СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекты уроков по географии на тему "география в повседневной жизни".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

О роли географии в нашей жизни

География — та арена, на которой проходит человеческая жизнь . — В. Г. Белинский Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов. — Леонардо да Винчи

На вопрос «Нужна ли нам география? Сталкиваемся ли мы с ней в жизни?»- иногда слышишь отрицательный ответ. Это говорит о том, что люди не задумываются о роли географии в нашей жизни, а ведь мы с ней сталкиваемся везде: в школе, в путешествиях, при просмотре новостей, чтении книг и т.д. Можно сказать, что география - это неотъемлемая часть нашей повседневной жизни.

 

География - система наук о земле, занимающаяся комплексным изучением природы, населением и хозяйства. В географии выделяют:

-  физико-географические науки - это океанология, климатология, гидрология суши, география почв и другие;

-  общественные науки - экономическая и региональная география,  география населения, политическая география;

- общегеографические – страноведение, картография и геоэкология

 

Как взаимосвязаны между собой наша жизнь и география? Очевидно, на уроках надо чаще обращать внимание на связь теории с практикой, на то, что происходит с вокруг нас. Без географии невозможно изучать туризм, демографию, политологию, распределение хозяйства и культурных достопримечательностей, закономерности в размещении населения. Каким образом природные процессы, происходящие на Земле, могут нас затронуть? Какие знания необходимо иметь, отправляясь в путешествие. Рассмотрим некоторые примеры.

Знание географии и ОБЖ помогает нам ориентироваться и не заблудиться в лесу, позволяет избежать встречи с опасностью. Можно воспользоваться навигатором, который поможет добраться до места назначения. Но он не поможет нам, если не знать карту местности. На уроках  ребята работают с планом местности, с топографической картой, учатся их читать. Прежде чем идти в лес, поход, следует   изучить карту предстоящего маршрута. Навигатор может отказать в лесу, к тому же он есть не у каждого человека.  В СМИ периодически передают сообщения о несчастных случаях.  Если люди теряются в лесу, то часто не знают, как себя вести.  В школе ребята разбирают разные ситуации и учатся определять своё местоположение при помощи компаса, часов, растений.

 

В последнее время мы все чаще наблюдаем неблагоприятные природные явления : наводнения, ураганы, аномальные температуры воздуха. Климатологи, океанологи, экологи говорят о глобальном изменении климата, включающем повышение средней годовой температуры воздуха, которая влечет за собой таяние ледников и повышение уровня Мирового океана. Будут затоплены достаточно большие территории прибрежных государств. Затронет ли эта проблема  жителей нашей страны, в том числе и петербуржцев? Как тогда может измениться наша жизнь? Оказывается, многие не задумываются над этими вопросами.

 

Все мы любим путешествовать. Однако, прежде чем отправляться в путешествие в другие  страны, необходимо познакомиться с географическим положением, особенностями природы, культуры и быта населения. Не всегда сотрудники турфирм расскажут об особенностях страны, региона. Мы должны учитывать разницу во времени,  климате, национальной кухне. Без знания особенностей климата невозможно грамотно спланировать отдых. На уроках географии  ребята знакомятся с особенностями климата в разных регионах. Например, мы говорим  об особенностях муссонов, в какое время года лучше лететь в страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Необходимо вспомнить  об опасных погодных явлениях( смерчах , ураганах, тайфунах), как часто  они происходят и почему. Следует напомнить о правилах поведения при угрозе цунами.

Изучая страны, мы обращаем внимание на особенности национальной кухни, т.к. часть ребят даже не представляет, какие продукты употребляют жители  разных регионов. Многие видят экзотические фрукты в магазинах, но не знают, где они растут. Можно предложить  ученикам посмотреть, откуда привозят  к нам фрукты и овощи, поинтересоваться, чем они полезны, где расположены эти страны, показать их на карте.

При рассмотрении отдельных стран, материков необходимо использовать отрывки из произведений Ж. Верна, Ф.Купера, М.Рида и др. авторов. При работе с текстом у ребят появляется интерес к  книге, желание посмотреть фильм по  данному произведению. Для расширения представления о странах можно предложить подготовить презентации, поучаствовать в проектной деятельности, включающей в себя не только географию, но литературу, иностранный язык. Взять материал не только из литературных источников, энциклопедий, но вставить свои фотографии,  поделиться своими впечатлениями о пребывании в стране.

 

Отдельный разговор об изучении географии нашей страны. «Теперь молодые люди недостаточно знают географию не только России, но и родного края»- констатировал В.В.Путин в своём выступлении на заседании попечительского совета Русского Географического общества. (Российская газета от 24.04.2017). Изучая регионы нашей страны, мы используем дополнительные источники информации, свои впечатления от поездок по стране. Ребята готовят презентации по субъектам РФ или по отдельным регионам. Представляют не только конкретные данные, но и показывают красоту субъекта: это архитектурные и природные памятники. Можно вспомнить и исторические личности, украсить выступление  отрывками из стихотворений (связь с литературой). Порой дети не представляют , где находится Музей-усадьба «Ясная поляна»  или государственный музей-заповедник «Тарханы», Тамань. Большую помощь оказывают материалы РГО.

Безусловно, изучать географию лучше в путешествиях. Это позволило бы пробудить в ребёнке интерес к предмету через собственное впечатление. К сожалению, это не всегда реально, т.к. многие не могут себе это позволить.

 

Хотелось бы несколько слов сказать о нашем городе. Санкт-Петербург, является городом многонациональным.  В Санкт-Петербург приезжали и приезжают жить и творить люди разных национальностей, которые всегда здесь мирно  уживались. В настоящее время в городе  живут представители около 140 национальностей. Мы должны воспитывать  культуру толерантности в молодежной среде, концентрировать внимание учеников на изучении традиций, культуры народов в многообразии форм их существования, деятельности людей. «Наряду с историей Отечества, русским языком, литературой география служит основой формирования патриотических ценностей, культурной, национальной идентичности и самосознания", - подчеркивал   в своём выступлении на заседании попечительского совета Русского географического общества  В.В.Путин (цитата по «Интерфаксу») .

Нужна ли нам география? Конечно, каждый отвечает по-разному. Но то, что мы сталкиваемся с ней постоянно, трудно отрицать.

 

 

Ссылки: 1. Выступление Владимира Путина на заседании Попечительского Совета Русского географического общества (24 апреля 2017 года, Санкт-Петербург) http://www.kremlin.ru/events/president/news/54363

2. https://tass.ru/spec/climate

 

Просмотр содержимого документа
«Конспекты уроков по географии на тему "география в повседневной жизни".»

Скрипцова Т.О.



О роли географии в нашей жизни

География — та арена, на которой проходит человеческая жизнь . — В. Г. Белинский
Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов. — Леонардо да Винчи

На вопрос «Нужна ли нам география? Сталкиваемся ли мы с ней в жизни?»- иногда слышишь отрицательный ответ. Это говорит о том, что люди не задумываются о роли географии в нашей жизни, а ведь мы с ней сталкиваемся везде: в школе, в путешествиях, при просмотре новостей, чтении книг и т.д. Можно сказать, что география - это неотъемлемая часть нашей повседневной жизни.


География - система наук о земле, занимающаяся комплексным изучением природы, населением и хозяйства. В географии выделяют:

- физико-географические науки - это океанология, климатология, гидрология суши, география почв и другие;

- общественные науки - экономическая и региональная география, география населения, политическая география;

- общегеографические – страноведение, картография и геоэкология


Как взаимосвязаны между собой наша жизнь и география? Очевидно, на уроках надо чаще обращать внимание на связь теории с практикой, на то, что происходит с вокруг нас. Без географии невозможно изучать туризм, демографию, политологию, распределение хозяйства и культурных достопримечательностей, закономерности в размещении населения. Каким образом природные процессы, происходящие на Земле, могут нас затронуть? Какие знания необходимо иметь, отправляясь в путешествие. Рассмотрим некоторые примеры.

Знание географии и ОБЖ помогает нам ориентироваться и не заблудиться в лесу, позволяет избежать встречи с опасностью. Можно воспользоваться навигатором, который поможет добраться до места назначения. Но он не поможет нам, если не знать карту местности. На уроках ребята работают с планом местности, с топографической картой, учатся их читать. Прежде чем идти в лес, поход, следует изучить карту предстоящего маршрута. Навигатор может отказать в лесу, к тому же он есть не у каждого человека. В СМИ периодически передают сообщения о несчастных случаях. Если люди теряются в лесу, то часто не знают, как себя вести. В школе ребята разбирают разные ситуации и учатся определять своё местоположение при помощи компаса, часов, растений.


В последнее время мы все чаще наблюдаем неблагоприятные природные явления : наводнения, ураганы, аномальные температуры воздуха. Климатологи, океанологи, экологи говорят о глобальном изменении климата, включающем повышение средней годовой температуры воздуха, которая влечет за собой таяние ледников и повышение уровня Мирового океана. Будут затоплены достаточно большие территории прибрежных государств. Затронет ли эта проблема жителей нашей страны, в том числе и петербуржцев? Как тогда может измениться наша жизнь? Оказывается, многие не задумываются над этими вопросами.


Все мы любим путешествовать. Однако, прежде чем отправляться в путешествие в другие страны, необходимо познакомиться с географическим положением, особенностями природы, культуры и быта населения. Не всегда сотрудники турфирм расскажут об особенностях страны, региона. Мы должны учитывать разницу во времени, климате, национальной кухне. Без знания особенностей климата невозможно грамотно спланировать отдых. На уроках географии ребята знакомятся с особенностями климата в разных регионах. Например, мы говорим об особенностях муссонов, в какое время года лучше лететь в страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Необходимо вспомнить об опасных погодных явлениях( смерчах , ураганах, тайфунах), как часто они происходят и почему. Следует напомнить о правилах поведения при угрозе цунами.

Изучая страны, мы обращаем внимание на особенности национальной кухни, т.к. часть ребят даже не представляет, какие продукты употребляют жители разных регионов. Многие видят экзотические фрукты в магазинах, но не знают, где они растут. Можно предложить ученикам посмотреть, откуда привозят к нам фрукты и овощи, поинтересоваться, чем они полезны, где расположены эти страны, показать их на карте.

При рассмотрении отдельных стран, материков необходимо использовать отрывки из произведений Ж. Верна, Ф.Купера, М.Рида и др. авторов. При работе с текстом у ребят появляется интерес к книге, желание посмотреть фильм по данному произведению. Для расширения представления о странах можно предложить подготовить презентации, поучаствовать в проектной деятельности, включающей в себя не только географию, но литературу, иностранный язык. Взять материал не только из литературных источников, энциклопедий, но вставить свои фотографии, поделиться своими впечатлениями о пребывании в стране.


Отдельный разговор об изучении географии нашей страны. «Теперь молодые люди недостаточно знают географию не только России, но и родного края»- констатировал В.В.Путин в своём выступлении на заседании попечительского совета Русского Географического общества. (Российская газета от 24.04.2017). Изучая регионы нашей страны, мы используем дополнительные источники информации, свои впечатления от поездок по стране. Ребята готовят презентации по субъектам РФ или по отдельным регионам. Представляют не только конкретные данные, но и показывают красоту субъекта: это архитектурные и природные памятники. Можно вспомнить и исторические личности, украсить выступление отрывками из стихотворений (связь с литературой). Порой дети не представляют , где находится Музей-усадьба «Ясная поляна» или государственный музей-заповедник «Тарханы», Тамань. Большую помощь оказывают материалы РГО.

Безусловно, изучать географию лучше в путешествиях. Это позволило бы пробудить в ребёнке интерес к предмету через собственное впечатление. К сожалению, это не всегда реально, т.к. многие не могут себе это позволить.


Хотелось бы несколько слов сказать о нашем городе. Санкт-Петербург, является городом многонациональным. В Санкт-Петербург приезжали и приезжают жить и творить люди разных национальностей, которые всегда здесь мирно уживались. В настоящее время в городе живут представители около 140 национальностей. Мы должны воспитывать культуру толерантности в молодежной среде, концентрировать внимание учеников на изучении традиций, культуры народов в многообразии форм их существования, деятельности людей. «Наряду с историей Отечества, русским языком, литературой география служит основой формирования патриотических ценностей, культурной, национальной идентичности и самосознания", - подчеркивал в своём выступлении на заседании попечительского совета Русского географического общества В.В.Путин (цитата по «Интерфаксу») .

Нужна ли нам география? Конечно, каждый отвечает по-разному. Но то, что мы сталкиваемся с ней постоянно, трудно отрицать.



Ссылки:
1. Выступление Владимира Путина на заседании Попечительского Совета Русского географического общества (24 апреля 2017 года, Санкт-Петербург) http://www.kremlin.ru/events/president/news/54363

2. https://tass.ru/spec/climate




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!