СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. Назывные предложения 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Назывные предложения 8 класс»


Тема урока «Назывные предложения»

Цель:

1.Дать понятие назывного предложения;

2.Формировать умения:

  1. Находить назывные предложения;

  2. Определять роль назывных предложений в художественной литературе;

  3. Пользоваться назывными предложениями в описании для обозначения места, времени.

3. Воспитывать интерес к родному языку, трудолюбие на уроках.

Оборудование: учебник русского языка, компьютер.


Ход урока.

  1. Организация начала урока.

  2. Проверка домашнего задания. Стр. 95 упр. № 208.

  • Что объединяет определенно-личные, неопределенно-личные и безличные предложения?

  • Чем они различаются?

1. Сделайте разбор по членам предложения (2 слайд)

Хорошо пахнет сено.
Хорошо пахнет сеном.

2. Определите тип односоставного предложения (3 слайд)

  1. Люблю зимний лес.

  2. Меня знобит.

  3. Мне холодно.

  4. В поселке строят новую школу.

  5. Слезами горю не поможешь.

  6. Цыплят по осени считают.

3. Беседа (4 слайд)

– Что общего между этими предложениями?

– Назовите отличительные черты каждого типа предложений.

4.Тест ( 5 мин.)

Цель проведения – проверка степени овладения умением различать виды односоставных предложений.

  1. Вариант.

  1. Найдите определенно-личное предложение.

  1. С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.

  2. Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю.

  3. На пригорке то сыро, то жарко

  4. Волка шапками не закидаешь.

  5. По ниве прохожу я узкою межой, поросшей кашкою и цепкой лебедой.

2.Найдите неопределенно-личное предложение.

  1. Мужайся, сердце, до конца.

  2. Было бы глупо даже приступать к этому вопросу.

  3. В детстве мне ни разу не удалось запустить змея.

  4. Не слышно шума городского.

  5. Бумагу для обертывания книг берут прочную.

3.Найдите безличное предложение.

  1. Дни поздней осени бранят обыкновенно

  2. В дверь негромко постучали.

  3. Из воды пустой масла не извлечешь.

  4. Мне в душу повеяло жизнью и волей.

  5. Приветствую тебя, пустынный уголок.

Вариант

1.Найдите определенно-личное предложение.

  1. Весна берет свои права.

  2. Под музыку осеннего дождя иду во тьме.

  3. Наступает длинный зимний вечер.

  4. Тепло на солнышке.

  5. Осенний день прошуршал ломкой листвой.

2.Найдите неопределенно-личное предложение.

  1. Уж красавицы-весны колесница золотая мчится с горной вышины.

  2. Ради розы терпят и шипы.

  3. Нигде жилья не видно на просторе.

  4. Со скрипом опустили трап.

  5. Еду – еду в чистом поле.

3. Найдите безличное предложение.

  1. Ведут ко мне коня.

  2. Не спится, няня.

  3. Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня.

  4. Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей.

  5. Кому-то принесли от мастера ларец.

Ответы:

1б, 2д, 3б.

III.Изучение нового материала. (8 – 10 мин.)

1. Слово учителя:

– Мы продолжаем работу по изучению односоставных предложений. И сегодня познакомимся с интересными односоставными предложениями – назывными. Изучая односоставные предложения сегодня, понаблюдаем над назывными предложениями, ответим на вопрос: «Какую роль играют односоставные назывные предложения не только в прозаических текстах, но и в поэзии?»

2.Чтение учителем стихотворения А.Фета «Шепот, робкое дыхание, трели соловья…»

Шепот, робкое дыхание, трели соловья…

Тишина и колыханье сонного ручья.

Сон ночной, ночные тени, тени без конца.

Ряд волшебных изменений милого лица.

3.Слово учителя.

Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Почему? Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу. Укажите, чем выражен главный член предложения. (Самостоятельное выполнение задания).

Это двусоставные или односоставные предложения? Чем выражен главный член предложения?

Одни читатели восхищались, удивлялись тому, как можно без глаголов так изобразить красоту мира. Л.Толстой восторженно отмечал: «В нем нет ни одного глагола, каждое выражение - картина». Другие усматривали в этой безглагольности посягательства на законы поэтики. А.Фет часто использует этот прием.

4.Диктовка стихотворений А.Фета. Синтаксический разбор этих предложений.

  1. Тихая, звездная ночь…

  2. Темно – синее небо в мелких и в крупных звездах.

  3. Сновиденье. Пробужденье. Тает мгла.

  • Назовите грамматические основы предложений.

  • Такие односоставные предложения с главным членом подлежащим – назывные. (Запись темы)

  • Какими являются назывные предложения по наличию второстепенных членов? (Распространенными и нераспространенными)

  • Распространить назывные предложения могут только второстепенные члены, относящиеся к группе подлежащего, т.е. все виды определений (согласованных и несогласованных).

5.Сравнение.

Бриллианты в лунном свете.

Бриллианты в небесах.

Бриллианты на деревьях.

Бриллианты на снегах.

(В предложениях есть второстепенные члены с обстоятельственным значением. Где? Значит, это неполные двусоставные предложения с опущенным сказуемым, а обстоятельства напоминают о его существовании.)

6.Работа с учебником. (4 – 5 мин.)

Стр.96 §24.

Чтение параграфа о назывных предложениях

IV.Закрепление изученного материала. (12 мин.)

1.Беседа.

  • Какие предложения являются назывными?

  • Где употребляются назывные предложения? Для чего?

2. Запись под диктовку. Найти назывные предложения

  • Бабье лето. Время обмолота. Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.

  • Запах розы и жасмина.

  • Трепет листьев.

  • Блеск луны… Из открытых окон льется песня южной стороны.

  • Тишина. Кукушка. Травы. Я один в лесу глухом.

3. Выступление назывного предложения (заранее подготовленный ученик)

– Давайте послушаем, что нам расскажет о себе назывное предложение.

Позвольте назвать себя: Назывное предложение! Вы, конечно, догадались, чем я занимаюсь? Да, да! Мне нравится называть, т. е. сообщать о самом существовании чего– то: предметов, событий, явлений... Я вокруг вас, я на каждом шагу, но вы меня не замечаете. Вы приехали, сошли с поезда и увидели: «Н. Новгород», «Вокзал», «Выход в город», «Кассы», «Буфет», «Остановка троллейбуса» и т. п. – это все я, Назывное предложение. Вы едете в город, кондуктор объявляет остановки: «Парк культуры и отдыха», «Металлуртческий завод», «Порт» – это Назывные предложения. А ребенок смотрит в окно и кричит: «Вон море!» – и это опять я, Назывное предложение. Как жаль, что никто не спросит, что это за предложения, которые так часто встречаются? Каким предложением назвали магазины «Хлеб», «Обувь», «Книги»? А это все я, Назывное предложение. Мне достаточно одного слова, чтобы обрадовать людей. Услышав меня в поезде, в трамвае они говорят радостно: «Вот мой город. Вот моя остановка, а вон мой дом! А Вт мой сынишка!» У меня один главный член предложения – подлежащее, но оно так много говорит людям. Подлежащее может иметь разные определения, а иногда у меня есть частицы – вот и вон. Порой я сообщаю и о страшных событиях: «Пожар!», «Землетрясение!», «Авария!» или отдаю приказания: «Огонь!», «Старт!», «Стоп!» Но главная моя задача – называть то, что нужно людям, что их радует и помогает жить. Меня используют и в поэзии, и в прозе. Есть даже целые стихотворения, которые написаны только Назывными предложениями. С одним из них вы уже познакомились. 4.Послушайте еще одно, А. Кольцова:

  • Закоптелые палатки,
    Черный хлеб, вода,
    Кашель пряхи, плач дитяти.
    О нужда! Нужда!

  • Правда, немного обидно, что ребята меня редко приглашают в свои сочинения.

  • – Что же нам сообщило о своем значении и строении Назывное предложение? (Значение: сообщает о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем. Строение: один главный член – подлежащее; может иметь при себе указательные частицы вот и вон; может быть распространенным и нераспространенным.) (7 слайд)

5.Анализ текстов с точки зрения роли в них назывных предложений.

1).Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн.

( К.Бальмонт)


2). Осень. Сказочный чертог,

Весь открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

( Б. Пастернак)

Итоги анализа текстов.

Выразительность, емкость этих предложений делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия.

6. Записать под диктовку, найти назывные предложения.

  1. Бабье лето. Время обмолота. Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят. (В. Боков.)

  2. Запах розы и жасмина. Трепет листьев. Блеск луны… Из открытых окон льется песня южной стороны. (А. Плещеев.)

  3. Тишина. Кукушка. Травы. Я один в лесу глухом.

7. Работа с репродукцией И.И. Левитана «Март» (11 слайд) (слабым ученикам – индивидуальные карточки)

– Выразительная емкость назывных предложений делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия.

–Рассмотрите репродукцию картины И. Левитана «Март». Попробуйте при помощи нераспространенных назывных предложений описать эту картину. (Предложения выводятся на слайд.)

День. Снег. Деревца. Небо. Лошадь. Дом. Тропинка. Настроение.

– Распространите эти назывные предложения при помощи согласованных и несогласованных определений. Запишите получившийся текст в тетради.


Ясный мартовский день. Потерявший свое зимнее великолепие снег. Пробуждающиеся ото сна деревца. Небо без облаков. Запряженная лошадь. Двухэтажный дом. Грязная тропинка. Весеннее, солнечное, радостное настроение.

Карточка № 1

Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.

1) Яркие голубые дни. Синее море. Вечер был тихий, лёгкий. 2) Маленький ручеёк. Вода немного коричневатая. Она не течёт, а сочится из мхов, от подножия невысоких берёзок, ив, ольхи и болотной травы... 3) Ночь. Поскрипывает и по­скрипывает ставенка. 4) Крепко морозит. 5) Мороз. Хрустит под валенками снег.

Карточка № 2

Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.

1) Чистые стены, обитые лесом. Запах воды и смолы. 2) Третий час дня. Пасмурно. 3) Вон радуга. Весело жить! 4) Безветрие, и всё небо залито краской. 5) Вот серый старый дом. Теперь он пуст и глух.

Карточка № 3

Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.

1) Душная ночь. Будет гроза... Вон и блеснуло бледно и тревожно. 2) Ночь тихая, тихая. Снег рыхл. Где-то далеко в небе тянет весной. 3) Заморозки. Подсохло. Я вышел пройтись к речке. 4) Во всём мне хочется дойти до самой сути: в работе, в поисках пути, в сердечной смуте. 5) Зима подходит к середине, дороги мокнут, с крыш течёт, и солнце греется на льдине.

8. Литературное задание

– Вспомните героев комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» и по предложенной характеристике угадайте, определите, о ком идёт речь(12-13 слайды)

  1. …, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек.

  2. …, провинциальная кокетка, ещё не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей.

  3. …, молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими.

  4. …, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет.

  5. …, судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен.

  6. …, попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всём том проныра и плут.

  7. …, простодушный до наивности человек.

(ОТВЕТ: 1) Городничий; 2) Анна Андреевна; 3) Хлестаков; 4) Осип; 5) Ляпкин-Тяпкин; 6) Земляника; 7) Почтмейстер).

V. Итог урока.(6 мин.)

1. Опишите предложенную иллюстрацию с помощью назывных распространенных и нераспространенных предложений.

( Зачитать 5-6 работ).

2. Блиц-опрос

– Назывные – односоставные предложения? (Да).

– Назывные – двусоставные предложения? (Нет).

– Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? (Да).

– Может ли назывное предложение быть нераспространённым? (Да).

– Может ли назывное предложение быть распространённым? (Да).

– Может ли главный член предложения в назывном предложении быть сочетанием числительного с существительным? (Да).

3. Решение проблемного вопроса

– Сегодня на уроке мы говорили о назывных предложениях. Вы заметили, что таких предложений много в стихотворениях. Не случайно Н.В.Гоголь сказал: «Родник поэзии есть красота». Наблюдая над назывными предложениями, вы можете ответить на вопрос: «Какую роль играют односоставные назывные предложения не только в прозаических текстах, но и в поэзии?» (Назывные предложения делают стихотворения мелодичными, конкретно указывая на предметы, явления, которые волнуют поэта).

– Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали что-то новое, значит, стали умнее.

Пусть каждый из вас скажет себе: «Я – молодец! Я думал. Я старался. Я делал открытия». (Слайд 14

4. Упражнение 241 (устно)

5. Заполнение таблицы «Односоставные предложения»

Односоставные предложения

ГЛАГОЛЬНЫЕ
(главный член предложения – сказуемое)

Способ выражения главного члена

НАЗЫВНЫЕ
(главный член предложения – подлежащее)

Способ выражения главного члена

1. Определённо-личные

 

Назывные

Имена сущ, прил, числит, мест.

2. Неопределённо-личные

 

3. Обобщённо-личные


4. Безличные

 

6. Отличие назывных предложений от неполных

– Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными (9 слайд). Сравните: Вечер. – Тихий вечер. Шепот. – Робкое дыханье.

-Вторые предложения распространены согласованными определениями. Распространить назывные предложения могут только второстепенные члены, относящиеся к группе подлежащего, т. е. все виды определений (согласованные и несогласованные).

Если в предложении есть обстоятельство или дополнение, то такое предложение большинством учёных считается двусоставным неполным с опущенным сказуемым, а обстоятельство напоминает о его существовании (10 слайд).

Тишина в заснеженном лесу. В дымных тучках пурпур розы…

Об этом мы поговорим подробнее на последующих уроках


VI. Домашнее задание. (2 мин.)

§24. I вариант – упр.213

II вариант – упр.214.

Найти и выписать назывные предложения в стихах А.Фета, А.Ахматовой, М.Цветаевой, Б.Пастернака; определить их роль в тексте.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!