СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Неологизмы", 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Неологизмы", 6 класс»

Дата проведения: 09.11.2022

Класс: 6

Тема урока: Неологизмы.

Цель: Создание условий для развития исследовательских умений учащихся.

Задачи:

• формирование практических знаний об устаревших словах и неологизмах, и их значении.

• развитие словарного запаса учащихся, умение формулировать определения понятий;

• развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

• развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

• развитие умения рационально организовывать работу, действовать в команде, работать с источниками, отбирать

материал;

• воспитание интереса и уважения к родному языку и слову.

Планируемые результаты:

Предметные: Знать о причинах появления неологизмов в активном употреблении. Уметь находить неологизмы и правильно использовать их в речи. Уметь пользоваться словарем.

Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Метапредметные: Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: доска, раздаточный материал, Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010, рабочие тетради.



Ход урока:


1. Орг. момент.

Упражнение «Частичка тепла»

- Здравствуйте! Чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца.

Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Присаживайтесь.

2. Актуализация знаний. Фронтальная работа.

Ребята, давайте вспомним из предыдущих уроков:

- Что называется лексикой?

- Что изучается в лексикологии?

- Назовите определение слова, обозначающего словарный запас одного человека.

Молодцы!

Ребята, а вы знаете, что словарный запас одного человека составляет примерно 10000-30000 слов. А.С. Пушкин использовал 21000 слов?

3. Постановка целей и задач.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Вы видите два дерева. Большое дерево, которое посажено уже давно, а рядом с ним — молодое. На наших деревьях нет листьев, но мы с вами должны это исправить.

Давайте посмотрим на слова, которые написаны на листочках: кафтан, око, имидж, веретено, черевички, вирус, ветрило, чело, флешка.

По какому принципу можно разделить эти слова? Подумайте. (исконно-русские и новые)

- Посмотрите на листочки (исконно-русские), какие это слова? А давайте вспомним, что такое исконно-русские слова?

А теперь давайте посмотрим на молодое дерево. На него мы прикрепили листочки, на которых написаны такие слова, как: имидж, флешка, вирус, хакер.

Давайте поработаем с лексическим значением этих слов и выполним словарную работу. Запишите слово и поставьте ударение. Что обозначает каждое слово?

Имидж- целенаправленно формируемый образ политического деятеля, телевизионного ведущего, актёра и т. п. в целях их широкой популяризации и рекламирования.

Флешка- от (от англ. flash) разговорный термин, миниатюрное запоминающее устройство

Вирус- мельчайшая частица, возбудитель инфекционного заболевания.


Хакер - это специалист в области информационных технологий, который использует свои технические знания для достижения цели или преодоления препятствий в компьютеризированной системе нестандартными средствами.


Ребята, как вы думаете, а давно мы с вами стали употреблять такие слова в нашей речи?

Совершенно верно. Ребята, новые слова, которые появляются в нашем языке называются неологизмами.

«Нео» — новый, «логос»- слово ( греч.).

Тема нашего урока сегодня — НЕОЛОГИЗМЫ

Н.В. Гоголь говорил: «Язык наш беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно». И это так.

Поставьте, пожалуйста, цели сегодняшнего урока. Цели сегодняшнего урока таковы:

1) знать…

2) уметь…

3) научиться…

Цели сегодняшнего урока таковы:

1) Знать особенности образования неологизмов;

2) Уметь находить эти слова в тексте;

3) Уметь создавать собственное высказывание, используя неологизмы.

Откройте рабочие тетради и запишите число, классная работа и тему урока.

4. Изучение нового материала.

Задание 1. Работа с учебником.

Ребята, откройте учебник на странице 72 и зачитайте правило, что же такое «Неологизмы» (новые слова, возникающие в языке).

- Кто запомнил, что такое неологизмы и готов повторить?

Запишите в тетради «Упражнение 129». Прочитаем задание и выполним упражнение.

Ребята, в тексте речь пойдет о космосе. А знаете ли вы, кто был первым космонавтом? (Юрий Гагарин). Когда он совершил свой полет? (12 апреля 1961).

(Неологизмы: космос, спутник, космонавт, космический корабль, планетоход, луноход, Роскосмос, НАСА, орбитальная станция, шаттл, МКС.

Прочно вошли в речь: космос, спутник, космонавт).

Задание 2. Давайте поупражняемся в образовании новых слов.

Текст называется «Вокруг света на корабле «Бигль».

Прочитайте этот текст; из слов, находящихся в скобках, образуйте сложные слова и запишите только их.

1 ученик – у доски.



Вокруг света на корабле «Бигль»

Великий учёный Чарлз Дарвин в молодости совершил (свет, круг)__________ (путь, шествие) ______________ на корабле "Бигль". (Десять, пушки) ____________ бриг "Бигль" плавал под командой капитана Фиц Роя. Чарлз Дарвин был на корабле натуралистом и каждый день записывал свои наблюдения. Как много необычайного занёс в свои записки молодой ученый! Он видел интересные созвездия южного полушария, он наблюдал действующий вулкан и видел ужасные последствия (земля, тряска)_________________. Иногда (море, плавать)_____________ покидали свой бриг и отправлялись исследовать неведомые страны.

За (пять, лет) _______________плавание Дарвин накопил богатейший материал для своей научной работы.

Проверь себя:

Кругосветное, путешествие, десятипушечный, землетрясения, мореплаватели, рудокопов, рабовладелец, пятилетнее.



Задание 3. Работа с учебником.

- Ребята вернемся к учебнику и выполним упражнение 131.

Спонсор – лицо, организация, финансирующие какое-либо мероприятие, учреждение, сооружение объекта и тд.

Имидж – образ какого-либо лица, предмета, явления, создаваемый умышленно с целью психологического воздействия.

Тинэйджер – подросток (юноша или девушка) в переходном возрасте.

Брифинг – встреча официальных лиц с представителями СМИ для изложения краткой информации по определенному вопросу.

Консенсус – общее согласие по обсуждаемому или спорному вопросу.



Физминутка. Метод «Путешествие в детство»

Сядьте поудобнее, закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вздохов. Все мы уже не дети, а так хочется побыть детьми. Так давайте на несколько мгновений вернемся в детство.

Итак, представьте, что вам 5 лет.

1) Почувствуйте себя ребенком, который очень гордится, что построил крепость из песка.

2) Почувствуйте себя ребенком, который находится в восторге от мыльных пузырей!

3) Почувствуйте себя ребенком, которому на День рождения подарили очень много подарков!

Запомните эти приятные ощущения от путешествия в детство. И знайте, что, когда вам захочется, вы всегда сможете вновь стать ребенком.

А теперь потянитесь, руки вверх поднимите, потрясите и сделайте глубокий вдох. Возвращайтесь к занятиям вдохновенными и бодрыми.



Учитель: Хочу отметить, что создатель новых слов — народ. Новым словом мы называем новый предмет, а иногда писатели по-новому называют что-то нам хорошо знакомое. Авторские неологизмы — это слова, придуманные писателями с определённой целью и не получившие широкого распространения.

Достоевский придумал слово «стушеваться».

Ломоносов ввёл новые термины: «созвездие», «полнолуние», «притяжение», «градусник», «преломление», «равновесие», «диаметр», «квадрат», «кислота» и «минус».

Целый ряд неологизмов принадлежит Карамзину: «влияние», «трогательный» «благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «первоклассный», «человечный».

Новым словом мы называем новый предмет, а иногда писатели по-новому называют что-то нам хорошо знакомое.

Задание № 3. Послушайте стихотворение Николая Егорова, найдите новое авторское слово:

От села

До переката

Где идёт озимый сев,

Пляшут бойкие дождята,

На минуту не присев.

- Назовите новое слово из стихотворения. Какой это неологизм? (авторский)


5. Закрепление полученных знаний.

Метод «Веселый мяч».

Учитель бросает мяч ребенку. Если это неологизм, то ребенок ловит мяч и дает толкование слову. Если не неологизм, то необходимо мяч отбросить.

Хакер (неологизм)-компьютерщик-любитель, проникающий в чужие базы данных.

Бурак (диалектное)

Акварель –(профессиональное)

Кастинг (неологизм)-предварительный отбор- смотр актеров, манекенщиц для конкурса.

Шпора –(жаргонизм)

Ланч (неологизм)-в англоговорящих странах - прием пищи в полдень.

скейтборд-вид спорта на специальной доске с четырьмя роликами, доска для такого катания;

стезя – дорога, путь

пирсинг-украшение различных частей тела кольцами, которые вдеваются в проколотые места

врата (ворота)

длань (ладонь)

плейер-устройство или программа для воспроизведения аудио или видеозаписей

днесь (сегодня)

ратник (воин)


Развитие речи

- Ребята, перед началом урока я каждому дала отрывок из рассказа Юлии Павловой «Путешествие в прошлое». Возьмите в руки листочки с текстом и поработаем с ним.


Машина времени опять сработала! Витя огляделся. Он стоял в комнате, очень похожей на бабушкину: старые фотографии на стенах, этажерка с книгами, радиоприёмник, стол, накрытый вышитой скатертью, раскрытая газета, на которой он прочел дату: 20 октября 1970 года.

Открылась дверь и вошел мальчик, очень похожий на Витиного друга Дениса, с которым они учились в одном лицее:

- Мне сказали, что здесь нужна помощь. Я Андрей. А ты и вправду странно выглядишь.

Он с удивлением оглядел Витины джинсы, кроссовки, и рюкзак:

- В школу с эти нельзя. Я принес тебе пионерскую форму и новый галстук: сегодня на торжественной линейке будем принимать первоклашек в октябрята, а после уроков вместе пойдем на совет пионерской дружины.

Витя почему-то сразу представил древнерусскую дружину и этого Андрея в княжеских доспехах, которые он увидел в учебнике истории и в фильмах, а себя – в темном костюме с синим галстуком, как у папы.

В школу они ехали на автобусе с громоздким кассовым аппаратом, куда пассажиры бросали пятачки, самостоятельно отрывая билетики. Витя никак не мог привыкнуть к тому, что в руке не было мобильника: даже время не посмотришь.

В классе, куда они пришли, стояли деревянные парты, знакомые ему по фотографиям из бабушкиного альбома. Ни интерактивной доски, ни компьютера на учительском столе, конечно, не было и в помине. Школьники писали в тонких ученических тетрадках перьевыми ручками, которые обмакивали в стоящие на партах стеклянные чернильницы – непроливайки. Витя заметил, что в тетради вложены разноцветные листики рыхлой бумаги, которые школьники время от времени зачем-то прикладывали к написанному. Это были промокашки, пользу от которых Витя оценил после размазанного по листу классного задания, когда он решил вставить пропущенную запятую в начало только что записанного предложения. Витя попросил было замазку, чтобы исправить ошибку в написанном слове, но ребята подняли его на смех, а девочка в очках строго сказала, что они на уроке, а не на стройке. Витя вздохнул: слов «фломастер, маркер, стикер, интернет, гаджет, дисплей, флешка» здесь не стоило даже произносить.

- Отдашь это машинистке, - Андрей протянул Вите список мероприятий на месяц, кивнул головой в сторону кабинета директора. Перед кабинетом сидела сухощавая женщина и быстро печатала на большой пишущей машинке в сером металлическом корпусе. Витя с любопытством наблюдал за тем, как она ловко вставила в машинку целую пачку листов, переложенных черной копировальной бумагой. «Так вот как, оказывается, можно делать копии без сканера!» - подумал он. Над машинисткой висел информационный стенд со школьной стенгазетой. В ней Витя с удивлением прочитал заметку о том, что гимназии и лицеи существовали только в дореволюционной России, а в советское время им на смену пришли другие учебные заведения, в том числе школы – семилетки и десятилетки.


Задания:

- Выпишите из текста слова и словосочетания, которые были непривычными для героя рассказа и объясните, с чем это связано.

- Выпишите слова, которые школьники не могли знать в 1970 году. Прокомментируйте значения этих слов.

- Найдите и выпишите слова, которые Витя и его новые знакомые понимали по-разному.


6. Рефлексия. Подведение итогов.

Подведем итог нашей работы.

- В начале урока мы ставили для себя цели…. Скажите, мы их достигли?

- Что интересного и полезного вы сегодня для себя извлекли из занятия?

- Какое задание показалось вам трудным? Почему?

- На что нужно обратить внимание?

Метод «Всё в моих руках»

Проведение: ребята на ладонях пишут цели, которые не удалось достигнуть им в течение урока, но обязательно достигнут их на следующих уроках.

(клеят на плакат)


7. Домашнее задание. Выставление оценок.

Ребята, дома вам необходимо будет выучить правило и объединить в пары слова-синонимы: гамбургер, фитнес, бутерброд, необычный, пицца, открытый пирог, зарядка, эксклюзивный. Полученные пары записать.

Задание на дополнительную оценку: найти в газетах или журналах 5 неологизмов, выписать их и дать определение.


- Ребята, вы сегодня активно поработали, все большие молодцы! Я благодарю вас за сотрудничество!























ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ШАХТЁРСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШАХТЁРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ПОСЁЛКА САДОВОЕ»

(МБОУ «ШАХТЁРСКАЯ СШ ПОС.САДОВОЕ»)









Сценарий урока

на тему:

«Неологизмы»














Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Ворушило Е.А.









2022 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!