СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Наречие" , 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Наречие" , 5 класс»



Разработка урока русского языка

с использованием инновационных технологий

Тема урока: «Наречие. Ступеньки на пути к вершине горы Наречие» (5 класс)

Цели урока:

предметные:

- повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся о наречии;

- проверить степень овладения умением правильно писать наречия и выделять

их среди других частей речи;

метапредметные: развивать внимание, старание, умение работать в паре, обосновывать свою точ\ку зрения; учить оценивать результаты своего труда;

личностные: прививать любовь к русскому языку, положительное отношение к познавательной деятельности, формировать способность к саморазвитию на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Личностные: положительное отно­шение к учению, познавательной дея­тельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: при выполнении учеб­ных действий ориентируется на прави­ло контроля и успешно использует его в процессе решения учебных задач; самостоятельно обнаруживает ошибки и вносит коррективы; умеет самостоя­тельно оценить свои действия.

Познавательные: осознает познава­тельную задачу; читает и слушает, из­влекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материа­лах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: строит понятные для партнеров монологические выска­зывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих груп­пах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Форма урока - урок-путешествие.

Тип урока - урок повторения и обобщения знаний

Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, раздаточный материал, учебник «Русский язык», 5 класс в двух частях. Авторы Л.В. Рыбченкова, О.М. Александрова и др. Москва «Просвещение», 2019.

Ход урока:

1. Мотивация учебной деятельности.

- Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, мне приятно видеть ваши внимательные глаза и добрые улыбки.  Надеюсь, что сегодняшний урок, как и все предыдущие, подарит нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!





2.Актуализация знаний.

- Сегодня мы с вами отправимся в лингвистическое путешествие. Мы начнём покорять вершину горы, название которой вы мне сейчас подскажите.

- Предлагаю Вам послушать приглашённого к нам на урок эксперта, который расскажет всё, что знает об этой горе.

Эта гора еще очень молода, но происхождение её древнее. В её названии есть величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как «изречение», «речистый», «нарекать». И если буквально перевести её имя на современный язык, получится слово «наглаголие». А в латыни она называется «приглаголием». Это потому, что она тесно примыкает к глаголу, поясняет и уточняет его значение. Главная особенность этой горы – её неизменяемость. Никакая сила не может заставить её перед кем-нибудь склониться. В предложениях она чаще всего бывает обстоятельством.

- Вы узнали эту гору? Как она называется? (Наречие)


3.Запись темы. Целеполагание.

- Ребята, мы с вами закончили изучение темы "Наречие", и сегодня у нас последний урок. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке? (Слушаю 2-3 версии)

-Я думаю, что вы уже догадались, какова будет тема нашего урока.

- Запишите в тетради число, классная работа, тему урока:

Повторение и обобщение знаний по теме «Наречие».

- Давайте определим цели нашего лингвистического путешествия.

- Предлагаю Вам воспользоваться следующей подсказкой

Закончите предложения:

вспомнить все, что узнали о … как ….;

повторить изученные…;

совершенствовать умения … в тексте и отличать их от … .

4. Прогноз будущей деятельности (первичная рефлексия).

- Ребята, путь к вершине горы «Наречие» очень труден, порой опасен, и покорит эту гору только тот, кто проявит стремление и упорство в достижении целей.

-Но вы можете облегчить себе эту задачу. Как вы должны работать, чтобы успешно пройти намеченный путь? В своём ответе используйте как можно больше наречий.

( Быстро; активно; хорошо; чётко; аккуратно; старательно и др.)


-И чтобы вам не стало грустно, тоскливо и скучно, мы будем стараться всё выполнять дружно, энергично и весело. Согласны?

-  Кто считает, что он готов к лингвистическому путешествию, т.е. помнит всё, что мы изучали по теме «Наречие»? « Просигнальте», пожалуйста.

- Перед вами на парте два кружка с сигнальными цветами светофора:


зелёный кружок – “я помню всё, что мы изучали по этой теме, готов активно работать на уроке”;

жёлтый кружок – “я не готов к активной работе, ничего не знаю о наречии».

- Я рада, что большинство из вас готово к путешествию.


5. Постановка учебной задачи.

- Познакомьтесь с маршрутом нашего пути. Ваша задача рассказать, что мы будем делать на каждом этапе.

План покорения горы «Наречие» (с опорой на цели урока)

  1. Сбор багажа знаний (Повторение теоретических сведений о наречии как части речи).

  2. Геологическая разведка (Умение находить наречия в тексте и отличать их от других частей речи)

  3. Привал (физминутка)

  4. Остановка у подножия забытых правил (Повторение ранее изученного материала)

  5. Восхождение на скалу Грамотных (контроль орфографических навыков, полученных при изучении темы «Наречие».).

6. На вершине фантазии (выполнение творческого задания).

5.1. – Итак, начнём собирать наш багаж.

- В лингвистическом путешествии багаж это объём знаний, необходимый для изучения любого языкового явления.

Поиграем в игру «Верно/неверно»

Если согласны с утверждением, ставите знак +, не согласны - -.

  • Наречие – это самостоятельная часть речи (+)

  • Наречие – неизменяемая часть речи (+)

  • Наречия изменяются по числам и падежам (-)

  • Наречия отвечают на вопрос кто? Что? (-)

  • У наречия нет и не может быть окончания (+)

  • Наречия обозначают признак действия (+)

  • Чаще всего наречие примыкает к глаголу (+)

Сверим с эталоном ++--+++

Самооценка. (Поставьте себе оценку на полях)

Оцените себя. Ошибок нет –оценка «5»

2 ошибка -«4», 3 ошибки- «3».

- Поднимите руку те, кто совершил больше 3 ошибок.

- У вас ещё есть возможность собрать свой багаж знаний.


6. Вовлечение учащихся в систему знаний по теме «Наречие»

- Цели путешествия определены, багаж собран, следующий шаг – геологическая разведка: отыщем наречия среди других частей речи.


Начнём с лингвистической разминки.

Возьмите маршрутный лист, подпишите его.



Упражнение 1 (для всех)

- Определите часть речи каждого слова. Подчеркните наречия, объясните свой выбор.

(Отвечают желающие по одному человеку от каждого ряда)

1. Мудрый, мудрость, мудрить, мудро .
2. Скоро, ускорять, скорый, скорость.
3. Удалиться, даль, далеко, дальний.

- С какой частью речи можно спутать наречия? (С прилагательными)

- Как отличить наречия от прилагательных ?

1. Отвечают на разные вопросы.

2. Прилагательные поясняют существительные, наречия – чаще всего глаголы.

3. Форма прилагательного зависит от существительного, наречие не изменяется.

4. Прилагательные в предложении являются определениями, наречия – чаще всего обстоят.)


Упражнение 2 (по рядам). Отличие наречий от существительных.

-Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Подчеркните их как члены предложения. Докажите свой ответ.

  1. Ряд На горных хребтах льды не тают даже летом.

Туристы восхищаются прекрасным русским летом.

  1. Ряд Альпинисты отложили поход на утро.

Наутро выпал снег.

  1. Ряд Спортсмены надеялись на удачу.

Действовать наудачу очень опасно.


-Мы плодотворно поработали, наречия отыскали и заметно устали.

Объявляю привал.

7. Физминутка.

8. «У подножия забытых правил»

-Наше путешествие привело нас к подножию горы забытых правил.

Задание 3. (для всех)

- Прочитайте словосочетания, вспомните, как они называются? (Фразеологизмы)

-Замените данные фразеологизмы синонимичными наречиями на - о. Запишите наречия себе в тетрадь(в столбик):

кот наплакал (мало)

рукой подать (близко)

ни свет ни заря (рано)

на вес золота (дорого)

душа в душу (дружно)

спустя рукава (плохо)





- Вспомните, что такое синонимы? (Слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие схожее лексическое значение)

Задание 4. (для всех)

- А теперь к полученным наречиям подберите и запишите антонимы (через чёрточку).

- Что такое антонимы? (Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)

Мало –много

близко – далеко

рано- поздно

дорого – дёшево

дружно – враждебно

плохо – хорошо

- Какой морфемой является гласная на конце наречий? (Суффиксом)

- Почему не окончанием? (Наречия не изменяются)

- От какой части речи образованы эти наречия? (От прилагательных)

- Каким способом? (Суффиксальным)

- Какие гласные могут писаться на конце наречий, образованных суффиксальным способом? (О или Е)


9. Контроль орфографических навыков .

- Вы чувствуете, ребята, как мы постепенно начинаем взбираться на скалу Грамотных. А это уже новый этап нашего пути.

- Вспомните, что мы должны сделать, чтобы успешно преодолеть этот путь? (Повторить изученные правила правописания наречий)

Задание 5.

- Вспомните правило, когда на конце наречий пишется суффикс о, а когда е?

- Какое слово является исключением из этого правила? (Ещё)

- Чтобы этот путь пройти весело, предлагаю сыграть в игру «Найди лишнее».

Найдите лишнее слово. Объясните выбор.

  • Свеж.. горяч .. ещ..

  • Налиц… певуч.. трескуч..

  • Кипуч.. жгуч.. хорош..

Задание 6.

1. Замените наречия синонимичными словами с шипящими согласными на конце слова. Запишите подобранные слова себе в марщрутный лист.

Быстро мчаться (о лошадях) –

Распахнуть до конца –

Уйти в сторону –

Засеять густо –



Слова для справок: проч…, вскач…, уж…, настеж…, сплош…, замуж…, невтерпеж….


- В чём особенность написания этих наречий? (Пишутся с ь на конце слова)

- Какие слова оказались лишними в этом ряду? Почему? (Уж, замуж, невтерпёж – искл.)

- Запишите их отдельно, подчеркните шипящие на конце слов.

Задание 7.

- Продолжаем взбираться на вершину скалы Грамотных.

- Соедините словосочетания с подходящими по смыслу наречиями. Запишите вопросы к наречиям.

Разделить конфеты (как?) издалека

Развесить объявления (где?) поровну

Нужно повернуть (куда?) всюду

Звуки послышались (откуда?) завтра

Отправиться в путь (когда?) налево

- На какие вопросы отвечают эти наречия. (Где? Куда? Откуда? Когда? Как?)

- Какую часть речи поясняют наречия? (Глагол)

- От какой части речи задавали вопрос к наречию? Поставьте над этими словами крестик.

-Составьте предложение с одним из словосочетаний, разберите его по членам.

На вершине фантазии.

- Вот мы и добрались до самой вершины. Мы молодцы! Давайте поздравим друг друга и пожелаем себе и всем присутствующим что-нибудь приятное.

Задание 8. Упражнение «Я желаю…»

-Подберите наречия к пожеланиям и скажите, кому они адресованы: себе, ребятам, гостям или всем.

Начните со слов «Я желаю себе (гостям, ребятам, всем)…»

1.     ____________________ не болеть.

2.     ________________________ выглядеть.

3.     ____________________ улыбаться.

4.     ______________________готовиться к урокам.

5.     _________________писать в тетрадях по русскому языку.

6.     _________________________ быть преданным своему делу.

7.      ____________________________учить орфограммы.

8. Живите ______________________!






Слова для справок: никогда, чаще, счастливо, великолепно, аккуратно, тщательно, постоянно, всегда.

Что же у нас получилось?

- Большое вам спасибо!


Самостоятельная работа с деформированным текстом (Резерв)

- Наше путешествие подходит к концу. Пора спускаться на Землю.

Но для этого необходимо выполнить последнее упражнение.

Заполните пропуски в тексте.

  • Наречие – это …………………часть речи, которая обозначает……………………. и отвечает на вопросы…………………………….. .

  • Наречие никогда не ………………………………. .

  • У наречия нет и не может быть…………… .

  • В предложении наречие чаще всего является………………………… .


Подведение итогов.

- Я надеюсь, что все справились с этим заданием, и мы благополучно возвращаемся на Землю.

- Что вспоминали на уроке?

- Понравился ли Вам урок? Чем?

- Какие задания были сложными для Вас?

- Сегодня за урок получат оценки все после проверки маршрутных листков. Особо отметим работу на уроке следующих учащихся….


Рефлексия. «Лесенка успеха». Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание. (Дифференцированное)

Упражнение 561, стр. 73

или

Творческое задание. Напишите мини-сочинение на тему: «Роль наречий в нашей речи».














Маршрутный лист

учащегося _______ класса Ф.И.___________________________________________________



Ответы

Оценка

1 шаг

«Сбор багажа знаний»



Игра «Верно/неверно»

2 шаг

«Геологическая разведка»

Задание 1. Лингвистическая разминка



Задание 2 (по рядам)



3 шаг

«Привал»

Физкультминутка


4 шаг

«У подножия забытых правил»


Задание 3. (для всех)


кот наплакал -
рукой подать -
ни свет ни заря -
на вес золота -

душа в душу -
спустя рукава -



Задание 4. (для всех)


К полученным наречиям подберите антонимы:
мало -
близко -
рано -
дорого -
дружно -
плохо -


5 шаг

«Восхождение на скалу грамотных»


Задание 5.

«Найди лишнее слово»


  • Свеж.. , горяч .., ещ..

  • Налиц.., певуч.., трескуч..

  • Кипуч.., жгуч.., хорош..



Задание 6.


Быстро мчаться (о лошадях)–

Распахнуть до конца –

Уйти в сторону –

Засеять густо -

Слова для справок: проч…, вскач…, уж…, настеж…, сплош…, замуж…, невтерпеж….



Задание 7.

Упражнение

«Я желаю…»

Соедините словосочетания с подходящими по смыслу наречиями. Запишите вопросы к наречиям.
Разделить конфеты (………..?) издалека
Развесить объявления (………?) поровну
Нужно повернуть (……….?) всюду
Звуки послышались (…………?) завтра
Отправиться в путь (………….?) налево


6 шаг

«На вершине фантазии»



На вершине фантазии.

Задание 8.

Упражнение

«Я желаю…»

- Подберите наречия к пожеланиям и скажите, кому они адресованы: себе, ребятам, гостям или всем.

Начните со слов «Я желаю себе (гостям, ребятам, всем)…»

1.     ____________________ не болеть.

2.     ________________________ выглядеть.


3.     ____________________ улыбаться.

4.     ______________________готовиться к урокам.

5.     _______________ писать в тетрадях по русскому языку.

6.     _____________________ быть преданным своему делу.

7.      ____________________________учить орфограммы.

8. Живите ______________________!


Слова для справок: никогда, чаще, счастливо, великолепно, аккуратно, тщательно, постоянно, всегда.




Задание 9 (резерв)

Заполните пропуски в тексте.


  • Наречие – это …………………часть речи, которая обозначает…………………………………. и отвечает на вопросы………………………………………………….... .

  • Наречие никогда не ………………………………………. .

  • У наречия нет и не может быть………………….…… .

  • В предложении наречие чаще всего является…….…. .




Оценка ______________________







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!