СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Введение. Что изучает География России. Население и хозяйство."

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока на тему "Введение. Что изучает География России.  Население и хозяйство."

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Введение. Что изучает География России. Население и хозяйство."»

Тема: Введение. Что изучает География России.

Население и хозяйство.


Тип урока

Актуализация знаний и умений.

Цели

Способствовать формированию представлений обучающихся об экономической и социальной географии России, ее особенностях и задачах, значимости науки для отдельного взятого гражданина России, о роли ученых в развитии науки географической науки, создавать условия для повторения и обобщения знаний хозяйстве России, полученных в курсе географии 8 класса, знакомство со структурой учебника, формирования умений работать с различными источниками знаниями.

Образовательные ресурсы

Учебник География России. Население и хозяйство.

План урока

1. Роль географии в решении экономических, социальных и экологических проблем России.

2. Знакомство со структурой курса экономической и социальной географии России, различными источниками географических знаний, требованиям к знаниями умениям, формами аттестации и контроля.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический..

Формы: индивидуальный, фронтальный.

Основные понятия

Экономическая и социальная география..

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научиться: называть источники географических знаний, имена ученых-географов России; определять задачи экономической и социальной географии России; объяснять значение географических знаний.

Познавательные: строят логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной и письменной форме, делают выводы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении познавательных задач.

Регулятивные: самостоятельно определять цели обучения и формулируют новые задачи.

Обладают готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.


Структура урока.


I. Мотивация к учебной деятельности.

Тема сегодняшнего нашего урока. “Введение. Что изучает География России. Население и хозяйство».

- Давайте вспомним, что такое география? (География - это наука о природе и земной поверхности, о развитии и размещение населения и его хозяйственной деятельности).

- Это одна из древнейших наук, которая в разные периоды времени играла неодинаковую роль, вначале это носило чисто описательный и познавательный характер.

II. Актуализация знаний.

В прошлом году вы познакомились с природой России, разнообразием ее природных условий и ресурсов. Вы узнали, как обширна и многообразна наша страна; неиссякаемые и полноводные реки, бескрайние леса, широкие знойные степи. Модно еще долго перечислять богатства России, но стоит сказать главном – о ее народе. Россия – это прежде всего российский народ, это и вы и я с нашими радостями и заботами, проблемами и любовью. В качестве эпиграфа к нашему уроку я выбрала слова великого русского полководца Александра Суворова: «Горжусь, что я – россиянин».

Давайте задумаемся, чем мы можем гордится, являясь россиянами.

III. Изучение нового материала.

«Сколько происходит пользы от географии человеческому роду, о том всяк, имеющий понятие, рассудить может…» (М.В. Ломоносов)

Сегодня мы приступаем к изучению новой для вас науки – экономической и социальной, или общественной, географии. Экономическая география имеет не только общеобразовательную но и практическое значение. Она учит, как правильно разместить хозяйственные объекты, где целесообразнее строить те или другие предприятия. От того насколько обоснованно выбрано для создания производства, настолько правильно определенно направление хозяйства целых районов, зависят затрата труда и средств на производство продукции, а следовательно, и производительность труда. На развитие и размещение хозяйства большое влияние оказывает природные условия, уровень развития техники, обеспеченность трудовыми ресурсами. Только всесторонний учет этих условий позволит правильно разместить хозяйство на территории страны. Именно поэтому экономическая география опирается на данные таких наук как физическая география, история, физика и т.д.

Нужна ли сегодня география каждому человеку? География комплексная наука, в ее состав многие дисциплины и научные области. Каковы же задачи географии?


Задачи географической науки.


Создание новых объектов

Управление

Предсказание

Описание


Объяснение


Ради чего?


Чтобы:

- помогать обществу решать различные проблемы;

- способствовать устойчивому развития общества;

- способствовать развитию культуры каждого человека;

- создавать у каждого человека образ страны.









Зарождение экономической и социальной географии в России относится к середине 18 века, что было связано с экономическим и политическими успехами страны, расширением и активным изучением ее территории, созданием всероссийского рынка. Впервые термин «экономическая география» употребил М.В. Ломоносов в 1760 году. С момента своего возникновения экономическая география была тесно связана с комплексными общегеографическими исследованиями и нацелена на решение практических задач освоения новых территорий, стремление к целостному познанию России.

Большой вклад в науку внесли многие ученые-географы России: Василий Никитович Татищев, Иван Кириллович Кириллов, Константин Иванович Арсеньев. Основоположником отечественной экономической и социальной географии Николай Николаевич Баранский.

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного.

- Что изучает экономическая и социальная география России? (Экономику(хозяйство) и население, их размещение на территории страны)

- Кто является основоположником отечественной экономической и социальной географии? (Николай Николаевич Баранский)

- Каковы основные задачи географии? (Описание, объяснение процессов происходящих в стране, предсказание и прогноз изменений, которые могут наступить при том или ином воздействии человека, управление географическими объектами, создание новых объектов, т.е. география должна помогать обществу решать те или иные конкретные проблемы, т.е. выполнять практические жизненные важные для населения и хозяйства задачи.

Домашнее задание.

Подготовить доклад о одном из ученых-географов России.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!