Вот и Чарушин когда-то услышал народную сказку и решил её переложить в стихотворной форме. С самого детства его окружала живая природа – родительский дом с огромным садом, домашний зоопарк с поросятами, кроликами, цыплятами и птицами, которых Чарушины вылечивали и выхаживали. Понятно, что в таком доме и в такой семье – его отец был известным архитектором – мог вырасти только удивительный и талантливый человек, каким и был Евгений Чарушин. Евгений Иванович Чарушин вспомнил, как ещё будучи ребёнком он, слушая сказки, держал в руке карандаш и рисовал приходящие ему на ум сюжеты. Он рос добрым, отзывчивым, любящим животных мальчиком. Мир животных – был и его миром, вот почему его рисунки были такими живыми, яркими, талантливыми, вот почему не одно поколение юных читателей завороженно рассматривало его рисунки и зачитывалось его рассказами. | Смотрят на слайд. К. Чуковский Муха-цокотуха, Катаев Цветик-семицветик, Каша из топора, Курочка Ряба. Да, эту выставку можно назвать «сказки», потому что на одних сказках мы видим автора, а на других сказках нет автора. Сказку Муха-цокотуха написал –Корней Чуковский Сказку Цветик-семицветик написал автор – Валентин Катаев А на сказках каша из топора, и курочка Ряба – авторы не указаны. Сказки, у которых нет конкретного автора – называются народные сказки. Авторские и народные Сказки называются народные, потому что их придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Сказки называются авторскими, потому что их написал определённый человек. Мы будем говорить о сказках. Учебные задачи: 1)Определить и назвать героев сказки; 2)Сравнить авторскую и народную сказку. Мы любим сказки за то, что там есть чудо и волшебство. Они учат нас быть добрыми и показывает на примере победу добра над злом. Ответы детей. Отличие заключается в торжестве добра, т.е какая бы не была плохая ситуация, в ней враги всегда оказываются повержены, и всё заканчивается благополучно, а в других произведениях, всё бывает не настолько оптимистично. В сказках очевидна мораль. Смотрят на слайд. 1) Заяц 2) Лягушка 3) Мышка 4) Лиса 5) Волк 6) Медведь Сказка «Теремок» Мышка-норушка, зайчик-побегайчик, лягушка-квакушка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь косолапый Ответы детей. Смотрят на слайд, располагают героев. 1)мышка-норушка;2)лягушка-квакушка;3)зайчик-побегайчик;4)лисичка-сестричка;5)волчок-серый бочок;6)медведь косолапый В поле стоял теремок. Мимо пробегала мышка-норушка решила, что теперь это её домик. Вскоре с ней вместе начинают жить лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок. Однако мимо проходил медведь косолапый и разрушил теремок. Сказка закончилась тем, что медведь полез в теремок, теремок затрещал, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы. Слушают учителя, читают. Да, конец понравился тем, что в этом конце сказки не сломлен теремок и что он остался цел. Это сказка народная. Эти книги написал Чарушин Е. Чарушин сказка «Теремок» Слушают учителя, читают. Слушают учителя. | Коммуникативные умение выражать свои мысли. Познавательные: умение строить речевое высказывание. Регулятивные:определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. |
8. Этап перечитывания. Анализ произведения. 9. Физкультминутка | -Ребята, вспомните учебную задачу урока.(можно еще раз перечитать) -Давайте выясним, чем сказка «Теремок» в пересказе Е.Чарушина похожа на народную. -Название одинаковое или разное? -Найдите и прочитайте зачин авторской сказки. -Как начинается народная сказка? -Сколько героев в народной сказке. А в авторской? Назовите их. -В одинаковой ли последовательности они появлялись в сказках. Вспомните. -Выясним, чем сказка «Теремок» в пересказе Е.Чарушина отличается от народной. -Вспомните имена героев. Есть различия? -Чем речь героев народной и авторской сказки отличается? -Как говорят герои авторской сказки? Прочитайте, как говорит мышка. И т.д. -Такие слова называются звукоподражаниями. (на слайде: звукоподражание). Прочитайте хором. -Сравним концовки сказок. Послушайте, я вам прочитаю концовку авторской сказки. А теперь народной. Есть отличия? -Как ведут себя герои сказки? -Ребята, так много героев, и все они очень разные. Как же они могли уложиться в таком маленьком теремочке? -Хорошо, ребята. -Ребята, давайте встанем из-за своих парт и немного разомнёмся. Повторяйте движения за мной: Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять – руками помахать И на место тихо встать. -Присаживайтесь на свои места, продолжаем работу. | Вспоминают. Одинаковое Стоит в поле теремок, теремок,Он не низок, не высок, не высок. Стоит в поле теремок В авторской 6 героев (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь), в народной 6 героев (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь) Да, в одинаковой Да, в народной зайчик-побегайчик, в авторской заяц-увёртыш; в народной волчок-серый бочок, в авторской волк-из-за кустов хватыш; в народной медведь косолапый, в авторской медведь-тяпыш-ляпыш В авторской – животные говорят слова звукоподражания, а в народной нет. 1) Мышка – Пик, Пик, Пик! 2) Лягушка – Ква, Ква, Ква! 3) Заяц – Чук, Чук, Чук! 4) Лиса – Тяф, Тяф, Тяф! Слушают учителя, читают. Да, есть отличия, в авторской сказке конец: Как навалился Мишка на теремок, так теремок и рассыпался. А все звери разбежались. Стал медведь их ловить, да никого не поймал. Где ему, такому косолапому! В народной сказке конец: Затрещил теремок, упал набок и развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок – все целы и невредимы. Принялись они брёвна носить, доски пилить – новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили! Герои ведут себя дружно. Они были дружные, и уступали друг другу место. | Регулятивные: умение соотносить свои действия с действиями учителя. Познавательные: умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: умение выражать свои мысли достаточно полно и точно. Регулятивные: умение соотносить свои действия с действиями учителя;умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную; Коммуникативные: умение слушать; |
10.Обобщение (вторичный синтез) | -Чему можно поучиться у героев? -Прочитайте пословицы и объясните их смысл: 1)В тесноте, да не в обиде. 2)Знает сорока, где зиму зимовать. 3)Согласие крепче каменных стен. (на слайде пословицы) -Какая из пословиц подходит к сказке Е. Чарушина «Теремок»? Почему? -Молодцы, ребята! Давайте выполним работу в группах. Работа в группах. 4 героя-4 группы. Каждой группе выдается картинка с героем. Задание: найдите отрывок, в котором появляется этот герой. Распределите роли. Подготовьтесь выразительно читать. Проверка. Оценивание групповой работы. | Жить дружно, помогать друг другу. 1) Смысл этой пословицы состоит в том, что добрые и взаимно уважительные отношения между людьми очень важны. Главное – чтобы не было обид, и чтобы всем было хорошо. 2) Смысл этой пословицы говорит в переносном смысле о человеке, который может подстроиться под любые неблагоприятные обстоятельства, приспособиться к любым условиям.Обычно это бывает вызвано необходимостью, чтобы выйти из затруднительного или даже опасного положения. 3) Смысл пословицы заключается в том, что самой крепкой стеной является согласие, ведь на согласии основываются самые крепкие отношения. Больше всего из пословиц к сказке Е. Чарушина «Теремок» подходит пословица такая как: «В тесноте, да не в обиде». Потому что Е. Чарушин рассказывает о зверях, которые стали дружно жить в одном теремке, хоть и разные были звери в живой природе, они могли съесть друг друга, но в одном домике все ужились мирно. Выполняют работу в группах. | Познавательные:развивать творческую деятельность. |