СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Топографическая карта".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Топографическая карта".»

ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА.


I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

ПИСЬМЕННО (у доски): а) по административной карте определить координаты городов:

Псков- 57°с.ш. 28°в.д. Чита- 52°с.ш. 114°в.д Владивосток- 43°с.ш.132°в.д

б) определить протяженность в градусах и км между городами, расположенными на одной широте 51°с.ш.: Белгород (36°в.д) – Благовещенск (127°в.д): 127-36=91° х 71,7=6524,7 км.

УСТНО: А) Что такое карта, какие математические показатели ее характеризуют?

Б) Проекции карт, как изображают местность?

III. Актуализация знаний. Изучение нового материала.

-Сегодня мы возвращаемся к теме: «Топографические карты». Представьте, что вы идете в поход далеко от поселка. Вам нужно приготовиться к условиям неизвестной местности, в которой вы никогда не были, нужно подумать, какое снаряжение, какую одежду взять, возможно – подготовиться к переходу реки, оврага и т. д.

-   Откуда вы сможете получить информацию о районе похода?  (По карте.)

Показываю две карты: географическую и топографическую.

-    Какую карту нужно взять в поход?  (Топографическую.)

Работа учителя. Обращаю внимание детей на рисунок 3 учебника и задаю вопрос:

-       Какое изображение местности лучше и удобнее использовать для изучения и описания района, где будет проходить маршрут похода? (Топографическую карту.)

-    Почему именно топографическую карту? Вспомним условные знаки карты (показ знаков +).

  План местности - простейший вид карты, это чертеж небольшого (порядка 0,5 км) участка местности в крупном масштабе в условных знаках. План напоминает вид сверху и похож на аэрофотоснимок, но предметы здесь показываются условными знаками и сопровождаются надписями. В отличие от карты на план наносятся все объекты (для карты отбираются самые существенные), изображаются значительно меньшие территории, для которых искажения за счет кривизны поверхности настолько малы, что могут не учитываться.

В любую погоду и время суток направление на север показывает стрелка компаса, прибора указывающего направление магнитного меридиана. Географический и магнитный меридианы не совпадают, как не совпадают соответствующие полюса, поэтому чтобы найти точное направление на север, надо учитывать угол между северным направлением географического меридиана и направлением северного конца магнитной стрелки - магнитное склонение.

Разбор материала по учебнику стр. 14. Если северный конец магнитной стрелки компаса отклоняется к востоку от географического меридиана склонение называется восточным и имеет знак плюс (положительное), при отклонении к западу - западным и имеет знак минус (отрицательное). Магнитное склонение указывается на топографических картах. Например, магнитное склонение Москвы +8°. Точное направление на объект показывает географический (истинный) азимут - угол, который отсчитывают от северного конца географического меридиана по часовой стрелке до направления на предмет.

Азимут. Работа по рисунку 4 учебника на стр. 13.

IV. Работа по топографической карте учебника. - Определите от с. Рыжово:


Объект

Направление

Азимут

Магазин

Тополь

Школа

Высота 152,8

Родник

СВ

В

ВСВ

ССВ

С

40°

90°

110°

350°


V. Закрепление материала.

Вопросы к параграфу стр. 16.

VI. Домашнее задание: § 2, подготовиться к практической работе №2 по топографической карте.







Практическая работа №2.

Определение по топографической карте азимута, направлений и расстояний.


Вариант 1. Топографическая карта У-34-37-В (Снов)

Центр

Объекты

Направление

Азимут

Расстояние

Кирпичный

завод в

Каменногорске

1. гора Большая

ССВ

20°

22,5 см=11,250км

2. Церковь в с. Федоровка

ЗЮЗ

250°

9 см = 4,5 км

3. Мукомольный завод в г. Снов

ЮЮЗ

195°

5 см = 2,5 км

4. гора Михалинская

СЗ

300°

4,5 см= 2,25 км

5. с. Калитино

ССЗ

355°

16 см= 8 км


Практическая работа №2.

Определение по топографической карте азимута, направлений и расстояний.

Вариант 2. Топографическая карта У-34-37-В-в (Снов)

Центр

Объекты

Направление

Азимут

Расстояние

гора

Дубровина

h= 216,4 м

1. школа в с. Ивановка

ССЗ

350°

16 см= 4 км

2. остров в Черном озере

ЮВ

140°

18,5 см= 4,625 км

3. ключ Белый возле г.Снов

ЮВ

147°

21 см= 5,25 км

4. пристань в с. Быково

СВ

45°

15,3 см= 3,825 км

5. мост в д. Дровяная

ЗЮЗ

250°

15,8 см= 3,95 км


Практическая работа №2.

Определение по топографической карте азимута, направлений и расстояний.

Вариант 3. Топографическая карта У-34-37-В-4 (Снов)

Центр

Объекты

Направление

Азимут

Расстояние

Церковь

в г. Снов

1. село Вороново

ССЗ

340°

24,5 см= 2,45 км

2. каменный карьер п. Новый

З

265°

9,4 см= 940 м

3. мукомольный завод с. Добрынино

ССВ

18°

26,5 см= 2,65 км

4. гора Голая h= 156,9 м

ССЗ

310°

23 см= 2,3 км

5. ключ Белый

ССЗ

345°

7,1 см= 710 м















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!