Сегодня мы с вами продолжаем разговор о наречии. Давайте вспомним, что же такое наречие, что это за часть речи? (наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков и отвечает на вопросы: как? Куда? Когда? Где? Почему? Для чего? В какой степени?) -Чем наречия отличаются от всех других частей речи? (Наречие - неизменяемая часть речи. Наречия не имеют рода, числа, падежа, не склоняются, не спрягаются, не имеют окончаний) А какую синтаксическую роль выполняют наречия в предложении? (обстоятельство) Дома вы выполняли упражнение, в котором нужно было найти наречия и прилагательные в предложении и определить их разряд и синтаксическую роль. Какое правило вам нужно было вспомнить из прошлых уроков? (разряды прилагательных). Какой вывод вы сделали? (прилагательные и наречия различаются по вопросам, разрядам и синтаксической роли). - Сегодня нас будет интересовать еще один признак наречия. Чтобы сформулировать тему урока и его цель, давайте рассмотрим следующее предложение. (слайд 2) Работа с предложением. Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печально свет она. Узнаете вы автора этих строк? (А.С.Пушкин) Найдите в предложении однокоренные слова, определить их часть речи (доказать) Отвечают два ученика печальные – прилагательное, относится к существительному «поляны», отвечает на вопрос Какие?; обозначает признак предмета; печально – наречие, относится к глаголу «льёт», отвечает на вопрос Как?; обозначает признак действия. - определите разряд прилагательного и наречия (качественное прил., наречие образа действия) – Как мы определили разряд прилагательного? ( по вопросу и по тому, что у качественных прилагательных есть степень сравнения)
Задание классу: -Выпишите из четверостишия прилагательное. Образуйте от него все возможные степени сравнения. Вспомнить материал поможет таблица на доске. Слайд 3. (объяснение, анализ таблицы) | простая | составная | сравнительная | -ее, -ей, -е, -ше | Прилагательное + более/менее | превосходная | -айш-, -ейш- | Прилагательное + самый\наиболее | Слайд 4. Проверим наши размышления Печальные (поляны) – печальнее (простая сравнительная) печальнейшие (простая превосходная) более печальные (составная сравнительная) самые печальные (составная превосходная) слайд 5. А теперь попробуем образовать степени сравнения наречия «печально». Рассуждаем так: Сегодня луна льёт свет …, чем вчера Печально - печальнее (простая сравнительная) более печально (составная сравнительная) печальнее всех (составная превосходная) слайд 6. (проверим) - Какую степень сравнения наречий не образовали? (простую превосходную) - Какой вывод можем сделать? (вывод: образование степеней сравнения наречий похоже на образование степеней сравнения прилагательных, но у наречий нет простой превосходной степени, всё остальное сохраняется) Итак, как вы думаете, о чем же мы с вами сегодня будем беседовать? (о степенях сравнения наречий). Хорошо. Тогда запишите тему урока : Степени сравнения наречий. (слайд 7), записываю на доске. Итак, мы выяснили, что наречия образа действия, так же как и прилагательные, имеют степени сравнения. - А теперь давайте определим: какова цель урока? Сформулируйте ее, опираясь на тему и разобранные примеры. (-выясним, какие степени сравнения есть у наречий и как они образуются. - научимся различать сравнительную степень прилагательных и наречий) слайд 8. |