Конспект урока
Студент-практикант: Степанян Наталья Геннадьевна
Учитель начальных классов: Кучина Елена Васильевна
ОУ: МОУ «Лицей № 12»
Дата:15.02.18
УМК: « Начальная школа XXI века»
Предмет: Математика
Тема урока: «Умножение числа 9 и деление на 9».Девятая часть числа.
Тип урока: открытие нового знания
Образовательные технологии: презентация, таблица умножения на 9.
Цели урока:
Обучающие:
-познакомить с таблицей умножения на 9;
-уметь устанавливать связь с ранее изученными таблицами на 2,3,4,5,6,7,8;
-узнать о некоторых секретах умножения на 9.
Развивающие:
-развивать аналитическое мышление, познавательные умения, умение учебного труда;
- развивать умение работать в паре, выполнять самоконтроль и самооценку.
Воспитательные:
-воспитывать познавательный интерес к математике, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
-уметь перерабатывать полученную информацию;
-уметь устанавливать взаимосвязь компонентом умножения в ходе решения примеров.
2. Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
-воспроизводить действия исследования, поиска и отбора необходимой информации;
-извлекать структуру информации;
-объяснять логические действия и операции;
-строить моделирование изучаемого содержания;
-приводить способы решения задач.
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
-составлять последовательность выполнения действий;
-прогнозировать, корректировать исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
-способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
-анализировать и оценивать способ действия и его результата с заданными эталонами;
Коммуникативные УУД:
-уметь сотрудничать с учителем и одноклассниками при парной, или коллективной работе;
-высказывать и отстаивать с достаточной полнотой и точностью свои мысли;
-умение принимать решение, брать ответственность на себя.
3. Личностные результаты:
- самостоятельно делать выбор, опираясь на общие правила;
-находить и исправлять собственные ошибки
-оценивают свою собственную учебную деятельность
-применять в повседневной жизни .
Оборудование: учебник «Математика» 2 класс,2 часть, В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва, презентация, таблица умножения на 9,карточки с заданиями
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Мотивация к деятельности. | - Доброе утро, сегодня я раскрою вам секрет одной девицы-цифры, а может даже несколько её секретов. | Настраиваются на урок | 1) Регулятивные: - волевая саморегуляция;2)Личностные:- смыслообразование3)Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
II. Актуализация имеющихся знаний. | -Перед этим посмотрите на доску и вспомните, что это за компоненты? -Расставьте их в правильной последовательности. - Молодцы!Вспомнили, а теперь проверим, как хорошо вы знаете таблицу умножения. Открываем тетради, записываем число, классная работа.  -Запишите пример полностью, вставьте пропущенное число. -Сравните и проверьте свое решение с решением на доске, карандашом ставьте «+», если они совпадают или «?», если нет. -Сейчас мы посчитаем устно. 
| Это компоненты умножения и деления. Поочередно выходят и расставляют компоненты. Записывают число, классная работа. Решают математический диктант в тетради самостоятельно, проверяют по эталону, оценивают работы. Да. Читают выражения полностью, решают табличные случаи умножения и деления. | 1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
III. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание. | -А вот у нас и остался последний пример с девицей-цифрой. Вы знаете, результат этого действия? - Чем сегодня мы займемся? С каким числом поработаем? Откройте учебник на стр. 55-ой. Запишите только-то выражение, с которым вы познакомились сейчас. - Посмотрите внимательно на таблицу, подумайте, знакомы ли вам эти примеры? А когда вы с ней успели познакомиться? Где встречались вам эти примеры? | Не знаем или 81. Открывают учебник. Да, знакомы. Мы с ними познакомились, когда изучали таблицу умножения на 2,3,4,5,6,7 и 8. Записывают в тетради 9*9=81 С числом 9. | 1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. |
IV. Совместное открытие знаний. | Я поведаю вам о некоторых её секретах. 1. И первый секрет такой: На девять можно умножать на пальцах. Чтобы умножать на 9 нам нужно: -Развернуть ладони к себе. -Мысленно пронумеровать пальцы слева на право. -Выбрать число, на которое будем умножать на 9 и согнуть соответствующий этому числу палец, смотрим какое число у нас получилось. -До загнутого пальца у десятки, а после единицы.  - У всех так получилось? Тогда проверим № 2. №2 Обратите на него внимание, здесь необходимо второй множитель поставить на первое место, записать выражение и решить его. -Какое число во всех этих примерах является вторым множителем? - Куда мы его переместим? (пример на доске) После чего запишем полученное выражение и найдем ответ. - Проверьте себя по таблице умножения, если все верно поставьте на полях плюс. А чтобы узнать следующий секрет этой цифры вам необходимо решить задачу №5, №6. | Повторяют за учителем, вспоминают способ умножения на пальцах. Нумеруют пальцы. Выбирают число. Сгибают палец. Называют число, которое у них получилось. Решают выражения на пальцах №2. Записывают выражения, поставив второй множитель на первое место. 9 На первое место. Проверяют себя по таблице умножения. Ставят «+» или «?» | 1)Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества 2) Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения |
V. Первичное закрепление во внешней речи. | Найдите №6 с. 56 Из четырех самолетов выпрыгнуло по 9 парашютистов. Вопрос: сколько всего было парашютистов. - О чем идет речь в задаче? - Сколько было самолётов? - А сколько было парашютистов? - С помощью, какого действия мы можем найти решение? - Записывайте решение в тетради. - Сколько парашютистов у нас получилось?  | Выслушивают условие задачи. О парашютистах и самолетах 4 самолета Неизвестно, но известно, что из каждого самолета выпрыгнуло 8 парашютистов. 8*4=32 Решают аналогичную задачу из учебника. Узнают новые секреты числа 9. Проверяют некоторые из них. | 1) Регулятивные: - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. 2) Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить высказывания. |
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | №5с.56 – Сколько кирпичей в каждом ряду? (9 кирпичей.) – Сколько рядов в этой кладке? (5 рядов.) – Из скольких кирпичей состоит кладка? Запись: 9 · 5 = 45 (к.).  №7: - Следующую задачу решите, запишите самостоятельно. 2. Секрет – у результата умножения на 9 есть особенность, присмотритесь к ним, если двигаться вниз, то десятки произведения возрастают на +1, а единицы убывают -1. 3. Секрет «Волшебное зеркало». Если мы подставим зеркало к нашей таблице умножения на 9, то получим ответы, наоборот. 4. Секрет сумма цифр произведения =9. Если хотите, можете проверить, сложив цифры произведения (1+8, 2+7, 3+6...) | | 1) Регулятивные: прогнозирование |
VII. Включение в систему знаний и повторение. | -Откроем рабочую тетрадь на стр.26. Выполним № 1 и 2.Работаем по цепочке.  | | 1) Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
VIII. Рефлексия. | -С какими секретами умножения и деления на число 9 вы познакомились? -Что было самым интересным на уроке? Что ты расскажешь дома родителям? | Перечисляют секреты с которыми познакомились .Варианты учащихся. | 1) Коммуникативные: - умение выражать свои мысли - оценивание качества своей и общей учебной деятельности |
IX. Домашнее задание. | Домашнее задание: № 27, 28 (учебник); задание № 3 (рабочая тетрадь). | | |
5